Разрешение тех или иных ситуаций в управленческом цикле провоцирует, как правило, состояние психической напряженности личности. Если руководитель или сотрудник перегружены заданиями, а времени для их выполнения не хватает, то возникает типичная стрессовая ситуация. Однако стрессовые состояния необходимы руководителю. Они не только стимулируют работу фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. Существуют методы борьбы с этой стихией.
Автор:
Юрий Дмитриевич Красовский, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и психологии управления Государственного университета управления, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
Разрешение тех или иных ситуаций в управленческом цикле провоцирует, как правило, состояние психической напряженности личности. Если руководитель или сотрудник перегружены заданиями, а времени для их выполнения не хватает, то возникает типичная стрессовая ситуация. Формула стресса такова: «деятельность — перенапряжение — отрицательные эмоции». Психологически это проявляется в перенапряжения системы внутренней саморегуляции поведения личности, которая работает «под высоким напряжением». Стресс на работе возникает в результате повышенных требований к личности (лимит времени, расширение фронта работ, внедрение новшеств и др.), но проявляется в зависимости от того, насколько личность психофизиологически и морально оказывается устойчива к перегрузкам и как долго она может выдержать их.
У каждого есть индивидуальный временной предел стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, другие нет, так как даже небольшая дополнительная нагрузка может их выбить из колеи. А есть люди, которых стресс стимулирует, они только и могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Эти три позиции можно определить так: «стресс вола» — для тех, кто к нему адаптируется; «стресс кролика» — кто избегает его; «стресс льва» — кого такие ситуации мобилизуют.
Выход из долговременного стресса в рабочем процессе происходит как спонтанная перестройка профессиональной деятельности и профессионального общения. Руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов («стрессоров»), а для этого важно уметь их распознавать заранее.
Однако стрессовые состояния необходимы руководителю, так как они не только стимулируют работу любой «здоровой» фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. С одной стороны, он должен, как боксер, держать удары «стрессоров», а с другой — обязан побеждать их. Руководителю фирмы приходится жить в состоянии волнообразных стрессов, время от времени накатывающихся на него. Но существуют методы борьбы с этой стихией, которые спонтанно вырабатываются у руководителей, уже имеющих немалый опыт работы.
Многочисленные авторские опросы показали, что у каждого индивида есть свои способы борьбы со стрессами:
- бросить курить, чаще общаться с природой;
- время от времени уезжать на рыбалку;
- регулярно делать утреннюю гимнастику;
- разгружать себя эмоционально;
- находить новые увлечения;
- рационализировать рабочий день;
- планировать работу по своим возможностям;
- систематически изыскивать время для отдыха с семьей;
- относиться ко всему философски;
- переключаться на другие виды деятельности;
- общаться с коллегами и расположенными к тебе людьми;
- переменить привычную обстановку;
- сменить мебель, переставить ее;
- на работу и с работы ходить пешком;
- до начала работы составить план на текущий день и настроить себя;
- комбинировать работу в кабинете и на местах;
- в течение дня несколько раз послушать музыку;
- чередовать работу, меняя тактику, никогда не брать работу на дом;
- не затягивать рабочий день для себя и других;
- активно отдыхать в свободные дни;
- организовать систему самоконтроля;
- научиться чувствовать стрессовую ситуацию по нарастающим признакам;
- находить интересных помощников;
- разгружать себя, делегируя полномочия.
Все это можно назвать
профилактической модификацией поведения в борьбе со стрессом, которая предполагает высокую степень самоорганизации. Но «стрессоры» могут возникнуть неожиданно, и тогда руководителю или работнику приходится переживать стресс постфактум. Одни быстрее выходят из такого состояния, другие медленнее.
Индивидуальные опросы мужчин — руководителей подразделений позволили выявить способы преодоления стресса в ситуации, когда они допустили трудно исправимые ошибки и вынуждены были отчитаться за свои просчеты перед руководством фирмы. Вот какие психологические методы они применяют, стремясь избавиться от гнетущих переживаний после «разноса»:
- «Иду и делаюсь с теми, кому я доверяю».
- «Ищу пути исправления ошибок».
- «Пускаю все на самотек. Пропади пропадом эта работа!».
- «Консультируюсь и разрабатываю новый вариант решения».
- «Принимаю рюмочку: коньяк для такого случая всегда есть».
- «Успокаиваюсь только с коллегами».
- «Закрываюсь. Хожу по кабинету. Думаю».
- «Прихожу и делаю 10—20 приседаний».
- «Ругаю себя: как мог так проколоться?! В следующий раз буду умнее».
- «У меня многовариантная схема: начинаю делать много дел сразу. Потом отключаюсь в машине».
- «А я начинаю звонить по объектам: мне нужно себя выплеснуть».
- «Думаю: как бы я поступил на его месте?».
- «Оцениваю себя самокритично. Делегирую полномочия, объясняя ситуацию. Мои работники меня понимают и помогают доделать. Когда сажусь в машину, совсем успокаиваюсь. А еще у меня есть дача: еду туда. Помогает отойти от дел чтение и легкая музыка».
- «Иду в баню с друзьями».
Выявились и
женские модели поведения в стрессовом состоянии после допущенных ошибок:
- «У меня философский подход к жизни: все проходит. Трезво оцениваю ситуацию. За одного битого двух небитых дают. Мне становится легче, если еще и всплакну».
- «А у меня есть внутренняя убежденность: пусть ошиблась, но все равно я права. Прихожу домой и начинаю вязать. Очень помогает успокоиться».
- «Убеждаю себя, что все равно буду поступать так, как подсказывает ситуация».
- «Прихожу в кабинет и собираю совещание. Ищем варианты. А потом я нахожу ответ во сне».
- «Я сразу не могу успокоиться. Хочу домой. Мне очень помогает спокойствие мужа и его советы».
- «Прихожу домой и начинаю делать тупую монотонную работу. Стираю, например. Или берусь за пылесос».
- «Мне помогает общение с детьми».
- «А я люблю животных. Моя кошка как-то успокаивающе действует».
- «Иду в парикмахерскую или покупаю сама себе цветы».
- «Прихожу домой, включаю музыку. Иногда пою. Или читаю любимые стихи».
От стрессовых состояний, возникающих в процессе работы, важно отличать
фрустративные состояния личности, которые характеризуются переживаниями срыва надежд. Фрустрация описывается следующей формулой: «потребности — блокировка — отрицательные эмоции».В состоянии фрустрации личность может вести себя агрессивно (высказывать недовольство, раздражение, возмущение), но может замкнуться в себе, впасть в состояние депрессии (испытывать подавленность, обиду, чувства безнадежности и беспомощности, личной ущемленности, переживая комплекс неполноценности или комплекс «без вины виноватый»). Фрустративные переживания проявляются тем интенсивнее, чем сильнее было стремление личности удовлетворить свою потребность и чем ближе была такая возможность. Типичной является ситуация упущенного шанса. В фирме менеджер постоянно находится в ситуации срыва надежд, а поэтому должен вырабатывать в себе иммунитет к фрустративным состояниям.
Фрустративные состояния личности могут усиливаться и внутренними факторами ее психофизиологической предрасположенности к воспроизводству таких ситуаций (доверчивость, импульсивность, тревожность, неорганизованность, рискованность и др.) В этом случае человек сам себе создает трудности, чтобы потом их преодолевать. В то же время личность может иметь большую устойчивость к фрустрациям. Все зависит от того, в какой мере проявляются способности преодолевать фрустративные состояния. Это могут быть способы психологической самозащиты: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». Данный тезис может включать следующие
варианты защитной мотивации:
- «Нет худа без добра, что ни случится, все к лучшему»
(позитивная трактовка худшего);
- «Все проходит, надо переждать»
(ориентация на лучшие времена);
- «Ничего не поделаешь, у других тоже бывают срывы»
(идентификация с другими);
- «Переживать нечего, у других еще хуже»
(самоподкрепление в сравнении с опытом других);
- «Я не один(а), все вместе преодолеем трудности»
(позитивное самоподкрепление идентификацией с командой);
- «Могло бы быть и значительно хуже»
(самоутешение в сравнении двух зол);
- «Ничего, худшее уже позади»
(самоуспокоение в сравнении с тем, что было);
- «В следующий раз надо страховаться»
(позитивный настрой на будущее);
- «Со мной такого больше не произойдет»
(переакцентировка своего поведения);
- «Я это и предполагал(а), хотя надеялся на лучшее»
(утешение сбывшимся самопророчеством).
Если внимательно проанализировать эти способы психологической самозащиты, то оказывается, что их можно
оценить во времени: взгляд в будущее, взгляд в сторону, взгляд в прошлое. Сравнительный самоанализ облегчает переживания личности, конструируя образ иного поведения, чем было ранее. Но этот «веер» самозащитной мотивации для каждого индивидуален, так как у каждого есть свои приоритеты их непроизвольного выбора.
В преодолении фрустрации сталкиваются два психологических подхода к самоорганизации делового поведения. Одни менеджеры психологически подготовлены к достижению успеха, а другие психологически не подготовлены к возможным неудачам.
Таблица 1. Варианты самоорганизации делового поведения
№ п/п |
Менеджер, достигающий успеха |
Менеджер, терпящий неудачи |
1 |
Тип личности — победитель, т.е. человек, который знает, что он будет делать, если проиграет, но не говорит об этом ( установка: надо уметь извлекать уроки из своих ошибок) |
Тип личности — неудачник, т.е. человек, который не знает, что будет делать, если проиграет, но говорит о том, что он будет делать, если выиграет ( установка: лучше бы знать заранее и не рисковать) |
2 | После поражения думает прежде всего о том, как добиться успеха | После поражения думает прежде всего о том, как избежать неудачи |
3 | Не жалеет о прошлом опыте | Сожалеет о прошлом опыте |
4 | У него есть опыт поражения, но есть и варианты выхода из негативной ситуации: эффект стимулирующего негативного образа | У него есть образ поражения, но способов выхода из негативной ситуации почти нет: эффект давящего негативного образа |
5 | Осмысливает ситуацию с точки зрения поиска результатов | Осмысливает ситуацию с точки зрения нехватки ресурсов |
6 | Считает, что успех — это результат огромной работы | Считает, что успех — результат случая |
7 | Вынашивает свой собственный замысел, чтобы претворить его в управленческой практике | Хватается за чужие мнения, чтобы использовать их в управленческой практике |
8 | Быстро принимает стратегические решения, но корректирует их, управляя текущими ситуациями | Долго принимает стратегические решения, но быстро и часто их модифицирует в зависимости от текущих ситуаций |
9 | Ставит следующую задачу: как превратить неудачу в победу? | Ставит следующую задачу: как удержаться на плаву в случае неудач? |
10 | Верит, что очень многое в жизни зависит от его собственных усилий | Верит, что от его собственных усилий мало что зависит |
Из таблицы следует, что доверять «развертывание» управленческих циклов можно первому менеджеру, чья психологическая концепция ориентирована на достижение успеха, а не второму, чья психологическая концепция нарушает управленческие циклы, направляя их на сиюминутные успехи в решении текущих проблем.
Какие навыки саморегуляции вы хотели бы приобрести? При обучении по индивидуальной программе опытный куратор поможет вам составить свой системный план обучения из десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога.