Внешние и внутренние источники финансирования бизнеса

Основными внутренними источниками финансирования любого бизнеса являются чистая прибыль, амортизационные отчисления, реализация или сдача в аренду неиспользуемых активов и др. Однако их объемы, как правило, недостаточны для расширения масштабов деятельности, реализации проектов, внедрения новых технологий и т. д. Поэтому возникает необходимость привлечения собственных средств из внешних источников.

Автор: Игорь Ярославович Лyкaceвич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института.

 

В зависимости от способа формирования собственные источники финансирования бизнеса делятся на внутренние и внешние (привлеченные).

 

1. Внутренние источники собственных средств

Внутренние источники собственных средств формируются в процессе хозяйственной деятельности и играют значительную роль в жизни любого предприятия, поскольку определяют его способность к самофинансированию (self-financing).

Основными внутренними источниками финансирования любого коммерческого предприятия являются чистая прибыль, амортизационные отчисления, реализация или сдача в аренду неиспользуемых активов и др.

В современных условиях предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. Рациональное использование прибыли предполагает учет таких факторов, как планы дальнейшего развития предприятия, а также соблюдение интересов собственников, инвесторов и работников.

В общем случае, чем больше прибыли направляется на расширение хозяйственной деятельности, тем меньше потребность в дополнительном финансировании. Величина нераспределенной прибыли зависит от рентабельности хозяйственных операций, а также от принятой на предприятии политики в отношении выплат собственникам (дивидендная политика).

 

К достоинствам реинвестирования прибыли следует отнести:

  • отсутствие расходов, связанных с привлечением капитала из внешних источников;
  • сохранение контроля за деятельностью предприятия со стороны собственников;
  • повышение финансовой устойчивости и более благоприятные возможности для привлечения средств из внешних источников.

 

В свою очередь, недостатками использования данного источника являются его ограниченная и изменяющаяся величина, сложность прогнозирования, а также зависимость от внешних, не поддающихся контролю со стороны менеджмента факторов (например, конъюнктура рынка, фаза экономического цикла, изменение спроса и цен и т. п.)

Еще одним важнейшим источником самофинансирования предприятий служат амортизационные отчисления.

Они относятся на затраты предприятия, отражая износ основных и нематериальных активов, и поступают в составе денежных средств за реализованные продукты и услуги. Их основное назначение — обеспечивать не только простое, но и расширенное воспроизводство.

Преимущество амортизационных отчислений как источника средств заключается в том, что он существует при любом финансовом положении предприятия и всегда остается в его распоряжении.

Величина амортизации как источника финансирования инвестиций во многом зависит от способа ее начисления, как правило, определяемого и регулируемого государством.

Выбранный способ начисления амортизации фиксируется в учетной политике предприятия и применяется в течение всего срока эксплуатации объекта основных средств.

Применение ускоренных способов (уменьшаемого остатка, суммы чисел лет и др.) позволяет увеличить амортизационные отчисления в начальные периоды эксплуатации объектов инвестиций, что при прочих равных условиях приводит к росту объемов самофинансирования.

В целом адекватная амортизационная политика при определенных условиях может способствовать высвобождению средств, превышающих расходы по осуществленным инвестициям. Данный факт известен как эффект Логмана-Рухти (Lohmann-Ruchti), которые показали, что в условиях постоянных темпов роста инвестиций при использовании линейной амортизации соотношение между ними будет иметь вид

DAi / ICi = ((1 — (1 + g)n ) / g) x n

где g — постоянный темп роста; n — срок полезной службы амортизируемых активов; DAi — амортизационные отчисления в период I; ICi — инвестиции в период i.

Нетрудно заметить, что множитель в квадратных скобках представляет собой приведенную стоимость одной денежной единицы аннуитета.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Вехи разработки инвестиционного проекта: как легче принимать правильные решения

В табл. 1 представлен расчет соотношения между амортизацией и инвестициями для различных темпов роста и сроков эксплуатации активов.


Таблица 1. Зависимость между амортизационными отчислениями и инвестициями, %

Темп роста g, % Срок n, лет
5 10 15 20
3 92 85 80 74
5 87 77 69 62
7 82 70 61 53
10 76 61 51 43

 

Как следует из приведенной таблицы, предприятие, срок полезной службы активов которого составляет 15 лет, а темп роста инвестиций — 5% в год, может финансировать 69% объема инвестиций за счет амортизационных отчислений. Соответственно, остальная часть (31%) должна быть профинансирована за счет нераспределенной прибыли и/или внешних источников.

