Сравнительный анализ управленческого и бухгалтерского учета

Основное предназначение управленческого учета — предоставление информации руководителям. Грамотная система управленческого учета позволяет точно ответить на вопросы, на чем компания зарабатывает деньги и где она их тратит, какой из выпускаемых продуктов или какое направление бизнеса приносит наибольшие доходы, какова эффективность того или иного управленческого решения — на практике все это не очевидно. Кроме того, управленческий учет позволяет планировать деятельность, оценивать работу сотрудников и является тонким инструментом мотивации.

Автор: Сергей Bacильeвич Пятeнкo, доктор экономических наук, генеральный директор «Экономико-правовой школы ФБК», магистр делового администрирования.

 

Во многих зарубежных университетах и бизнес-школах специальная дисциплина «Управленческий учет» является обязательной. В последние годы в России наметилась аналогичная тенденция как в сфере экономической теории, так и среди менеджеров-практиков.

Основное предназначение управленческого учета — предоставление информации руководителям. Грамотная система управленческого учета позволяет точно ответить на вопросы, на чем компания зарабатывает деньги и где она их тратит, какой из выпускаемых продуктов или какое направление бизнеса приносит наибольшие доходы, какова эффективность того или иного управленческого решения (на практике зачастую все это не очевидно — продукт/услуга, считающаяся выгодной, реально может быть убыточной). Кроме того, управленческий учет позволяет планировать деятельность, оценивать работу сотрудников и является достаточно тонким инструментом мотивации.

В управленческом учете могут использоваться любые единицы измерения (килограммы, метры, часы и т. д.), сгруппированные любым удобным для предприятия образом. Основные соотношения между финансово-бухгалтерским и управленческим учетом приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные различия финансово-бухгалтерского и управленческого учета

Основные параметры Финансово-бухгалтерский учет Управленческий учет
Причины ведения учета Ведение финансово-бухгалтерского учета требует законодательство Зависит от желания топ-менеджеров
Цели Составление обязательных по законодательству финансовых документов для государственных органов, акционеров и т. д. Планирование, управление и контроль
Основные правила (нормативная база) Нормы и правила бухгалтерского учета, устанавливаемые действующим законодательством и соответствующие принципам бухгалтерского учета Внутренние правила учета, самостоятельно устанавливаемые организацией
Методологическая основа структуризации информации Правило «двойной» записи Любая, самостоятельно устанавливаемая организацией
Базовые документы (источники информации) Обязательные финансово-бухгалтерские документы Данные из финансово-бухгалтерской документации, а также любые другие по желанию топ-менеджмента
Потребители Внешние и внутренние пользователи Исключительно внутренние пользователи
Временной аспект «Как это было» согласно правилам бухгалтерского учета «Как это было, есть и будет» с точки зрения реалий бизнеса
Периодичность Регулярная основа (периодически) Любая (как удобно организации)
Единицы измерения Денежные Любые
Степень точности Только точные цифры прошедшего периода Возможны приблизительные оценки и допущения по любым временным отрезкам
Сроки составления В течение нескольких недель после отчетного периода В удобные для топ-менеджеров сроки либо по специальному решению
Описываемый объект Предприятие в целом Предприятие и различные сегменты бизнеса и бизнес-процессов
Использование данных менеджментом Для принятия решений на основе информации о прошедшем периоде Для принятия решений на основе информации, более четко отражающей бизнес предприятия
Кто проверяет правильность ведения Налоговая инспекция, полиция, кредиторы, акционеры Руководитель и топ-менеджеры
Ответственность за правильность ведения За нарушение установленных нормативными документами правил ведения может быть предусмотрена уголовная, административная и финансовая ответственность Степень ответственности определяется внутренними решениями организации в соответствии с ограничениями, налагаемыми трудовым законодательством

 

Каждая компания самостоятельно разрабатывает систему управленческого учета, основываясь на собственных представлениях об информации, необходимой для принятия рациональных управленческих решений. В связи с этим в управленческом учете в принципе не существует единого универсального решения о том, какая информация должна собираться и анализироваться. Соответственно, не бывает и единого универсального уровня детализации.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Что будет, если не управлять дебиторской задолженностью?

