Автор: Иван Пaвлoвич Подласый, профессор, доктор педагогических наук, Челябинский государственный педагогический университет.
Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называются общими. Те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, называются частными (конкретными).
В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.
Общие закономерности процесса обучения характеризуются вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними, а также лаконичностью и точностью формулировок.
Этим требованиям отвечают следующие общие закономерности процесса обучения.
1. Общие закономерности процесса обучения
1.1. Закономерность цели обучения
Цель обучения зависит от:
- уровня и темпов развития общества;
- потребностей и возможностей общества;
- уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
1.2. Закономерность содержания обучения
Содержание обучения (образования) зависит от:
- общественных потребностей и целей обучения;
- темпов социального и научно-технического прогресса;
- возрастных возможностей;
- уровня развития теории и практики обучения;
- материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
1.3. Закономерность качества обучения
Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:
- продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов;
- характера и объема изучаемого материала;
- организационно воздействия обучающих;
- обучаемости учащихся;
- времени обучения.
1.4. Закономерность методов обучения
Эффективность дидактических методов зависит от:
- знаний и навыков в применении методов;
- цели обучения;
- содержания обучения;
- возраста учащихся;
- учебных возможностей (обучаемости) учащихся;
- материально-технического обеспечения;
- организации учебного процесса.
1.5. Закономерность управления обучением
Продуктивность обучения зависит от:
- интенсивности обратных связей в системе обучения;
- обоснованности корректирующих воздействий.
1.6. Закономерность стимулирования обучения
Продуктивность обучения зависит от:
- внутренних стимулов (мотивов) обучения;
- внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
2. Конкретные закономерности обучения
2.1. Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности
- Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.
- Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий.
- Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий.
- Результаты обучения (в известных пределах) находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения обучаемыми.
- Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны значимости для учащихся усваиваемого содержания.
- Результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность.
- Результаты обучения зависят от применяемых методов.
- Результаты обучения зависят от применяемых средств.
- Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений зависит от характера созданной преподавателем учебной ситуации.
- Результаты обучения зависят от способа расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части.
- Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя.
Обучение путем «делания» в 6-7 раз продуктивнее обучения путем «слушания».
2.2. Гносеологические закономерности обучения
- Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны умению учащихся учиться.
- Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна объему учебной (познавательной) деятельности учащихся.
- Продуктивность усвоения знаний, умений (в известных пределах) прямо пропорциональна объему практического применения знаний, умений.
- Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности.
- Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта.
- Продуктивность усвоения знаний, умений находится в прямой пропорциональной зависимости от потребности учиться.
- Продуктивность творческого мышления учащихся улучшается при использовании увеличенных шагов обучения, а результативность вербального запоминания знаний (в известных пределах) улучшается при использовании уменьшенных порций материала.
- Продуктивность усвоения зависит от уровня проблемности обучения, от интенсивности включения учащихся в разрешение посильных и значимых для них учебных проблем.
2.3. Психологические закономерности обучения
- Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности.
- Продуктивность обучения, (в известных пределах) прямо пропорциональна учебным возможностям учащихся.
- Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна количеству тренировочных упражнений.
- Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интенсивности тренировки.
- Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся.
- Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню и стойкости внимания учащихся.
- Результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от способности учащихся к овладению конкретными знаниями, умениями, от индивидуальных склонностей обучаемых.
- Продуктивность обучения зависит от уровня, силы, интенсивности и особенностей мышления обучаемых.
- Продуктивность обучения (в известных пределах) зависит от уровня развития памяти.
- Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна работоспособности обучаемых.
- Закон Йоста. Из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.
- Закон Йоста. При прочих равных условиях для достижения критерия усвоения требуется меньше проб при заучивании материала методом распределенного научения, чем методом концентрированного научения.
- Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала.
- Продуктивность деятельности зависит от уровня сформированности навыков и умений.
- Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения (фон Кубе).
- Процент сохранения заученного учебного материала обратно пропорционален объему этого материала (Г. Эббингауз).
- При прочих равных условиях эффективность распределенного заучивания материала выше эффективности концентрированного заучивания (И. Каин, Р. Уилли).
2.4. Кибернетические закономерности обучения
- Успешность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.
- Качество знаний зависит от их контроля. Частота контроля есть функция от продолжительности обучения: P= N / (0,981 х S x a), где N — число наблюдаемых оценок, а — число учащихся, подвергнутых инспектированию, S — число занятий по учебному плану за инспектируемый период (Г.В. Воробьев).
- Качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом.
- Эффективность управления находится в прямой пропорциональной зависимости от количества и качества управляющей информации, состояний и возможностей учащихся, воспринимающих и перерабатывающих управляющие воздействия.
- Продуктивность обучения повышается, если модель действия, которое необходимо выполнить («программа движений») и ее результаты («программа цели») опережают в мозгу саму деятельность (П.К. Анохин).
2.5. Социологические закономерности обучения
- Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении.
- Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов.
- Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды», интенсивности взаимообучения.
- Эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности, вызванной соревнованием.
- Эффективность обучения зависит от качества общения учителя с учащимися.
- Дидактогения (грубое отношение учителя к обучаемым) ведет к снижению эффективности обучения в целом и каждого учащегося в отдельности.
2.6. Организационные закономерности обучения
- Успешность обучения зависит от организации. Лишь такая организация обучения является хорошей, которая развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность.
- Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.
- Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны работоспособности учащихся.
- Результаты обучения зависят от работоспособности учителя.
- Умственное утомление приводит к торможению органов чувств: четыре часа учебных занятий снижают порог чувствительности анализаторов более чем в 2 раза (Вагер, Блажек).