Автор:
Oлeг Ивaнoвич Boлкoв, доктор экономических наук, профессор Российской экономической академии им. Г.В. Плexaнoвa.
Информация — главный ресурс интеллектуальной, а следовательно, производственной и предпринимательской деятельности человека. При помощи информации о силах и законах природы целенаправленно используются трудовые, материальные и финансовые ресурсы в сфере производства и достигается заранее намеченный результат.
Работа с информацией, умение продуктивно ее использовать — основное условие успеха деятельности всякого предприятия.
Главное свойство информации, используя которое человечество поднялось до современного уровня цивилизации, — ее способность
бесконечного тиражирования, без потери своих первоначальных свойств. Ни один другой ресурс природы не обладает этим свойством. Затрачивая огромные усилия на получение новых знаний о силах и законах природы и направляя эти знания в сферу производства, за счет тиражирования полученных результатов люди многократно перекрывают расходы на получение знаний и за счет дополнительного вовлечения в производство сил природы получают дополнительные блага.
Маркетинговые и конъюнктурные исследования, основанные на сборе и обработке информации, позволяют предприятию найти свое место в рыночной структуре. На основе этой информации строится политика предприятия в отношении ассортимента продукции и ценообразования. Техническая информация помогает своевременно ориентировать научный потенциал, финансовые и трудовые ресурсы на выпуск перспективной продукции. Формируется новое мышление, предполагающее принятие решений только после всестороннего анализа информационных ресурсов.
В процессе
переработки в полезную информацию данные проходят
три стадии отбора:
- физическую, связанную с реальной возможностью ее восприятия и обработки;
- семантическую, обусловленную принятыми соглашениями и стандартами знаков, кодов, терминов;
- прагматическую, по которой оцениваются полезность и надобность данных.
Экономические сведения в банке данных предприятия обычно делятся на два важнейших класса —
условно-постоянные и
переменные данные:
- К
условно-постоянным данным, или константам, относятся величины, которые в процессе их изучения и применения сохраняют одно и то же значение. Это нормы и нормативы, характеристики материалов, продукции и оборудования, цены, расценки за выполненные работы, производственные мощности предприятия по отдельным видам работ и др. - К
переменным данным относятся величины, которые в процессе их изучения принимают различные значения. Они не имеют одной и той же численной определенности, но каждое из них характеризует какую-то сторону процесса или явления. Это может быть выпуск продукции по цехам и предприятию в целом на конкретную дату, поступление сырья и материалов от поставщиков на склад предприятия, отправка готовой продукции потребителям, наличие на складах запасов материально-технических ресурсов и готовой продукции, объемы незавершенного производства по датам наблюдения и пр. Переменные данные применяются для оперативного планирования и управления. После обработки и расчетов они изымаются из деловой документации и, как правило, переводятся в банк данных, так как оперативное повторение ситуаций, при которых они могут быть полезны, маловероятно. Информация, хранящаяся в банке данных, необходима для экономического анализа.
Условно-постоянные данные применяются многократно и обновляются периодически. Они служат базой для расчетов и контроля состояния переменных данных. Например, по установленной норме расходования материалов на одно изделие ведется отпуск и контроль использования материалов по цехам предприятия. На основе этих же норм создаются складские запасы, осуществляется калькуляция себестоимости продукции.
По мере ускорения темпов передачи полезной и освоенной информации от человека, его знаний, опыта, квалификации в систему технических средств переработки и применения увеличивается значение новых информационных технологий. На них, очевидно, должен в определенной мере ориентироваться практически каждый предприниматель и современный хозяйственный руководитель.
Совершенствование системы показателей хозяйственного управления
Стремительное возрастание роли информационных технологий в управлении экономикой потребовало расширения состава сведений, которыми располагает система управления предприятием (фирмой). Основным недостатком показателей, используемых в практике управления предприятием, является их
узкопредметное, главным образом денежное выражение, что не позволяет раскрыть ряд важных сторон компаний.
Исследования привели к формированию концепции сбалансированной системы показателей, включающих синтетические данные по объектам управления. В рамках сбалансированной системы различают показатели, которые измеряют достигнутые результаты, и показатели, которые отражают процессы, способствующие получению этих результатов. Обе категории показателей увязаны друг с другом, так как для достижения первых (например, определенного уровня производительности) нужно реализовать вторые (например, добиться известной загрузки и развития мощностей фирмы). Сбалансированная система показателей представляет собой базу для формулирования гипотез при постановке фирменных целей и их увязке между собой (табл. 1).
Таблица 1. Сбалансированная система показателей отделения по производству программного обеспечения на предприятии.
Объект | Стратегическая цель | Показатель | Конкретное значение |
Финансы (положение компании с позиций инвесторов) | Достижение нормы прибыли на используемый капитал выше средней по отрасли | Прибыль на используемый капитал | Не менее 24% |
Обеспечение темпов роста продаж выше рыночных | Прирост продаж | Свыше 13% | |
Увеличение притока наличности | Дисконтированная норма поступления наличности | Прирост 15% в год | |
Клиент (положение компании с позиций клиента) | Поддержание имиджа компании как новатора | Доля новых товаров и услуг в продажах | Доля продукции «моложе» двух лет свыше 60% |
Улучшение соотношения цены и качества товаров и услуг | Оценка клиента | 1-е место на рынке, с точки зрения не менее 60% клиентов | |
Положение приоритетного поставщика | Доля продаж постоянным клиентам | Свыше 50% | |
Процессы (хозяйственные процессы для достижения максимальных результатов) | Заблаговременное влияние на потребности клиента | Консультационные часы до начала предложения продукции | Прирост 5% в год |
Развитие регионального рынка А | Число новых клиентов в регионе А | Прирост 30% в год | |
Быстрое налаживание аппаратного обеспечения | Рабочие дни между выдачей заказа и наладкой компьютера | Менее 10 дней | |
Резкое улучшение управления проектами | Доля проектов без просрочки | 90% | |
Персонал, обучение (сохранение гибкости и возможности улучшения положения компании) | Постоянное улучшение положения компании | Значение индекса периода «полураспада» предприятия | Ежегодное повышение на 10% |
Повышение удовлетворенности сотрудников | Индекс удовлетворенности сотрудников | Более 80% | |
Число предложений (на одного сотрудника) по улучшению положения компании | Более 20 предложений на одного человека |