Автор: Виктор Ceргeeвич Алексеевский, кандидат экономических наук, доцент менеджмента, основатель факультета менеджмента Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического университета.
В основе поведения человека находится «рефлекс цели» — стремление достигнуть намеченного результата. Для этого нужна постоянная собственная психологическая установка: не останавливаться на достигнутом, не бояться трудностей и уважать, оценивать полученные знания и умения с позиций достижения цели. Конкретные цели человек ставит для исполнения потребностей, которые бывают трех типов:
- природные, естественные (пища, питье, жилище, семья и т.п.);
- социальные (общение, признание, положение);
- личностные (самореализация человека в обществе, в деле, в семье и т.п.)
Получение престижной профессии позволяет реализовать все виды потребностей человека и понимание этого формирует у него столь мощную мотивацию к обучению, что возникает комплексная способность к самообучению. Однако существовавшие до сих пор методы обучения не были настроены на использование подобной мотивации.
Со времен средневекового педагога Яна Каменского применялась «знаниевая модель» обучения, когда человек последовательно и механистически углублялся в предмет: знания, навыки, умения. При этом образование строилось на том, что человек должен был усвоить любым способом (понимать ли, зубрить ли) определенный объем знаний. На этих знаниях путем повторений вырабатывалось умение, которое в процессе дальнейших тренировок и упражнений превращалось в устойчивый профессиональный навык выполнять качественно какую-либо работу.
Эта модель позволила обучить грамоте и трудовым навыкам людей прошлых эпох — феодализма и раннего капитализма. Но в ней недостаточно учитываются личность и способности к самообучению. Поэтому мотивация к обучению чаще всего проявляется как внешнее стимулирование: угроза наказания или лишения удовольствий, еды, питья, сна. Продуктивность такой модели обучения в современных условия недостаточна, а форма ее противоречит представлениям о правах личности и демократических свободах.
К настоящему времени усилиями многих прогрессивных педагогов-новаторов создается на практике новая «способностная модель» обучения:
Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
В ней максимально учитываются личностные предпосылки к более успешному способу усвоения знаний и выработки навыков и умений. Она построена на использовании и развитии имеющихся у человека его особых способностей к восприятию действительности, способностей к определенным видам труда. Тем самым создаются предпосылки построения личностно-ориентированной системы обучения, предполагающей использовать самомотивацию к обучению на основе самоопределения, самоорганизации и самореализации.
Иначе говоря, используется процесс самопознания личности, провозглашенный еще древними греками («Познай себя!») в качестве источника внутренней энергии развития личности. Поэтому прежнюю модель обучения мы можем образно представить как кувшин с водой, наполняемый камнями до тех пор, пока не потечет из него вода (умения к работе). Новую модель следует представить в виде свечи или горящего факела, который освещает человеку дорогу к цели.
Эта модель обучения помогает человеку утверждать в себе призвание к делу, т.е. самому что-то создавать, придумывать новые способы работы, а не только использовать заученные приемы работы и старые знания. Поэтому менеджер, обученный на принципах данной модели, не будет задавать себе в процессе самоопределения вопрос: нравится мне это дело или нет?
Дело в том, что он заранее знает, что нравиться может лишь то, что получается у человека. Получается то, к чему есть способности ума, рук, глаз, тела, памяти. Поэтому ощущение удовольствия от получаемых знаний служит сигналом того, что вы на правильном пути. Иначе говоря, данная модель приучает человека прислушиваться к себе, изучать себя, строить себя и свою судьбу, исходя из собственных ресурсов личности: способностей, ума, нравственности и характера.
Однако помимо понимания процесса мотивации следует использовать в процессе самообучения особый акт настройки личности и организма, который называют установкой. Она как бы находится между мотивацией и деятельностью.
Так, если установка, сформированная обстоятельствами или осознанием цели, слабая, то малейшее препятствие может помешать человеку действовать в направлении к цели, а мощная установка (в виде осознания социальной значимости поступка, например, спасения ребенка) не позволяет отвернуться от намеченной задачи и выполнить ее. У студентов установка выступает как готовность к обучению данной специальности путем преодоления сложности предмета, преодоления собственной лени или инертности.
Наличие сильной установки означает обретение социальной зрелости личности студента, его готовности к гармоническому развитию и как человека, и как специалиста. Необходимость такой установки очевидна. Как писал Лев Толстой, «если намечаешь в каком-то месте переплыть реку, то бери выше, — иначе снесет!»
