Парадокс творчества, инновации и лидерства состоит в том, что если вы изобретаете что-то новое, вы часто не знаете, куда вы идете, — это похоже на движение в тумане. Здесь вам может помочь синектический процесс решения творческих проблем, который поможет вам двигаться вперед. Условия получения закономерного результата можно сформулировать следующим образом.
Автор:
Стивен Фланнес (Steven Flannes), психолог и консультант по управлению с 20-летним стажем, Center for Executive Options университета Дж. Вашингтона. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.
Парадокс творчества, инновации и лидерства состоит в том, что если вы изобретаете что-то новое, вы часто не знаете, куда вы идете, — это похоже на движение в тумане. Здесь вам может помочь
синектический процесс решения творческих проблем, который поможет вам двигаться вперед. Знание своего желательного результата и уверенность в том, что вы достигли его, позволят вам определить, достигли ли вы его.
Как только вы определите вашу цель, вы можете экспериментировать с путями для ее достижения. Если вы обращаете внимание на результаты и отклики, которые вы получите от ваших действий, вы можете проверить, продвигают ли вас ваши действия ближе к пониманию вашей цели. Если эффект вашего действия не отвечает вашим намерениям, вы можете изменить ваши действия. Таким образом:
- Если то, что вы делаете, не срабатывает, делайте что-нибудь другое, отличное от того, что вы делали прежде.
- Нет ошибки — есть только обратная связь.
Определение специфических особенностей вашей задачи или цели
1. Заявите вашу цель в положительном ключе, то есть как цель, к которой вы можете продвигаться. Ваше подсознание не приемлет негатива и фокусируется на том, о чем вы думаете (например, попытайтесь не думать о синем цвете).
2. Будьте конкретны в том, что вы хотите, — задавайте вопросы, чтобы развеять любую неопределенность:
- Кто?
- Как?
- Что?
- Где?
- Когда?
Избегайте использовать вопрос «почему?», так как за ним скрывается скорее убеждение, чем желание иметь конкретную информацию о задаче.
3. Сосредоточьтесь скорее на желаемых результатах, чем на текущем состоянии дел, то есть:
-
«результаты» вместо «проблем»;
-
«возможности» вместо «ограничений»;
-
«как» вместо «почему»
-
«полезно» вместо «правильно» или «неправильно».
При постановке целей или задач люди часто забывают о различии стилей мышления:
- некоторые люди предпочитают думать об амбициозных целях или о большой картине, но когда приходит время действовать, они не знают, что делать;
- другие же думают о деталях и могут быть ошеломлены, если цель слишком амбициозна.
Кроме того, если цель слишком скромная, она не может обеспечить мотивацию, чтобы побудить кого-то к действию. В этом случае важно привязать эту цель к большей или более важной цели, которая кого-то побудит продвигать ее вперед.
План действий
Любые открытые возражения или проблемы могут быть решены, если мы воспользуемся синектическим процессом решения творческих проблем. Условия получения закономерного результата можно сформулировать следующим образом:
-
Позитив — что вы хотите?
-
Достижение — как вы определите, что вы преуспели?
-
Конкретная ситуация — в каком контексте вы хотите получить этот результат?
-
Собственность — можете ли вы начать использовать и сохранить этот результат?
-
Ресурсы — кто или что есть в вашем распоряжении, чтобы помочь вам?
-
Последствия — если бы вы имели это завтра, смогли бы вы им воспользоваться?
-
План действия и промежуточные цели — что является следующим шагом?
Рассмотрим теперь каждый из этих пунктов подробно.
1. Позитив — что вы хотите:
- Сформулируйте вашу цель/результат в положительном ключе — движение к желаемой цели и не уходите от чего-нибудь нежелательного. Если ситуация складывается в отрицательном ключе, спросите — что бы вы хотели вместо этого?
2. Достижение — как вы определите, что вы преуспели:
- Как вы определите, что вы добились вашего результата?
- Что вы увидите, услышите и почувствуете? Будьте конкретны.
- Как кто-то еще узнает, что вы добились вашего результата?
- Как люди увидят, что вы делаете, и услышат, что вы говорите? И опять, будьте конкретны.
3. Конкретная ситуация — в каком контексте вы хотите получить этот результат:
- Когда вы хотите его получить? Когда не хотите?
- В каком окружении вы хотите его получить? С кем он мог бы быть неподходящим?
- В какой ситуации он будет полезен? При какой ситуации он мог бы быть неподходящим?
4. Собственность — можете ли вы начать использовать и сохранить этот результат:
- Что вы можете сами сделать, чтобы достигнуть вашего результата?
- Что находится под вашим контролем и что не находится?
- Если эта ваша цель касается кого-то еще или вашей организации в целом, то какова ваша цель в отношении вашего поведения или навыков/способностей в этой ситуации?
- Что вы можете сделать, чтобы оказать влияние на других и убедить их в необходимости помочь вам?
5. Ресурсы — кто или что есть в вашем распоряжении, чтобы помочь вам:
- Какие личные качества и навыки есть у вас, призванные помочь вам в достижении вашей цели?
- Кто бы еще мог помочь вам?
- Какие примеры для подражания есть у вас (кто добился этого раньше)?
- Какие еще ресурсы есть у вас?
6. Последствия — если бы вы имели это завтра, смогли бы вы им воспользоваться:
- Что произойдет, если вы получите ваш результат?
- Сколько времени и каких усилий потребует достижение этого результата?
- На кого еще это окажет влияние и что будут чувствовать попавшие под его влияние по этому поводу?
- Какая выгода от поддержания статус-кво и оттого, что ничего не делается?
- Как вы можете извлечь выгоду от существующей ситуации?
- Представляет ли ваш результат вас тем, кем вы являетесь, и кем вы хотите быть?
- Чем будет этот результат для вас, если вы достигнете его?
7. План действий и промежуточные цели — что является следующим шагом:
- Какую роль играют люди?
- Кто отвечает за другие действия?
- К какому сроку будут завершены другие действия?
- Кого еще надо привлечь, проконсультировать или проинформировать?
- Насколько это согласуется с другими или еще более значительными результатами?
- Есть ли менее значительные результаты, которые могут быть достигнуты с тем, чтобы преодолеть препятствия?
- Какие промежуточные цели позволят вам определить, что вы находитесь на пути к достижению вашего результата в целом?
Каков ваш результат теперь и как он изменяется? Возможно, он не меняется, оставаясь тем же самым, и это тоже хорошо.
Чтобы научиться еще лучше формулировать и достигать намеченные цели, при обучении по индивидуальной программе вы можете составить свой учебный план из десятков курсов нашего каталога, изучая только интересные и необходимые вам навыки.