Вопрос о различиях управленческого и бухгалтерского учета не только теоретический, от его решения напрямую зависит технология управленческого учета, а значит, стоимость и эффективность процесса. Многие руководители считают, что к построению управленческого учета надо активно подключать бухгалтерию. Так происходит на 80% предприятий, и зачастую результат получается плачевным.

Прежде всего, нынешние бухгалтерии занимаются по большей части учетом финансовым, а теперь еще и налоговым, которые значительно отличаются от управленческого по технологиям и представляемым данным. Финансовый учет точен, должен соответствовать жестким требованиям законодательства и значительно запаздывает по отношению к событию.

Управленческий учет законодательно не ограничен и должен соответствовать только требованиям конкретного руководителя. Информация о произошедших в финансах и на производстве изменениях должна поступать очень оперативно, почти мгновенно. Движение финансовых и материальных потоков на предприятии при детальном изучении может дать массу информации. Например, подробный анализ счета дебиторской задолженности покажет, сколько вам должны случайные и постоянные клиенты; изучение того, как платили постоянные клиенты в прошлом, поможет дать прогноз поступления денег на счет на ближайший месяц.

Нынешние бухгалтеры, и без того замученные инновациями, зачастую ожесточенно сопротивляются попыткам подключить их к внутренним реформам. Более приспособленными для ведения управленческого учета оказываются финансовые отделы на новых предприятиях или планово-экономические — на старых.

Не секрет, что на многих предприятиях финансовый директор и главный бухгалтер находятся в состоянии тайного, а иногда и явного противостояния. Появление в компании позиции финансового директора — нового и более высокого по статусу звена в цепочке управления финансами — нередко вносит неразбериху в устоявшуюся систему взаимоотношений.

В начальный период формирования отечественного бизнеса приоритетными задачами чаще всего были максимизация денежных средств и быстрое приобретение новых активов. Учет был нацелен в основном на минимизацию налогообложения. Теперь же на первый план выходят задачи эффективного управления, которые невозможно решить на основе прежней системы учета.

Кроме того, по мере интеграции в мировое хозяйство компаниям все чаще требуется новая система управленческого учета, интегрированная с бухучетом. В одних компаниях главный бухгалтер становится финансовым контролером (немецкая модель), отвечающим за весь учет в компании — бухгалтерский, налоговый и международный. В других главбух остается главным ведущим налоговым экспертом компании, разрабатывающим корпоративные стандарты и процедуры отчетности и курирующим отношения с соответствующими органами. Он также проводит внутренний аудит налоговой отчетности и консультирует коллег.

Пока еще многие российские бизнесмены не признают приоритета требований бюджета и экономики фирмы над другими аспектами деятельности компании. Однако постепенно жизнь берет свое. Жесткие рамки бюджетно-экономических реалий оказываются важнейшим фактором принятия любых управленческих решений.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Валютные инвестиции: доходность, стоимость и хеджирование

Опыт показывает, что грамотная постановка производства является необходимым, но недостаточным условием процветания. После становления фирмы ключевым фактором ее дальнейшего развития становится организация процесса ведения бизнеса в целом. Преуспевать в течение длительного времени способны те, кто умеет достигать оптимального соотношения издержек и качества продукции.

Даже в периоды бурного экономического роста только они оказываются способны успевать за стремительно растущим спросом. В связи с этим каждый специалист должен иметь определенные базовые бизнес-знания в сфере управленческого учета, поскольку на многие аспекты работы значительное влияние оказывают факторы, связанные со спецификой экономики фирмы.

 

Постановка управленческого учета

Можно выделить несколько этапов процесса организации управленческого учета.

Первый этап — создание рабочей группы. В нее должны входить руководители всех подразделений, которых коснется реформа. Лучше всего, если группу возглавит первое лицо компании (или его заместитель). Все участники обязаны какую-то часть времени (от 10 до 50%) посвящать работе над проектом. Заседания должны проводиться регулярно, при принятии решения нужно обязательно назначать ответственного за его выполнение и устанавливать сроки окончания работы.

На этом этапе осуществляется анализ сложившегося положения дел, изучаются существующие информационные потоки и определяется цель проекта. Это этап диагностики и формулирования концепции построения учета, в том числе учетной политики и управленческого плана счетов. Функциональная диагностика и разработка модели требуют специальных технологий, обеспечивающих скорость, полноту и связность результата, поэтому целесообразно привлечение консультантов. Все остальное компания может выполнить сама.

Второй этап — разделение центров финансовой ответственности (ЦФО): затрат (например, ИТ-служба), дохода (например, отдел сбыта), прибыли (например, филиал) и инвестиций. На данном этапе необходимо точно определить, где и по чьему решению возникают доходы и затраты, чтобы менеджер центра, например, не отвечал за неконтролируемые расходы. До менеджеров центров финансовой ответственности доводятся показатели, достижение которых они обязаны обеспечить. С прагматической точки зрения, достаточно выделить два вида подразделений — приносящие доход и инфраструктурные.

Третий этап — обеспечение необходимого документооборота, в частности разработка методологии (кто, какую информацию, в какую форму и графу вносит) и создание регламента (какая информация, в какой срок и кому поступает, что он с ней делает, кому и когда в каком виде передает). Все это оформляется в виде положения об управленческом учете.

Четвертый этап — обучение работе с системой управленческого учета персонала, непосредственно вовлеченного в процесс. Обучение можно проводить параллельно с формированием управленческой отчетности.

Пятый этап — автоматизация. Причем она должна осуществляться только на самой последней стадии внедрения управленческого учета. Специалисты рекомендуют хотя бы год поработать в любой стандартно-локальной программе, например Excel, и лишь потом, при условии, что затраты на программное обеспечение оправданы, приступать к более глубокой автоматизации.

 

Формирование управленческой информации

Потребности предприятий в управленческой информации изменяются согласно определенным закономерностям, связанным с эволюцией самой организации. Этапы формирования управленческой отчетности можно сформулировать следующим образом:

  • сбор отдельных элементов управленческой информации (поступление денег и задолженность конкретных клиентов, неотложные платежи и т. д.);
  • распределение выручки по подразделениям;
  • распределение издержек по подразделениям;
  • формирование (ориентировочно) бюджета и анализ рентабельности подразделений;
  • распределение выручки от отдельных товаров и услуг;
  • анализ рентабельности отдельных товаров и услуг;
  • прогнозирование доходов и расходов;
  • подготовка и периодическая корректировка достаточно реалистичного бюджета;
  • подготовка отдельных управленческих решений (например, инвестиций) с учетом информации управленческого учета;
  • оценка различных вариантов решений стратегического характера на основе информации управленческого учета.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Четыре главных этапа анализа отчета о прибылях и убытках

 

Поэтапность внедрения управленческого учета обусловлена необходимостью освоения полученных сведений и выработки навыка анализировать их. Постепенность и простота являются залогом эффективности внедрения и развития управленческого учета.

Многие компании начинают заниматься внедрением управленческого учета, лишь столкнувшись с хозяйственными трудностями. Эта проблема выражена в трудах известного публициста от экономики С. Н. Паркинсона, сформулировавшего множество закономерностей деловой жизни, в том числе свои знаменитые «законы». Когда приток денег велик и кажется неограниченным, то единственная экономия, которая имеет место, — это экономия мышления. Во второй половине XX в. Паркинсон описывал эволюцию, период последних 50-70 лет.

В России описываемые им события, наверное, уместились в 10-15 лет развития рыночной экономики. Паркинсон описывал, что «раньше деньги тратились на организацию банкетов и содержание танцовщиц. Но подобным излишествам есть (хотя бы теоретически) некоторые физиологические пределы. На административные новшества подобных ограничений нет, административный персонал и различных консультантов можно содержать в таком количестве, в котором любовницы только раздражают и вообще становятся непереносимы».

Как отмечает автор, привычка к большим доходам и быстро подстраивающимся под них большим расходам приводит к своеобразным новациям в бухгалтерском учете, когда тратятся деньги, которых на самом деле нет. В России с начала 1990-х гг. и до 1998 г. это было важнейшей чертой развития множества компаний. Затем ситуация стала постепенно меняться.

В периоды реформ экономики, когда финансовые потоки существенно сокращаются, отмечается повышение эффективности: компании наводят у себя «в хозяйстве» порядок, налаживают нормальный учет и т. д. Но периоды трудностей, безусловно, являются катализатором процесса осознания необходимости сбора и анализа сведений, способствующих повышению качества управленческих решений.

 

Изучите всю практику управленческого учета в курсе «Управленческий учет»:

Управленческий учет: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс
Управленческий учет: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы