Автор: Майкл Бретт (Michael Brett), регулярно публикует свои аналитические материалы в британской газете Financial Times. Основные термины выделены в тексте и приводятся с параллельными англоязычными терминами. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.
Основополагающей для всех финансовых рынков является идея получения дохода (earnings) на деньги. Деньги должны работать для своего владельца. Далее представлены (без дотошного анализа налоговых вопросов) некоторые способы, позволяющие это сделать:
- Вы депонируете $1000 в банк, который выплачивает вам 5% годовых. Другими словами, ваш капитал в $1000 приносит вам $50 в год, которые и составляют доход (return) на ваши деньги. Когда вы захотите взять вашу $1000 обратно, вы получаете $1000 плюс все накопившиеся проценты, не больше и не меньше. При условии, что ваш банк или строительное общество не собираются обанкротиться, ваш капитал в $1000 не подвержен риску, за исключением инфляции, которая может каждый год уменьшать покупательную способность (purchasing power) этих денег.
- Вы можете купить золотой слиток стоимостью $1000, потому что вы рассчитываете на рост цен на золото. Скажем, если цена золота по истечении года выросла на 20%, вы можете продать ваше золото за $1200 и получить прибыль (profit) или прирост капитала (capital gain) в $200 на ваше капиталовложение в $1000. Другими словами, вы получите на свои деньги доход в 20%. Если же цена на золото не изменится, то вы не заработаете ровным счетом ничего, потому что товары вроде золота не приносят процентов.
- Вы используете ваши $1000 для покупки ценных бумаг (securities), которые обращаются на фондовом рынке. Обычно это будут государственные облигации (government bonds) (известные как золотообрезные ценные бумаги (gilt-edged securities, или gilts) или обыкновенные акции компаний (ordinary shares). Первые почти всегда предлагают процентный доход (income); вторые обычно также предлагают его. Традиционные золотообрезные бумаги с государственными гарантиями приносят фиксированную ставку процента. По обыкновенным акциям обычно выплачивается дивиденд (dividend) из тех прибылей, которые зарабатывает компания. Если прибыли компании растут, дивиденды, вероятно, увеличатся, но нет никаких гарантий, что эти дивиденды вообще будут. Если компания терпит убытки или испытывает недостаток наличных средств, она может оказаться вынужденной прекратить выплату дивидендов. Но когда вы покупаете ценные бумаги, которые торгуются на фондовом рынке, доход на вашу тысячу фунтов не ограничивается процентом или дивидендом, которые вы получаете. На фондовом рынке цены этих ценных бумаг также будут расти и падать, и ваша первоначальная инвестиция в $1000 соответствующим образом будет стоить больше или меньше. Поэтому вы принимаете на себя риск прироста капитала или капитальных убытков (capital losses).
Предположим, вы покупаете на $1000 обыкновенные акции, которые приносят вам ежегодный дивиденд в сумме $30. Вы получаете прибыль, или дивидендный доход (dividend yeild), на ваши инвестиции в 3% в год ($30 в процентах от $1000). Если по истечении года рыночная стоимость ваших акций стоимостью $1000 фунтов выросла до $1070, вы можете продать их с приростом капитала в $70 (или 7% прибыли на первоначальное вложение капитала). Поэтому ваш общий доход (overall income) за год (до уплаты налогов) состоит из $30 процентного дохода и $70 прироста капитала: всего получается $100, или 10% общего дохода на вашу первоначальную инвестицию в $1000.
Инвесторы в целом готовы получать гораздо более низкие первоначальные доходы по акциям, чем по бумагам с фиксированным процентом, потому что они рассчитывают на его рост (и соответственно стоимость капитала (capital value) в виде акций) в будущем. Большинство инвесторов, которые вкладывают деньги в обыкновенные акции, стремятся к приросту капитала по крайней мере в такой же степени, как к росту дохода.
Заметим, что если вы покупаете ценную бумагу, то берете на себя и риск падения цены, будь это государственная облигация или акция. Но в случае государственных облигаций государство по крайней мере гарантирует доход. В случае с акциями существует второй слой риска: компания может не получить достаточной прибыли или столкнуться с нехваткой наличности для выплаты дивидендов.
Наконец, вы можете просто вложить эти $1000 в свой бизнес. Так как эта возможность с самого начала не влечет за собой использования финансовых рынков, мы проигнорируем ее.