Таким образом, для более эффективного использования амортизационных отчислений в качестве финансовых ресурсов предприятию необходимо проводить адекватную амортизационную политику. Она включает в себя политику воспроизводства основных активов, политику в области применения тех или иных методов расчета амортизационных отчислений, выбор приоритетных направлений их использования и другие элементы.

В ряде случаев привлечь дополнительные финансовые ресурсы в хозяйственный оборот из внутренних источников можно за счет продажи или сдачи в аренду неиспользуемых основных и оборотных активов. Вместе с тем такие операции носят разовый характер и не могут рассматриваться в качестве регулярного источника денежных средств.

Для оценки способности предприятия к самофинансированию (self financing — SF) и прогнозирования его объемов в соответствующем периоде может быть использовано соотношение

SF = (EBIT — I) (1 — T) + DA x T — DIV

где EBIT — прибыль до выплаты процентов и налогов; I — расходы на обслуживание займов (процентные выплаты); DA — амортизация; Т — ставка налога на прибыль; DIV — выплаты собственникам.

 

Как следует из этой формулы, на способность предприятия к самофинансированию непосредственное влияние оказывает, помимо эффективности хозяйственной деятельности, осуществляемая заемная, амортизационная и дивидендная политика.

Несмотря на преимущества внутренних источников финансирования, их объемы, как правило, недостаточны для расширения масштабов хозяйственной деятельности, реализации инвестиционных проектов, внедрения новых технологий и т. д.

В этой связи возникает необходимость дополнительного привлечения собственных средств из внешних источников.

 

2. Внешние (привлеченные) источники финансирования

Предприятия могут привлекать собственные средства путем увеличения уставного капитала за счет дополнительных взносов учредителей или выпуска новых акций. Возможности и способы привлечения дополнительного собственного капитала существенно зависят от правовой формы организации бизнеса.

Акционерные общества, испытывающие потребность в инвестициях, могут осуществлять дополнительное размещение акций по открытой или закрытой подписке (среди ограниченного круга инвесторов).

В общем случае первичное размещение акций предприятия по открытой подписке (Initial Public Offering — IPO) представляет собой процедуру их реализации на организованном рынке с целью привлечения капитала от широкого круга инвесторов.

Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» под публичным размещением понимается «размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг».

Таким образом, IPO российской компании — это размещение дополнительной эмиссии акций ОАО путем открытой подписки на фондовых биржах, при условии, что до момента размещения акции не обращались на рынке. При этом в соответствии с директивами ФСФР не менее 30% от общего объема проводимого IPO должно быть размещено на отечественном рынке.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Определение стоимости капитала: простое решение сложной задачи

В общем случае подготовка и проведение IPO предполагает осуществление четырех этапов.

  1. На первом (подготовительном) этапе предприятие должно выработать стратегию размещения, выбрать финансового консультанта, перейти на международные стандарты финансовой отчетности, провести аудит финансовой отчетности и систем внутреннего контроля за 3-4 года, предшествующих IPO, осуществить необходимые структурные преобразования, создать публичную кредитную историю, например, путем эмиссии облигаций.
  2. На втором этапе определяются основные параметры предстоящего IPO, проводятся процедуры юридической и финансовой комплексной проверки, а также независимой оценки бизнеса (due diligence).
  3. На третьем этапе осуществляется подготовка и регистрация проспекта эмиссии, принимается решение о выпуске, доводится информация об IPO до потенциальных инвесторов, определяется окончательная цена размещения.
  4. На заключительном этапе происходит собственно проведение размещения, т. е. допуск компании на биржу и подписка на акции.


Финансирование за счет эмиссии
обыкновенных акций имеет следующие преимущества:

  • этот источник не предполагает обязательных выплат, решение о дивидендах принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров;
  • акции не имеют фиксированной даты погашения — это постоянный капитал, который не подлежит «возврату» или погашению;
  • проведение IPO существенно повышает статус предприятия как заемщика (повышается кредитный рейтинг, по оценкам экспертов, стоимость привлечения кредитов и обслуживания долга снижается на 2-3% годовых), акции могут также служить в качестве залога по обеспечению долга;
  • обращение акций предприятия на биржах предоставляет собственникам более гибкие возможности для выхода из бизнеса;
  • повышается капитализация предприятия, формируется рыночная оценка его стоимости, обеспечиваются более благоприятные условия для привлечения стратегических инвесторов;
  • эмиссия акций создает положительный имидж предприятия в деловом сообществе, в том числе международном и т. д.

