Автор:
Oлeг Bлaдимиpович Дeвяткин, кандидат экономических наук, доцент, Российская экономическая академия им. Г.В. Плexaнoвa.
Интервал планирования — это заранее установленный период, необходимый для достижения конечного результата, предусмотренного планом.
В зависимости от специфики планируемого объекта, сложности решаемых задач, состояния внутренней и внешней среды предприятия период, на который составляется план, может измеряться днями, месяцами и годами. В течение установленного планового периода по конкретным объектам должен быть выполнен весь комплекс работ — от начальных операций, необходимых для получения конечного результата, до полного окончания работ, завершающихся последней технологической и хозяйственной операцией. Так, например, план строительства жилого дома составляется на весь срок выполнения работ — от первого ковша грунта, вынутого экскаватором под фундамент дома, до сдачи и оплаты готового объекта потребителем.
Объективная потребность учета в плане всего объема работ по объектам без каких-либо изъятий вытекает из самого
способа организации современного производства, отличающегося:
- пооперационной синхронизацией работ, позволяющей без излишних потерь средств и времени достигать конечного результата;
- безостановочным обеспечением протекающих процессов комплексом ресурсов (материальных, трудовых и финансовых), необходимых для последовательного выполнения планового задания;
- организацией всестороннего контроля и регулирования хода выполнения исполнителями планового задания.
Период, на который разрабатывается план, а также функциональное количество частей (разделов) плана предприятия, их названия различаются в зависимости от
размера предприятия, его
отраслевой принадлежности и
сложившихся традиций. В частности, на малом предприятии отсутствуют цеховые планы, как правило, не разрабатываются долгосрочные планы, финансовое планирование совмещается с бухгалтерским учетом и отчетностью, кадровое обеспечение в форме оперативной работы сохраняется в ведении руководителя.
Однако содержание плановой работы в принципе при этом не меняется. План должен быть полным, комплексным, связанным воедино. Поэтому после разработки частей плана производится их взаимная
корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым и трудовым ресурсам, так и по времени исполнения. Каждая часть общего плана предприятия оказывается при этом непосредственно связанной и обусловленной другими его частями. Например, поставки предприятию сырья, материалов и комплектующих изделий непосредственно связываются с финансовым планом, а также со сроками и планом выпуска продукции. В свою очередь, выпуск продукции увязывается с плановой численностью рабочей силы, производственными мощностями и планами поставок продукции по договорам.
Таким образом, по ресурсам и времени исполнения достигается
сбалансированность плана:
- создается динамическая система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационно-административных и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели;
- предусматриваются порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются сроки и ответственные исполнители по всему спектру разнообразных операций, которые предусмотрены планом или вытекают из него;
- определяются источники и размеры финансирования, а также предельно допустимые затраты по каждому мероприятию, этапам и видам работ.
Многие российские предприятия вследствие неустойчивости внешней среды разрабатывают упрощенные, главным образом текущие, планы. В качестве
планируемых показателей используется следующий их перечень:
- номенклатура и объем выпускаемой продукции в натуральном выражении;
- объем реализации (продаж) продукции (услуг);
- себестоимость единицы продукции;
- прибыль;
- численность персонала по категориям;
- фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы;
- запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции на складе;
- размер оборотных средств по группам;
- объем капитальных вложений по направлениям;
- отдельные мероприятия по новой технике и технологии;
- прочие показатели.
Связь долгосрочного, текущего и оперативно-календарного планирования
Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный определяется по
срокам получения конечного результата. Часть мероприятий, связанных с проектами освоения новой продукции и новых технологий, а также с инвестициями и строительством объектов, включается в отдельные долгосрочные планы. Последние составляются на весь период осуществления мероприятий (до 2-5 лет и более). Однако оперативная часть инвестиционных проектов, которая находится на стадии исполнения, периодически ежегодно или поквартально корректируется и поэтапно включается в общие текущие и оперативно-календарные планы. По мере реализации проекта дата отсчета планового периода приближается к дате окончания работ и достигает ее после завершения проекта.
Что касается
объекта планирования, то, как правило, ни один проект долгосрочного плана не может быть реализован, минуя
текущее планирование. Одно и то же изделие, намеченное к производству в долгосрочном плане, по отдельным этапам подготовки производства и по элементам может включаться во все виды планов. Например, подготовка производства и продажа нового автомобиля включаются в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и материалов для его производства включаются в текущие планы. Распределение персонала по объектам, связанным с подготовкой производства нового изделия, и оплата текущих расходов поэтапно включаются в оперативные планы.
Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные
отличия. Они заключаются главным образом:
- в точности устанавливаемого промежуточного и конечного интервала планирования;
- степени внутренней интеграции или дифференциации, а также количестве показателей планирования;
- степени точности расчетов затрат и результатов производства;
- порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.
Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана. Поэтому резко сужается число плановых нормативов и показателей, уменьшается степень точности расчетов.
Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, также как и сроки получения конечного результата. В ходе реализации плана уточняется и сумма расходов. Как правило, устанавливается лишь основной исполнитель, ответственный за реализацию плана, так как на первом этапе еще не ясны ни точное содержание работ, ни их объемы. Точное адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в текущих и особенно в оперативно-календарных планах. В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирование взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается в единый, целостный, синхронно действующий комплекс весь механизм организации работы и управления предприятием.
Таблица 1. Ранжирование и детализация показателей планов на предприятиях.
Основные показатели по видам планирования | |||
Стратегическое | Долгосрочное | Текущее | Оперативно-календарное |
Наименование продукции (услуг) | Перечень важнейшей номенклатуры продукции | Перечень и число позиций номенклатуры | Подетальный перечень и число позиций номенклатуры продукции |
Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат | Сумма расходования ресурсов по видам и срокам | Сумма расходования ресурсов по видам, срокам и номенклатуре продукции | Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам продукции |
Ориентировочные подвижные сроки исполнения | Календарные сроки исполнения | Точно установленные сроки исполнения | Почасовые и суточные графики исполнения |
Ответственные исполнители, без указания соисполнителей | Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ | Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции | Подетальное распределение работ среди исполнителей |
Эффективность достижения цели (сумма дохода, окупаемость затрат) | Превышение дохода над расходами (прибыль) | Сумма чистого дохода | Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре изделий, технологическим операциям и видам работ |
Повысить свою квалификацию в области финансового планирования деятельности предприятия вы можете с помощью программы повышения квалификации «Бизнес-планирование», которая состоит из пяти учебных курсов.