Обучающимся необходимо в самом начале научиться процессу самоопределения и настраивания на преодоление себя, на формирование установки к деятельности и тем самым — на обеспечение готовности к обучению. Для этого необходимо:
- выработать способность контролировать себя и поддерживать устойчивое произвольное внимание при изучении материала;
- сдерживать свои эмоции, свою импульсивность при выслушивании других, а также формировать рассудительность при ответах;
- вырабатывать способность к элементарным обобщениям;
- вырабатывать способность давать функциональное определение значения слов, находить их иное выражение (синонимы);
- тренировать память, чтобы создать объем кратковременной памяти не менее четырех смысловых единиц, что позволит быстро запоминать фразу.
Эти развитые способности позволят быть активным при восприятии и усвоении лекционного материала: слушать, писать краткий конспект, составлять свои логические схемы и образные иллюстрации и таблицы. Именно с этого начинается освоение культуры умственного труда, к сфере которого относится работа менеджера, поскольку важнейшими ее элементами являются: анализ управленческой ситуации, выявление причин случившегося, принятие решений, определение способа достижения цели и решения задач и т.п.
Поэтому важно знать, какие факторы (силы) влияют на качество умственного труда — это прежде всего факторы усвоения материала и факторы сохранения продолжительной работоспособности.
Известно, что в основе деятельности человека лежат определенные способности к труду, которые раскрываются понятиями дееспособности и работоспособности.
Дееспособность (физиологическая) — способность человека к различным, качественно разнородным видам труда: от простейших его видов (землекоп, дровосек) до более сложных, например водитель, токарь, еще более сложных (геодезист, наладчик аппаратуры), и совсем сложных: конструктор, инженер, программист, экономист, менеджер. Дееспособность проявляется в развитии и освоении различных видов физической и умственной деятельности, в различном сочетании этих видов труда.
Работоспособность — способность человека выполнять точно специфическую работу в течение длительного времени без снижения ее качества и уровня производительности труда. Учитывая разные уровни физической и психической тренированности людей к профессиональной (специальной) деятельности, следует понимать и разный уровень работоспособности. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, психологической настроенности, физической силы, чувства ответственности и сознательного отношения к делу, от взаимоотношений работника с окружающими его людьми. Таким образом, на работоспособность оказывают влияние следующие факторы:
- рефлекс цели — как заранее осмысленный результат его будущей работы;
- мотивы — повод, побудительные причины;
- эмоции — чувства, переживания.
Нередко мы пренебрегаем тем, что выносливость организма зависит от уровня эмоционального восприятия и эмоционального накала труда. Академик П.К. Анохин считал, что «эмоциональная основа для любых действий человека, и в особенности для реализации целей и намерений, является самым существенным «топливом», без которого все начинания человека разбиваются о первые же препятствия».
Эмоции человека формируются под воздействием общения, музыки, стихов, созерцания природы или предметов искусства. Эмоциональные переживания позволяют поддерживать высокий уровень умственных способностей. В противном случае мозг становится логической машиной и лишает нас удовольствия, счастья творческой стороны познания жизни. Поэтому нужно обязательно в процессе обучения сохранять эмоциональную сторону жизни: музыка, стихи, живопись, природа постоянно должны быть вкраплены в студенческую жизнь и в учебную деятельность.
Еще со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувство. На глубину усвоения материала влияют психические процессы отдельного человека. Важнейшие факторы усвоения — внимание, память, умение слушать.
Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Отсюда для формирования личной культуры умственного труда следует сознательно участвовать в учебном процессе, т.е. самому формировать свое поведение.
Активный физический и умственный труд возможен при высокой активности мозга и всех органов чувств, организма в целом. Чрезмерное нервное напряжение подавляет жизнерадостный труд и приводит к необходимости снимать это напряжение, т.е. предупреждать появление уставания и снижения работоспособности. Человек в течение рабочего дня имеет различные уровни работоспособности, которые распределяются по 4 фазам:
- 1 фаза — «врабатывания», длится от 15 до 30 минут в начале рабочего дня;
- 2 фаза — устойчивой работы, длится от 2 до 3 часов;
- 3 фаза — колебания «работа — усталость», — длится 0,5-1 час;
- 4 фаза — устойчивого снижения работоспособности (усталость).
Для поддержания длительной и успешной умственной работы нужно соблюдать ряд правил гигиены умственного труда:
- проветривать помещение, так как в холодном воздухе лучше растворяется кислород, потребность в котором больше в 8-10 раз, чем при физическом труде;
- периодически отдыхать, переключаться с одного вида работы на другой;
- поддерживать строгий режим сна и отдыха;
- учитывать свои биоритмы (в зависимости от того, кто вы: «сова» или «жаворонок»);
- учитывать общие биоритмы: дважды в сутки у человека резко снижается работоспособность сердца — в 13 и в 21 час, в это время не нужны большие умственно-психические и физические нагрузки.
Поэтому для сознательного поддержания уровня восприятия нужно знать и контролировать три стадии снижения работоспособности.