Итак, подведем итог: деньги могут быть вложены для получения дохода; они могут использоваться для покупки товаров, стоимость которых, как ожидается, вырастет, а возможно и нет (включая ваш собственный дом); или могут быть прямо или косвенно инвестированы в ценные бумаги фондового рынка, которые обычно приносят доход, но также могут приносить капитальные прибыли и убытки. В каждом из этих направлений существует множество вариаций.
Рынки и процентные ставки
Для каждого вида инвестиций и для множества производных от них инструментов существует рынок (market). Это не какое-то физическое место для торговли: сделки заключаются по телефону, а цена, которую заемщики платят за пользование деньгами,— это процентная ставка. Есть рынок для валют (currencies) — валютный рынок (foreign exchange, или forex). Существуют рынки товаров (commodities). Имеются также рынки государственных облигаций и корпоративных акций: основным внутренним рынком здесь выступает Лондонская фондовая биржа. Большинство из того, что вы читаете на финансовых страницах, касается именно этих рынков, их движения и инвестиций, которые с ними связаны.
Никакой из рынков не является совершенно независимым от других. Связующим фактором выступает цена денег (cost of money) (или доход, который инвестор может получить на свои деньги, что является обратной стороной той же монеты). Если процентные ставки растут или падают, то, скорее всего, возникнет волнение на всех финансовых рынках.
Это самый важный механизм в финансовой сфере. Он является основой большинства событий, о которых пишет финансовая пресса: от обсуждения ставок по закладным до причин изменений на рынке золотообрезных государственных бумаг. Деньги будут притягиваться туда, где они принесут самый хороший доход, соответствующий тому риску, который инвестор согласен взять на себя, и тому промежутку времени, на который он может связать свои деньги. Вот несколько общих правил:
- Чем больше денег вы должны инвестировать, тем выше доход, который вы можете ожидать.
- Чем дольше срок, на который вы согласны связать свои деньги, тем выше доход, который вы можете ожидать.
- Чем больше риск, который вы согласны взять на себя, тем выше доход, на который вы вправе рассчитывать, если все пойдет хорошо.
Однако заметим, что основные факторы, влияющие на краткосрочные процентные ставки, не всегда совпадают с теми, которые влияют на долгосрочные ставки, хотя эти два набора факторов будут взаимодействовать между собой. Статьи в прессе должны четко указывать, с каким типом процентных ставок они имеют дело.
Разный доход на разные инвестиции
В пределах финансовой системы существуют различные уровни доходности вложений, которые отвечают разным потребностям инвесторов. Процентные ставки (interest rates) могут быстро изменяться, и все реальные примеры, которые мы используем, могут быстро устаревать. Поэтому нам безопаснее воспользоваться гипотетическими примерами. Итак, инвестор может согласиться с доходом в 4% или меньше на свои деньги, помещенные на краткосрочный банковский депозит.
Низкая ставка процента — это цена безопасности и удобства. В то же самое время он может ожидать получения 5%, если согласится предоставить свои деньги в кредит сроком на один год. Если он согласен воспользоваться шансом на прирост или убыток капитала за счет покупки золотообрезной ценной бумаги на фондовом рынке, то он мог бы рассчитывать на доход, скажем, в 6,5%.
Однако указанные доходы, доступные для инвесторов, будут расти и падать вместе с изменениями цены денег. Что вызывает эти изменения, это уже другое дело. На данный момент достаточно отметить, что есть моменты, когда деньги стоят дешево (процентные ставки низкие), и периоды, когда деньги обходятся дорого (процентные ставки высокие).
Предположим, что процентные ставки растут. Инвестор, который был согласен на 4% за свои деньги и возможности быстро получить их на руки, вправе ожидать более высокого дохода, чтобы соответствовать процентным ставкам, предлагаемым где-нибудь в другом месте. Поэтому процентная ставка по краткосрочным депозитам может быть поднята хотя бы до 5%.
Аналогичным образом тот инвестор, который собирался связать свои деньги сроком на один год, больше не соглашается на 5%. Он согласится отдать свои деньги в кредит сроком на один год, только если ему предложат, скажем, 6%. Поэтому всякий, кто готов взять годовой кредит, должен предложить кредиторам более высокую ставку процента.
Для наших рассуждений точные размеры ставок не имеют значения. Суть в том, что, когда одна процентная ставка заметно изменяется, большинство других ставок обычно будут изменяться в том же самом направлении. Но при этом все же будет сохраняться разница между ставкой, которую получает инвестор, если он размещает свои деньги на несколько недель, и той ставкой, которую он получает за отказ от своих денег на один год, хотя величина этой разницы также может измениться. Обычно обе ставки будут повышаться, если процентные ставки в целом растут.
