Опросы руководителей, занимающихся паблик рилейшнз, показывают, что для достижения успеха в этой сфере необходимы такие качества, как мастерство общения, знание средств массовой информации и менеджмента, умение решать проблемы, мотивация и любознательность.
Автор:
Аллен Х. Сентер
(Allen H. Center), ведущий преподаватель университета Сан-Диего, вице-президент по PR корпорации Motorola, Inc. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.
Опросы руководителей, занимающихся паблик рилейшнз, показывают, что, по их мнению, для достижения успеха в этой сфере необходимы такие качества, как мастерство общения, знание средств массовой информации и менеджмента, умение решать проблемы, мотивация и любознательность.
Факторы, обусловливающие достижение успеха в паблик рилейшнз
Навыки:
Грамотная письменная речь;
Искусство устного убеждения.
Знания:
Глубокое знание различных средств массовой информации;
Понимание процесса руководства;
Деловая и финансовая хватка.
Способности:
Умение решать проблемы;
Умение принимать решения;
Умение работать с людьми, завоевывать их доверие;
Способность принимать на себя ответственность.
Качества:
Предсказуемость и способность к здравым суждениям;
Энергичность и энтузиазм;
Широта интересов и любознательность;
Умение выслушать собеседника;
Умение «держать удар»;
Стиль.
Далее представлен перечень свойств личности, необходимых для достижения успеха в сфере паблик рилейшнз. Консультант в области паблик рилейшнз Ричард Лонг выделил пять качеств, необходимых для быстрого карьерного роста.
1.
Результативность. Самым важным ключом к успеху является репутация человека, умеющего добиться нужного результата, т.е. человека, ориентированного на достижение цели. Работодатели и клиенты платят за результаты, а не за упорную работу и огромные усилия.
2.
Концептуализация. Еще одним фактором успеха является способность сосредоточиться на потребностях работодателя и клиента. Хороший «концептуализатор» — это тот, кто умеет быстро обучаться, умеет внимательно выслушать и взять на заметку любую информацию, которая может потребоваться в дальнейшем.
3.
Отношения между людьми. Большими шансами добиться успеха в области паблик рилейшнз обладают «командные игроки», умеющие сбалансировать личные цели с целями организации. Такие люди умеют работать с руководством, даже если они остаются при собственном мнении.
4.
Стиль. Самым важным свойством, относящимся к понятию «стиля», является принцип «могу сделать». Еще один принцип — конструктивная компетенция. Наибольшие шансы на успех имеют те, чья уверенность трансформируется в искусство убеждать других и умение добиваться наибольшей отдачи от своей деятельности в сфере паблик рилейшнз.
5.
Нематериальные факторы. Это качество почти не поддается описанию, и, тем не менее, именно с помощью таких качеств, как харизма, выразительная внешность и «пробивные способности» руководители оценивают людей, занимающихся паблик рилейшнз. Отправляйтесь туда, где «учат на начальников». Сверхзадачей, однако, является поиск способов облегчить жизнь своего начальника. Постарайтесь понять, что именно ваш начальник ожидает от вас.
Перечень качеств, необходимых для успеха в паблик рилейшнз
1.
Реакция на конфликтные ситуации. Самые успешные специалисты в области паблик рилейшнз — сильные личности, хотя это далеко не всегда очевидно даже для них самих. Зачастую они проявляют себя с наилучшей стороны, попадая в критические ситуации, и, вместо того чтобы решать проблемы путем абстрактного анализа, они достигают практических решений путем прямого действия.
2.
Личная инициатива. Успешные специалисты в области паблик рилейшнз предпринимают необходимые действия еще до того, как соответствующая ситуация достигнет критического состояния. Обычно они не ожидают указаний по решению той или иной проблемы, предпочитая проявить личную инициативу. Они стремятся прогнозировать изменения и своевременно адаптироваться к ним. Они являются инициаторами действий в сфере паблик рилейшнз.
3.
