Для идеальной коммуникации необходима открытость (прозрачность) в отношениях, т. е. свободное представление себя другим и других себе. Чем сильнее открытость, тем сильнее развивается личность. Но мир социален, и если другие закрываются, односторонняя открытость может повредить личности. В реальной жизни все сложнее, поэтому требуется осторожность. Необходимо «умное» раскрытие, чтобы закрытые или хитрые люди не использовали вас в своих корыстных целях. Управляя, необходимо держаться в границах возможного и нежелательного.
Автор:
Игорь Петрович Якoвлeв, доктор философских наук, профессор, преподаватель теории коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского университета и Академии управления и экономики.
Исходным пунктом любой межличностной коммуникации является
самосознание, т. е. представление человека о самом себе, что определяет выбор собеседника и содержание общения. Оно должно быть адекватным. Не стоит занижать свои достоинства, но и нельзя впадать в самовлюбленность. Иначе другие будут относиться критически к вам, что негативно скажется на общении.
Самосознание необходимо, чтобы
самораскрываться — представлять себя другим. Презентацию самого себя можно назвать личностным
PR. Это любая благоприятная информация о самом себе, которая сообщается собеседнику вербальными или невербальными средствами.
Наибольшее самораскрытие происходит в
коммуникации между близкими людьми и друзьями. Самораскрытие позволяет коммуникаторам понять друг друга и помочь советом или действием. В этом процессе очень важно быть самодостаточной личностью, уверенно выбирая, с кем, о чем и с какой степенью откровенности говорить.
Самодостаточная личность знает, как разумно справиться с помехами, она учится быть счастливой и верит в свои способности в межличностной коммуникации. Такая личность способна к естественной презентации, когда подача самого себя согласуется с той оценкой, которую дают вам окружающие.
В 60-70-е годы XX века под влиянием гуманистической школы в психологии для исследователей приобрела важность связь открытости и понимания. В это время стала популярной идеология «честной коммуникации», появилось стремление к хорошему межличностному общению. Карл Роджерс говорил, что цель коммуникации — адекватное понимание себя и других, а понимание возможно только в честной коммуникации.
Согласно гуманистической психологии межличностное понимание происходит с помощью
самораскрытия, обратной связи и восприятия того, как открываются другие. Непонимание и неудовлетворенность в отношениях вызываются нечестностью, несовпадением действий и эмоций, слабой обратной связью, стеснительностью в раскрытии себя.
Для
идеальной коммуникации необходима
открытость (прозрачность) в отношениях, т. е. свободное представление себя другим и других себе. Чем сильнее открытость, тем сильнее развивается личность. Но мир социален, и если другие закрываются, односторонняя открытость может повредить личности. Необходимо «думающее»,
умное раскрытие, чтобы закрытые или хитрые люди не использовали вас в своих корыстных целях. Закрытость ведет к
автономии и безопасности, а открытость — к
близости, единству, сотрудничеству, но только с единомышленниками. В реальной жизни все сложнее, поэтому требуется осторожность. Управляя, необходимо держаться в границах возможного и нежелательного.
Воздействие в коммуникации
Воздействие на другого человека в коммуникации имеет
конструктивную и
деструктивную формы:
-
Конструктивное давление улучшает коммуникацию или помогает в отношениях.
-
Деструктивное вызывает неудовлетворенность или вредит отношениям.
Воздействие проявляется в четырех формах. Это:
-
Утверждение — это продвижение своих прав без ущемления прав других коммуникаторов. Это лучшее активное действие для реализации своих интересов. Его виды: человек принимает на себя лидерские функции, инициирует разговор, защищает свои права в социальных ситуациях, сопротивляется давлению других, отвергает соглашательство.
-
Аргументированность — поддержка своей точки зрения и опровержение противника. Доводы помогают лучше видеть разные точки зрения, увеличивают доверие, развивают коммуникативное искусство. Все люди стремятся к утверждению своих идей, но не всем хватает аргументированности.
-
Проявление гнева, рассерженности, раздражения, отрицания, возмущения, подозрения. Это явно отрицательное воздействие.
-
Вербальная агрессивность, часто связанная с враждебностью. Проявляется в стремлении обидеть кого-то эмоционально без применения физической силы. Если аргументы направлены против идей, то агрессивные слова — против человека, против его самосознание в форме оскорбления, угрозы, эмоционального взрыва. Они могут вызвать гнев, смущение, растерянность и другие негативные реакции.
Враждебностью и агрессивностью человек компенсирует нехватку аргументов, особенно если он склонен к агрессивности. Соответственно и коммуникаторов можно разделить на две группы, на аргументаторов и агрессоров. В реальности они бывают разных видов. Многое зависит от ситуации; например, агрессор стихает перед начальником и распоясывается перед подчиненными.
Двусмысленное поведение обусловлено некоторыми обстоятельствами. Люди прибегают к двусмысленности в спорной ситуации, когда любой выбор может иметь негативные последствия, и любое ясное сообщение нежелательно. Например, иногда про плохую презентацию нельзя ни солгать, ни сказать, что она плохая, так что приходится давать уклончивый ответ.
Межличностная адаптация
Межличностная адаптация коммуникаторов проявляется в том, что они
приспосабливают громкость, темп речи, жесты и др. друг к другу. Если они хотят подчеркнуть различия, они делают обратное. Это
конвергенция, т.е. усиление сходства, доверия друг к другу, и
дивергенция, усиление различий: они используются во всех вербальных и невербальных коммуникациях и включают подбор слов, грамматику, голос, жесты, акценты, скорость речи и др.
Конвергенция и дивергенция могут быть:
- Взаимной и невзаимной.
- Полной и частичной.
- Осознаваемой и стихийной, инстинктивной.
Конвергенция важна для усиления единства и общности, а дивергенция — для сохранения или увеличения дистанции. Конвергенция усиливается благодаря сходству людей, привлекательности, предсказуемости, интеллигентности и взаимной вовлеченности. Люди ценят конвергенцию со стороны собеседников, но с соблюдением меры, когда человек не подделываются, и когда она соответствует ситуации, точна и имеет хорошие мотивы. Всегда надо
сохранять свой стиль, но уметь адаптироваться.
Методы достижения уступок
По теории обмена, уступка — это обмен на что-то. Теория обмена базируется на том, что люди хотят получить от других одно в обмен на другое. Методы разбиты на
пять кластеров:
вознаграждение,
наказание,
экспертиза,
безличные обязательства (например, взывание к морали) и
личные обязательства (долг), в каждом из которых есть несколько их разновидностей. Перечислим их:
- Обещание награды за уступку.
- Угроза наказания.
- Позитивная экспертиза (
«Смотри как будет хорошо, если уступишь»).
- Негативная экспертиза (
«Вот как будет плохо, если не уступишь»).
- Изображение дружеского расположения (
«Я тебе советую как друг»).
- Аванс до уступки в виде какого-то вознаграждения.
- Применение наказания до уступки.
- Призыв к долгу (
«Ты должен сделать это потому, что мы тебе когда-то помогли»).
- Обращение к морали (
«Это будет высоконравственный поступок с твоей стороны»).
- Приписывание положительных эмоций (
«Тебе будет очень хорошо, если сделаешь»).
- Приписывание негативных эмоций (
«Ты будешь скверно себя чувствовать, если не сделаешь»).
- Положительный пример (
«Так делали хорошие люди»).
- Негативный пример (
«Смотри, что стало с теми, кто не уступил»)
- Призыв к альтруизму (
«Ну что тебе стоит сделать доброе дело»)
- Показ уважения (
«Тебя будут уважать за это»)
- Показ неуважения (
«От тебя все отвернутся»)
Это методы для убеждения людей в том, чтобы они уступили. В результате опросов были выявлены
четыре
основных группы методов:
- Убеждение в целях
уступки. Коммуникатор может продвигать свою цель прямо или непрямо, скрытно.
- Методы, основанные на
санкциях, таких, как награды и наказания, или на доводах и объяснениях.
- Методы, основанные на
внушении или рациональных основаниях («Это надо сделать потому, что…»)
-
Контроль за ситуацией своими силами или с помощью других.
Методы разрешения межличностного конфликта
Люди объясняют причины конфликтов исходя из своего понимания человеческого поведения.
Атрибутивная теория говорит о том, что они приписывают вину кому-то, но, как правило, не самому себе.
Имеется три метода разрешения межличностного конфликта:
-
Уход от конфликта. Он может быть прямым или уклончивым; можно отрицать, что имеется конфликт; можно ослабить акценты на спорные вопросы; можно перевести разговор на «философский» уровень или прервать шуткой серьезный тон переговоров.
-
Кооперативное поведение, когда все коммуникаторы стремятся достичь взаимных положительных результатов. Стороны соглашаются на спокойное, деловое описание проблемы, на откровенность в обсуждении, доброжелательную критичность, понимание и уступки. Все принимают на себя ответственность за разрешение конфликта.
-
Конкурентное поведение, когда один коммуникатор критикует партнера, не соглашается с его мнением, угрожает, требует, задает враждебные вопросы, позволяет себе ядовитые шутки, разоблачает партнера и отрицает свою ответственность за конфликт.
Выбор метода и стратегии зависит от сути проблемы, ситуации и поведения каждого из коммуникаторов.
Для развития и совершенствования своих навыков понимания и влияния на окружающих, вы можете включить в свой учебный план любые из десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога, при обучении по индивидуальной программе.
Вы также можете учиться в удобном для себя темпе, продолжая свою профессиональную деятельность, и приступить к обучению уже в день подачи заявки, не дожидаясь формального зачисления платежа.
Copyright 2008 © Элитариум (www.elitarium.ru).
Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.