Усталость — сигнал тревоги, указывающий тот момент, когда нужно прервать работу и дать организму отдохнуть, пополнить энергетические запасы. Если этого не сделать, то развивается утомление.
Утомление — снижение работоспособности, как результат труда большой напряженности, интенсивности или продолжительности. Оно выражается в количественном и качественном ухудшении результатов работы. Утомление — это тоже сигнал, но не автоматический тормоз организма. Его можно преодолеть силой воли. Но тогда будет запущен механизм переутомления.
Переутомление — признак патологического состояния, при достижении которого работоспособность полностью не восстанавливается при коротком отдыхе. Поэтому не следует доводить себя, свой организм до переутомления. Необходимо находить способы и время для периодического отдыха, даже путем переключения на другие виды работы. Обязательно создавайте комфортные условия труда — проветривайте помещение, не курите во время умственной работы, сделайте хорошее освещение, уберите источники шума и раздражения.
Важнейшие для обучения характеристики обучающихся
1. Внимание
По выражению К. Ушинского, «внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира». Качество работы менеджера связано с сосредоточенностью, а главный компонент ее — внимание!
Внимание — настроенность организма воспринимать информацию. Оно связано с концентрацией возбуждения, сосредоточенностью, оптимальной установкой органов чувств (прислушивание, приглядывание и т.п.) Вниманием можно управлять, его можно усовершенствовать. Различают несколько видов внимания:
- пассивное — зрительное;
- активное — слуховое;
- произвольное — требует значительных волевых усилий;
- непроизвольное — основано на неосознанной памяти, оптимальной настройке органов чувств, наблюдательности.
Следовательно, можно переходить от зрительного к слуховому вниманию или тренировать себя так, чтобы работали «автоматически» все органы чувств и тем самым обеспечивали бы менее напряженное произвольное внимание. Самым активным является слуховое внимание, поэтому очень важно умение слушать. Это самое трудное — слушать других, так как наш ум не хочет ждать: ведь наша мысль бежит в 5-10 раз быстрее, чем речь.
Поэтому нам кажется, что мы уже знаем то, о чем нам начал с подробностями рассказывать собеседник. И мы слушаем плохо, при этом больше изучаем глазами его внешний вид. Мы слушаем, будучи заняты другими делами и на лекциях. Мы забываем самое главное потому, что внимаем словам, а не мыслям собеседника. Нас оглушают наши эмоции по поводу произносимого содержания, нам хочется сделать замечание, не согласиться. Мы готовим свою словесную контратаку! А надо внимать мыслям говорящего и слушать молча!
2. Память
Это свойство мозга запечатлеть, хранить и в нужный момент воспроизводить то, что было в прошлом, в опыте данного человека. Что он раньше воспринял, продумал, сделал, пережил. У всех людей память индивидуальна, так как состоит из разных видов памяти, используемых в разной доле.
Нередко преобладают отдельные виды памяти: слуховая, зрительная, двигательная, эмоциональная, смешанная, осознанная и неосознанная. В процессе обучения необходимо пользоваться максимально возможным числом видов памяти, что обеспечит более экономное «автоматическое» запоминание.
Существуют два фундаментальных требования, без которых невозможна продуктивная работа памяти:
- наличие мотивации, заинтересованности;
- умение видеть и наблюдать.
Поэтому нужно стараться заинтересоваться в полной мере объектом изучения, поскольку то, что интересует, лучше запоминается.
Нашей памяти помогает воображение, связанное с образами воспоминаний, ассоциациями. Оно обеспечивает создание новых образов, цепочек фактов, что генерирует новые идеи, — возникает творческое решение! Высшим проявлением творческого обращения с памятью является интуиция. Интуиция — это не врожденный дар, а сконцентрированный опыт человека, сочетание изощренной наблюдательности и высокой культуры мышления. Ей свойственно условие высокого эмоционального накала, работа творческой фантазии.
3. Мышление
Основное интегрирующее проявление нашей психики, применяемое в умственном труде. Различают несколько способов мышления: репродуктивное (копирующее), эвристическое (творческое). Основой эвристического мышления являются фантазия и интуиция. Человек, обладающий творческим мышлением, в процессе обучения осваивает и излагает учебный материал, опираясь не только на чужие, но и на собственные суждения, умозаключения и доказательства.
Он здраво и критически относится к чужим мыслям, точкам зрения, добивается аргументации высказанных положений, умело и оригинально отвечает на вопросы, формулирует новые варианты; он умеет видеть проблемы, имеет склонности к исследовательской работе. Творчеству помогает особый тип памяти — комбинационная память, которая позволяет систематизировать, сопоставлять и, наконец, генерировать новое, т.е. творить, созидать. Другой тип памяти — энциклопедическая память. Она обеспечивает накопление знаний и сведений в процессе учебы, жизненного опыта.