Любознательность и способность быстро обучаться. Профессионал в области паблик рилейшнз должен обладать пытливым умом, стремиться узнать как можно больше о выпускаемой продукции и предоставляемом обслуживании, о клиентах организации и ее конкурентах. Поскольку паблик рилейшнз не принадлежат к числу точных наук, зачастую специалисту в области паблик рилейшнз, чтобы решить ту или иную проблему, приходится проверять на практике различные подходы, многие их которых могут оказаться неработоспособными. В таких случаях профессионалы воспринимают это не как грубый просчет со своей стороны, а лишь как урок на будущее. Они решают проблемы за счет своего упорства и интеллекта. Они никогда не считают, что процесс обучения для них уже завершился.
4.
Энергичность, энтузиазм и амбициозность. Успешные специалисты в области паблик рилейшнз, как правило, энергичны, амбициозны и полны энтузиазма. Они работают быстро и не боятся разумного риска. Это очень важный элемент личности специалистов в области паблик рилейшнз. Для большинства классных специалистов самым мощным стимулом в работе являются проблемы, которые им предстоит решить, они готовы работать часами, чтобы достичь своей цели.
5.
Объективность мышления. Специалисты в области PR должны быть как можно более объективными и опираться в своих суждениях исключительно на факты. Они должны точно знать, что и когда следует сделать или сказать. У них должно быть обостренное «чувство времени». Они должны уметь в нужный момент сконцентрироваться и сосредоточить внимание на самых сложных и запутанных подробностях, у них должна быть развита наблюдательность. Эти качества особенно важны для консультанта.
6.
Гибкость. Очень важно, чтобы специалист в области паблик рилейшнз умел встать на точку зрения другого человека (например, своего руководителя, редактора журнала или враждебно настроенной аудитории).
7.
Готовность прийти на помощь другим. Самым успешным специалистам в области связей с общественностью присуще желание помогать людям. Удовольствие быть свидетелем успеха других — один из важнейших мотивов поведения таких людей.
8.
Дружелюбие. Специалисты в области паблик рилейшнз обычно воспринимаются как приятные, дружелюбные и искренне заинтересованные в других люди. Гораздо реже их воспринимают как обидчивых, ожесточенных или враждебно настроенных людей. Эти люди легко заводят новые знакомства и бережно относятся к старым.
9.
Универсализм. Настоящие профессионалы в сфере паблик рилейшнз зачастую с успехом действуют во многих областях, поскольку они склонны к разумному риску и проявляют живой интерес ко всему, что их окружает. Лучшие из специалистов в области паблик рилейшнз являются «универсалами со специализацией». Стремление учиться и умение сосредоточиваться на самых разных предметах помогает им быстро адаптироваться к новым задачам, разнообразным проблемам и потребностям клиентов.
10.
Отсутствие комплексов. Успешные специалисты в области паблик рилейшнз гораздо менее застенчивы и закомплексованны, чем другие работники. Возможно, это объясняется тем, что зачастую они выполняют роль «катализаторов». Несмотря на то что некоторые специалисты обладают повышенным самомнением, часто они бывают довольно скромными людьми, предпочитающими оставаться в тени, афишируя заслуги и достоинства других людей. Это качество внутренне присуще настоящим профессионалам в области PR.
Среди других качеств, интересующих работодателей, следует отметить понимание сущности соответствующего бизнеса (т.е. бизнеса, которым занимается данная организация), умение пользоваться компьютерной техникой и новыми технологиями средств массовой информации, начитанность и осведомленность о текущих событиях, умение преодолевать неверие в собственные силы и импровизировать. Однако есть качество, больше других ценимое всеми без исключения работодателями. Речь идет об умении четко, лаконично и грамотно выражать свои мысли в письменном виде. Вот что по этому поводу сказал один из руководителей: «Слишком часто умению четко излагать свои мысли на бумаге уделяется недостаточно внимания, и многие профессионалы в области паблик рилейшнз на протяжении всей своей служебной карьеры так и не могут понять, что же мешает им добиться еще более впечатляющих результатов. Итак, прежде чем приступать к деятельности в сфере паблик рилейшнз, постарайтесь овладеть основами письменной речи».
Другой руководитель утверждает: «Если наш опыт можно назвать типичным, то искусство письменной речи является одним из самых слабых мест большинства новичков в сфере паблик рилейшнз. Это явление относится к числу тех, которые просто не укладываются у меня в голове».
Коротко говоря, успех как начинающих, так и опытных специалистов в области паблик рилейшнз зависит от их умения подготовить грамотные, доступные для понимания, информативные и убедительные материалы для публикации или устного выступления.