Различие возникает чаще между поведением краткосрочных (short-term) и долгосрочных (long-term) процентных ставок. Правительство может манипулировать краткосрочными процентными ставками, чтобы решить определенные экономические задачи. Например, ставки могут быть подняты, чтобы остановить экономическую активность в случае перегрева экономики или для поддержания стоимости валюты, если она демонстрирует признаки нежелательной слабости.
Более долгосрочные процентные ставки — например, доходность облигации с десятилетним сроком погашения — больше зависят от долгосрочных инфляционных ожиданий инвесторов. Если инвесторы считают, что инфляция демонстрирует тенденцию к долгосрочному падению, то возможна ситуация, при которой доходность долгосрочных облигаций падает ниже ставок процента по краткосрочным деньгам, которые сознательно поддерживаются на высоком уровне, чтобы предотвратить бесконтрольный бум.
Альтернативная стоимость денег
Есть еще одно понятие, которое нам нужно объяснить на данном этапе: это альтернативная стоимость денег (opportunity cost of money). Предположим, что вы могли бы совершенно безопасно положить свои деньги в банк на один год под фиксированную ставку 5%. По истечении года инвестированные вами $100 выросли до $105 с учетом накопленного процента (мы снова не учитываем налоги). Если вы решаете поступить со своими деньгами как-то иначе, вы теряете возможность безо всякого риска заработать эти 5%. Поэтому 5% представляют собой альтернативную стоимость денег.
Использовать свои деньги другими способами имеет смысл только в том случае, если вы сможете получить доход выше 5% годовых. Допустим, в качестве инвестиции вы покупаете картину за $100 в надежде через год продать ее с прибылью. Это имеет смысл только в случае возможности продать ее дороже, чем за $105. Если вы раздумываете об инвестициях в производство, вам нужно нацеливаться на доход выше 5% (а на практике он должен быть значительно больше). Изменения в процентных ставках меняют альтернативную стоимость денег и имеют глубокие последствия для целого ряда инвестиционных решений.
Родственным понятием альтернативной стоимости является концепция временной ценности денег (time value of money). Если вы можете получить доход в 5%, то сегодня можно инвестировать $1, чтобы год спустя он вырос с учетом накопленного процента до $1,05. Эта сумма в $1,05 впоследствии может быть инвестирована еще на один год под те же 5% и вырасти до $1,103. И так далее.
Таким образом, мы могли бы сказать, что при ставке сложного процента (compound interest rate) 5% годовых сумма $1,103, полученная через два года, обладает такой же ценностью, что и $1 сегодня, поскольку сегодняшний $1 вырос бы за два года как раз до $1,103. Таким образом, при годовой ставке 5% $1,103 — это будущая стоимость (future value) $1 через два года. Если перевернуть это высказывание, то $1 — это текущая стоимость (present value) суммы $1,103, которая будет получена через два года.
Другими словами, даже если мы забываем об инфляции, деньги, полученные в будущем, стоят меньше, чем аналогичная сумма денег сегодня. При ставке процента 5% (или учетной ставке, или норме дисконта (discount rate) 5%) текущая стоимость $1, который подлежит получению через год, составляет $0,952, поскольку именно $0,952 — это та сегодняшняя сумма, которая бы выросла до $1 через один год при ставке 5% годовых. При норме дисконта 10% текущая стоимость $1, которая подлежит получению через год, составляет только $0,909. И так далее.
В сущности, большинство инвестиций — это выплата единовременной суммы сегодня в обмен на право получения одной или нескольких сумм в будущем. Поэтому, если кто-то говорит, что через год он отдаст вам $1, сколько бы вы могли позволить себе заплатить за это сегодня? Если вы рассчитываете получить на ваши деньги доход в 5%, вы бы дисконтировали сумму по учетной ставке 5% и обнаружили, что могли позволить себе заплатить $0,952.
Если вы рассчитываете на доход в 10%, вы бы провели дисконтирование с использованием нормы дисконта 10% и нашли бы, что можете заплатить только $0,909. Подобные расчеты — на значительно более сложном уровне и применяемые к целому ряду будущих поступлений — лежат в основе многих инвестиционных расчетов. Приведенные выше примеры иллюстрируют последствия изменений процентных ставок по многим видам инвестиций. Когда растут процентные ставки, доходы, которые ожидают получить инвесторы, также растут, поэтому (при прочих равных условиях) цена, которую они могут позволить заплатить за данную инвестицию, будет падать.