 

К общим недостаткам финансирования путем эмиссии обыкновенных акций следует отнести:

  • предоставление права участия в прибылях и управлении фирмой большему числу владельцев;
  • возможность потери контроля над предприятием;
  • более высокая стоимость привлеченного капитала по сравнению с другими источниками;
  • сложность организации и проведения эмиссии, значительные расходы на ее подготовку;
  • дополнительная эмиссия может рассматриваться инвесторами как негативный сигнал и приводить к падению цен в краткосрочной перспективе.

 

Следует отметить, что проявление перечисленных недостатков в Российской Федерации имеет свою специфику. В дополнение к ним, широкому распространению практики проведения IPO российскими предприятиями препятствуют как внешние факторы (неразвитость фондового рынка, особенности правового регулирования, доступность иных источников финансирования), так и внутренние ограничения (неготовность большинства предприятий к IPO, настороженное отношение собственников к возможным издержкам «прозрачности», опасения потери контроля и т. п.) Рассмотрим их более детально.

Значительной проблемой является временной разрыв между датой принятия решения о размещении акций и началом их обращения на вторичном рынке. По оценкам специалистов РТС, в среднем на подготовку и проведение IPO уходит около полугода.

Еще одним существенным ограничением является требование обеспечения «прозрачности». Раскрытие информации при IPO требуется в значительно большем объеме, чем при получении различных видов займов. В то же время в силу сформировавшегося правового климата и сложившейся деловой практики (преобладание закрытых сделок, «серые» схемы расчетов и оптимизации налогообложения, непрозрачная структура бизнеса) многие российские предприятия весьма болезненно реагируют на требование «прозрачности». Раскрытие информации о конечных собственниках, схемах снижения налоговой нагрузки и т. д. может сделать компанию легкой мишенью для поглощения с использованием судебных, правоохранительных и фискальных органов.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Процветание навечно: какая маркетинговая стратегия подходит вашему бизнесу

Многие российские предприятия не готовы к осуществлению IPO. Прозрачность бизнеса в большинстве случаев является следствием наличия четкой стратегии развития (экономически оправданного бизнес-плана) и соответствующей ей структуры управления, позволяющей достигать поставленных целей, управлять ростом, контролировать риски и эффективно использовать капитал. Лишь немногие отечественные предприятия соответствуют этим критериям.

Владельцев российских предприятий пугает возможность потери контроля над бизнесом в результате IPO. Согласно закону «Об акционерных обществах» достаточно иметь всего 2% акций, чтобы их владелец получил право выносить на повестку дня собрания акционеров любые вопросы, например о снятии генерального директора. При свободном обращении акций подобный пакет можно консолидировать в течение одного дня биржевых торгов. Собственники 10% голосующих акций уже имеют право созвать внеочередное собрание акционеров. Поэтому отечественные бизнесмены предпочитают самостоятельно вести поиск стратегического инвестора, который согласился бы войти в долю, обеспечив необходимые вложения.

Владельцы предприятий, которые все же решили осуществить IPO, перестраивают бизнес так, чтобы уменьшить возможные потери от «размывания» своего пакета акций и не потерять контроль. После публичного размещения акций многие крупные акционеры сохраняют за собой контрольный пакет.

Осуществление IPO требует значительных расходов. Единовременные издержки по организации IPO, как прямые (оплата услуг финансового консультанта, андеррайтера, юридических и аудиторских фирм, биржи, регистратора, маркетинговых агентств и т. п.), так и косвенные (расходы на реорганизацию систем управления и контроля, финансовых потоков, продвижение бренда компании) могут быть довольно значительными — от 7 до 20% от привлеченных средств.

Наконец, низкая емкость отечественного фондового рынка не позволяет привлечь значительные объемы средств. В этой связи крупные российские предприятия (с капитализацией от 200 млн. долл. США) предпочитают проводить IPO на международных рынках (NYSE, NASDAQ, AIM, LSE) в виде размещения депозитарных расписок на свои обыкновенные акции.

В целом в настоящее время российским предприятиям выгоднее привлекать займы, которые в сложившихся условиях представляют собой более дешевый, простой и эффективный способ привлечения капитала.

 

Изучить современные методы финансового управления активами и капиталом предприятия, его инвестициями и денежными потоками вы можете с помощью курса «Финансовый менеджмент: управление финансами». Изучите его отдельно или по абонементу, со скидкой.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы