Автор: Иван Дмитриевич Ладанов, доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
Предлагаем вам краткую программу овладения мастерством устной речи. Она состоит из семи упражнений. На отработку одного упражнения отводится три дня. Перед началом каждого нового упражнения повторяются все предыдущие. Учебный сеанс длится 15-20 минут в начале программы и примерно 1 час в конце.
В дальнейшем, по мере надобности, можно повторить отдельные упражнения или программу в целом. После двух-трех повторений обучающийся, обладающий коммуникативными способностями, может приобрести достаточно развитые навыки устной речи.
Упражнение 1. Оцените речь выступающего (оратора, диктора, комментатора)
Для тренировки нужно подготовить оценочные листы (для всей программы необходимо иметь 21 лист):
№№ п/п | Основные вопросы | оценка |
1. | Содержательность речи | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
— наличие главной мысли | 1 2 3 | |
— ценность сообщаемых фактов | 1 2 3 | |
— новизна сообщаемого | 1 2 3 | |
2. | Понятность речи | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
— логичность речи | 1 2 3 | |
— учет аудитории | 1 2 3 | |
— ясность языка | 1 2 3 | |
3. | Выразительность речи | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
— правильность ударений в словах и интонация | 1 2 3 | |
— богатство или бедность лексики | 1 2 3 | |
— образность | 1 2 3 |
Оценка производится по трем основным параметрам (содержательность, понятность и выразительность речи), каждый из которых складывается из трех составляющих. Если, например, в выступлении четко прослеживается главная мысль (3 балла), сообщаются ценные факты (3 балла) и оно отличается новизной (3 балла), то по содержательности данное выступление оценивается в 9 баллов. Если степень выраженности этих составляющих не такая яркая, то они оцениваются в 1 и 2 балла. Максимальная общая оценка выступления 27 баллов, однако блестящему оратору можно выставить и 30 баллов.
Лучше всего оценивать тех, кто выступает по телевидению. Сначала целесообразнее брать монологическую речь, потом диалогическую. При оценке диалога соответствующие баллы выставляются обоим собеседникам.
Упражнение 2. Обогащение словаря
Для занятия необходим текст по специальности. Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы заменяются другими глаголами, подходящими по смыслу. Подобное можно проделывать также с именами существительными и именами прилагательными. Первые 5-10 дней под рукой можно иметь словари.
Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов. Оно ценно для развития речи как родного, так и иностранного языка.
Упражнение 3. Краткое выступление по опорным точкам
Для упражнения произвольно берутся пять слов. Можно воспользоваться любой книгой, открыв ее на середине. Занятие состоит в составлении и проговаривании связного рассказа с использованием пяти выбранных слов (существительных, прилагательных, глаголов). На каждый рассказ затрачивается всего 2-3 минуты. На одном занятии следует практиковать не более 3-4 рассказов.
Данное упражнение активизирует воображение и способствует развитию логичности и гибкости ума.
Упражнение 4. Тренировка с зеркалом
Выполняя упражнение 2 и 3, наблюдайте за своим лицом в зеркале. Как вам нравится ваше выражение лица? Нравится ли это выражение другим людям?
Проделайте следующее действие:
а) произнесите несколько взятых из книг слов вяло, нормально, энергично. Следите за мимикой;
б) «изобразите» один и тот же рассказ (упражнение 3) сначала при неподвижном лице, а потом с мимическим сопровождением. Замечайте, какая мимика производит наибольший эффект.
Упражнение с зеркалом способствует выработке навыков по сознательному управлению своей мимикой.
Упражнение 5. Краткое выступление по опорным точкам
Данное упражнение аналогично упражнению 3 с той разницей, что составление рассказа осуществляется здесь на 10 произвольно выбранных словах.
Упражнение 6. Тренировка с диктофоном
Диктофон дает возможность осуществлять обратную связь, которая необходима для устранения изъянов в речи. Кроме совершенствования в устной речи, диктофон способствует тренировке рефлексивности мышления. При прослушивании записи следует: а) оценивать самого себя; б) прогнозировать оценку своей речи другими лицами.
С диктофоном отрабатываются: а) чтение отрывка (прозы, стихотворения) и прослушивание прочитанного; б) пересказ прочитанного текста. В процессе работы обращайте внимание на ударения в словах. Заведите списки слов со сложным или необычным ударением.
Упражнение 7. Диалог
Как известно, диалогическая речь предполагает участие двух лиц, поэтому для тренировки нужен собеседник.
Собеседник подбирается в одном случае из лиц, отрабатывающих данную программу. Тренировка при этом осуществляется на базе одного, трех, пяти опорных слов (см. упр. 3). В другом случае в собеседники намечается любое интересующее вас лицо. Здесь заранее выдвигается тема диалога, составляется план его ведения и выбирается удобный момент для вступления в контакт.
Главная цель данного упражнения — это привлечение собеседника к теме беседы, возбуждение у него интереса к разговору и удержание этого интереса в течение 4-5 минут. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы.