Управленческий анализ и принятие оперативных решений

Кроме стратегических решений, руководители должны принимать решения, которые не требуют долгосрочного вовлечения ресурсов организации. Принятие краткосрочных решений основывается на текущей экономической обстановке и оценке материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы. Главное назначение управленческого учета — быть информационной основой предпринимательских решений. Модель решения можно представить следующим образом.

Автор:

Ольга Михайловна Гopeлик, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой прикладной информатики в экономике Toльяттинcкoгo государственного университета сервиса.

Главное назначение управленческого учета — быть информационной основой предпринимательских решений. Модель решения можно представить следующим образом:

  1. Определение целей и задач
  2. Поиск альтернативных решений
  3. Сбор данных об альтернативных вариантах
  4. Выбор оптимального варианта
  5. Осуществление принятых решений
  6. Сравнение фактических и запланированных результатов
  7. Принятие мер по устранению отклонений от плана

Этапы 1—5 представляют собой процесс принятия решения или планирования. Прежде чем принять правильные решения, необходимо определить цель и задачи, которые помогут лицам, принимающим решения, оценить предпочтительность одного варианта действий перед другим. В основном коммерческие организации стремятся максимизировать величину притока будущих денежных поступлений.

Этап 2 состоит в поиске ряда возможных вариантов действий, направленных на достижение поставленных целей. Так, для максимизации прибыли менеджеры могут использовать один из следующий курсов действий:

  • выпуск новых товаров на уже существующих рынках;
  • выпуск новых товаров для новых рынков;
  • создание новых рынков для уже выпускаемых товаров;
  • расширение существующих рынков сбыта.

На этапе 3 собираются данные для выбора альтернативных курсов действий. Когда сферы деятельности определены, менеджеры должны оценить возможные темпы роста показателей деятельности организации, способность удержать соответствующую долю рынка и осуществить движение денежных средств для каждого альтернативного курса действий в различной экономической среде. Курс действий, выбранный организацией на основе собранной информации, вызовет вовлечение ее ресурсов в производство на длительный период, и положение организации будет находиться под влиянием ее экономической среды, т.е. товаров, которые она производит, ее рынков сбыта и способности реагировать на будущие изменения. Такие решения называют

долгосрочными, или

стратегическими, и они являются прерогативой высшего управленческого аппарата.

Кроме стратегических решений, менеджеры должны также принимать решения, которые не требуют долгосрочного вовлечения ресурсов организации. Такие решения называются

краткосрочными, или

оперативными, и обычно принимаются менеджерами более низкого уровня управления (например, решения о том, какие продажные цены на продукты установить, сколько товаров каждого вида произвести и т.д.) Принятие краткосрочных решений основывается на текущей экономической обстановке и оценке материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которыми фирма располагает в настоящее время. А эти ресурсы в значительной степени определяются качеством принятых долгосрочных решений. Для выработки краткосрочных решений также необходимо собирать соответствующую информацию, например данные о продажных ценах конкурирующих организаций, ожидаемом спросе на товары по альтернативным ценам и прогнозируемых при различных вариантах производства затратах.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Практическая методика принятия решений в пяти шагах

После того как необходимая информация собрана, менеджеры должны решить,

какой вариант действий выбрать. На практике принятие решений — это сравнительная оценка конкурирующих альтернативных курсов действий и выбор варианта, который в наибольшей степени отвечает целям организации. Если такой целью является максимизация будущих чистых денежных поступлений, то оптимальный вариант должен выбираться путем сравнения прогнозов поступления денег по каждому альтернативному варианту действий.

Выбранные альтернативные курсы действий служат

отправной точкой для составления сметы, т.е. финансового плана реализации различных решений. Он необходим для того, чтобы каждый член организации знал о своей роли в осуществлении решений.

При принятии решений учитываются только те расходы и доходы, величина которых зависит от принимаемого решения. Такие расходы и доходы называются

релевантными, т.е. принимаемыми в расчет. В расчет должны приниматься только приростные (дополнительные) движения денежных средств, а те движения денежных средств, которые остаются неизменными при выборе той или иной альтернативы, не являются релевантными. Например, делая выбор между покупкой проездного билетам использованием личного транспорта для тех же целей, следует учитывать, что расходы по обслуживанию автомобиля, уплате налога и страхованию неизменны при любом варианте. Релевантными в данном примере будут расходы на бензин и приобретение проездного билета. При принятии решений только будущие издержки являются релевантными и берутся в расчет.

Некоторые затраты в одном случае релевантны, в другом — иррелевантны, в зависимости от обстоятельств. Поэтому невозможно привести перечень затрат, релевантных для каждого конкретного случая. В каждой ситуации необходимо следовать принципу:

релевантные издержки — это будущие издержки, меняющиеся в зависимости от выбранного варианта управленческого решения.

Краткосрочные решения касаются вопросов вклада единицы продукции в общую прибыль в результате управления ассортиментом продукции, объемом заказов, объемом спроса и продаж, себестоимостью и ценами, а также вопросов безубыточности производства.

В краткосрочном периоде, когда спрос превышает производственные возможности предприятия, необходимо принимать во внимание

ограничивающие факторы, такие как производственная мощность, состав оборудования, уровень технологии и т.д. Выбрать в таких условиях продукт, приносящий наибольший вклад в максимизацию прибыли позволит

маржинальный подход. Следует иметь в виду, что таким продуктом не всегда является продукт с наибольшим удельным маржинальным доходом. Рассмотрим пример.

Организация производит три изделия А, Б и В. Необходимо разработать производственную программу на основе следующей информации (табл. 1).

Таблица 1. Исходные данные.

Показатель

Изделие

А

Б

В

Маржинальный доход на 1 ед., тыс. руб 12 10 6
Время на 1 ед., машино-час 6 2 1
Предполагаемый спрос, ед. 200 200 200
Требуемое время, машино-час 1200 400 200

Технические возможности ограничены 1200 машино-часами и недостаточны для удовлетворения спроса по всем изделиям. В этой ситуации возможности организации в увеличении прибыли ограничены производительностью оборудования. На первый взгляд может показаться, что выгодно производить изделие А, так как его удельный маржинальный доход наибольший, но это заключение неверно. Для производства одного изделия А требуется 6 машино-часов, для Б и В — 2 и 1 машино-час соответственно. Если организация решит выпускать изделия Б и В, она сможет продать по 200 единиц каждого типа, у нее останутся еще производственные мощности для изготовления изделия А. Если организация станет выпускать только изделие А, она сможет удовлетворить спрос на эти изделия, но у нее не останется производственных мощностей для двух других изделий. Для разработки оптимальной производственной программы необходимо определить маржинальный доход на единицу лимитирующего фактора для каждого типа изделий и затем установить первоочередность производства (табл. 2).

Таблица 2. Расчет маржинального дохода на единицу лимитирующего фактора.

Показатель

Изделие

А

Б

В

Маржинальная прибыль на 1 ед., тыс. руб 12 10 6
Время на 1 ед., машино-час 6 2 1
Маржинальный доход на 1 машино-час, тыс. руб 2 5 6
Первоочередность 3 2 1

В соответствии с установленной первоочередностью сначала необходимо изготовить максимальное количество изделий В (200 ед.), для чего потребуется 200 машино-часов (200 ед. х 1 машино-час). Затем необходимо изготовить максимальное количество изделий Б (200 ед.), на что потребуется 400 машино-часов (200 ед. х 2 машино-часа). Остается 600 машино-часов для производства изделия А, что позволит выпустить 100 ед. Реализация производственной программы обеспечит маржинальный доход, расчет которого приведен в табл. 3.

Таблица 3. Расчет маржинального дохода по видам изделий.

Показатель

Изделие

А

Б

В

Количество изделий, ед. 100 200 200
Удельный маржинальный доход, тыс. руб 12 10 6
Маржинальный доход, тыс. руб 1200 2000 1200

Таким образом, критерием максимизации прибыли для данной производственной мощности является наибольший маржинальный доход на единицу лимитирующего фактора (машино-час, человеко-час, торговая площадь и т.д.) В большинстве случаев действует не один, а несколько лимитирующих факторов.

Маржинальный подход позволяет определить экономическую целесообразность принятия дополнительного заказа. В краткосрочном периоде следует руководствоваться следующим правилом: пока приростные доходы превышают приростные затраты, краткосрочные прибыли будут увеличиваться (или убытки сокращаться, если в данный момент организация работает с убытком). Рассмотрим следующий пример.

Организация производит единственный продукт и планирует выпустить 100000 ед. этого продукта в следующем месяце. Общие затраты на выпуск составят 1400 тыс. руб., в том числе трудовые затраты — 600 тыс. руб., стоимость основных материалов — 200 тыс. руб., переменные накладные расходы — 200 тыс. руб., постоянные накладные расходы — 400 тыс. руб. Организация получила заказ только на 80000 изделий по рыночной цене 18 руб. за единицу Получение заказов на оставшиеся 20000 изделий по цене 18 руб. маловероятно, но покупатель согласен приобрести их по цене 12 руб. за единицу.

На первый взгляд организация должна отказаться от заказа, так как цена (12 руб.) ниже, чем расчетные издержки производства на единицу продукции (14 руб.) Организации следует принять заказ в том случае, если она сможет получить дополнительную прибыль от его выполнения, при этом в расчет берутся доходы и расходы по выполнению заказа (табл. 4).

Таблица 4. Расчет дополнительной прибыли.

Показатель

Расчет

Сумма, руб.

Дополнительный доход 20000 изд. х 12 руб. на изд. 240000

Дополнительные расходы, в том числе:

трудовые затраты 20000 изд. х 6 руб на 1 изд. 120000
основные материалы 20000 изд. х 2 руб. на 1 изд. 40000
переменные накладные расходы 20000 изд. х 2 руб. на 1 изд. 40000
Превышение дополнительных доходов над дополнительными расходами 240000 — (120000 + 40000 + 40000) 40000

Таким образом, несмотря на то что предложенная цена ниже цены, по которой организация продавала свою продукцию, принятие такого заказа обеспечит получение дополнительной прибыли в размере 40000 руб. за счет экономии на постоянных расходах. Прежде чем рекомендовать заказ, необходимо принять во внимание, что конкуренты тоже могут снизить цены реализации и использовать резервные мощности. Это может вызвать падение рыночной цены, что в дальнейшем повлечет снижение будущих доходов. Руководство организации при принятии решения должно определить, не будут ли сведены на нет краткосрочные доходы действием долгосрочных неблагоприятных факторов.

Полностью методика маржинального анализа изучается в четвертом модуле курса «Анализ хозяйственной деятельности». Системы бухгалтерского учета маржинальной прибыли изучаются в курсе «Управление продвижением товаров (продакт-менеджмент)». Эти и другие курсы вы можете изучить при обучении по индивидуальной программе, включив их в свой учебный план.

 

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы