Четыре главных этапа анализа отчета о прибылях и убытках

Умение читать отчетность, знание методов и методик анализа помогут вам полно и объективно оценить многие направления финансового состояния организации, увидеть причины их изменения, сделать прогноз на перспективу, а также принять правильные и эффективные управленческие решения.

Автор: Aлeвтинa Вениаминовна Зoнoвa, доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики Вятского государственного гуманитарного университета, советник по экономическим вопросам Вятской торгово-промышленной палаты.

 

Бухгалтерская отчетность, представляющая собой итоговую систему данных об имущественном и финансовом состоянии предприятия и о результатах его финансово-хозяйственной деятельности, является одним из основных источников информации для проведения финансового анализа и соответственно базой для принятия управленческих решений.

Менеджеры предприятия используют данные бухгалтерской отчетности наряду с внутренними источниками информации, в том числе учетного характера. Большая часть этой внутренней информации является конфиденциальной, а следовательно, недоступной для принятия управленческих решений в отношении организации внешними пользователями.

Для них бухгалтерская отчетность, которая является публичной по законодательству Российской Федерации, представляет собой порой единственный источник информации о конкретном предприятии. В этом смысле бухгалтерская финансовая отчетность выступает как средство коммуникации между различными субъектами рынка.

Объем и общий характер информации, содержащийся в бухгалтерской отчетности, ограничивает возможности анализа. Однако умение читать отчетность, знание методов и методик анализа позволяют достаточно полно и объективно оценить многие направления финансового состояния организации, увидеть причины их изменения, сделать прогноз на перспективу и принять соответствующие управленческие решения.

Направления, последовательность и методики анализа отчета о прибылях и убытках в целом аналогичны анализу финансовых результатов. Условно анализ можно разделить на четыре этапа:

  1. анализ динамики и структуры отчета;
  2. факторный анализ чистой прибыли;
  3. анализ влияния бухгалтерской учетной политики на показатели отчета о прибылях и убытках;
  4. анализ рентабельности.

 

I этап — анализ динамики и структуры отчета

Предполагает последовательное изучение всех статей отчета применительно к разным видам деятельности организации и тенденции их изменения.

По отношению к разным видам деятельности(источникам доходов и категориям расходов) показатели формы № 2 могут быть сгруппированы следующим образом:

  • Результаты от основной деятельности. Выручка от продаж (N); Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) (С); Валовая прибыль (ПВ); Коммерческие расходы (КР); Управленческие расходы (УР); Прибыль от продаж (ПП).
  • Результаты от финансовой деятельности. Проценты к получению (ПрП); Проценты к уплате (ПрУ); Доходы от участия в других организациях (ДДО).
  • Результаты от неосновной деятельности (кроме финансовой) и экстраординарных (чрезвычайных) событий:Прочие доходы (ПрД); Прочие расходы (ПрР).
  • Общая бухгалтерская прибыль. Прибыль до налогообложения (ПДН).
  • Увязка бухгалтерской прибыли с требованиями налогового учета. Отложенные налоговые активы (ОНА); Отложенные налоговые обязательства (ОНО).
  • Выполнение обязательств перед государством. Текущий налог на прибыль (ТНП); Экономические (налоговые) санкции (НС).
  • Финансовые результаты, используемые в интересах организации. Чистая прибыль (ПЧ); Дивиденды акционерам (доходы участникам, учредителям) (ДА); Нераспределенная прибыль (ПН).
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Маржинальный анализ в управлении затратами и себестоимостью продукции

 

Вертикальный анализ отчета (анализ структуры) имеет особенности, так как предметом оценки является неоднородная совокупность — доходы и расходы, прибыли и убытки. Возможны следующие методические подходы к анализу структуры отчета:

  1. за 100% принимается выручка от продаж;
  2. за 100% одновременно принимается общая сумма и доходов, и расходов организации. Отдельные статьи отчета оцениваются в доле к этим общим суммарным показателям: отдельные виды доходов и прибылей в процентах к суммарным доходам, отдельные виды расходов (и убытков) — соответственно к общей сумме расходов организации.

 

II этап — факторный анализ чистой прибыли

Одна из основных задач анализа отчета состоит в том, чтобы объяснить причины изменения конечного финансового результата — чистой прибыли. В соответствии с порядком формирования отчета о прибылях и убытках чистую прибыль (убыток) отчетного периода можно представить в виде модели аддитивного типа. Влияние факторов на результативный показатель в таких моделях определяется следующим образом:

∆ПЧ = ∆>N — ∆С — ∆КР — ∆УР + ∆ПрП — ∆ПрУ + ∆ДДО + ∆ПрД — ∆ПрР + ∆ОНА — ∆ОНО — ∆ТНП — ∆НС.

При расчете влияния факторов следует иметь в виду, что затраты (расходы) являются факторами обратного воздействия, т.е. их рост (снижение) влияет на изменение прибыли с противоположным знаком. В свою очередь, прибыль от продаж — основная составляющая бухгалтерской и чистой прибыли находится под непосредственным влиянием ряда факторов: объема и структуры продаж, цен реализации, себестоимости проданной продукции и других факторов последующих порядков.

 

III этап — анализ влияния бухгалтерской учетной политики на показатели отчета о прибылях и убытках

Этот вопрос является одним из направлений анализа качества финансовых результатов, но имеет и большое самостоятельное значение, так как позволяет оценить роль бухгалтерских методов в формировании показателей прибыли.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Эффект операционного рычага: понятие и пример расчета

Рассмотрим как изменяются финансовые результаты и рентабельность при использовании различных вариантов учетной политики организации в отношении общехозяйственных расходов. Вариант 1 — списание общехозяйственных расходов на себестоимость продаж (Дт90 Кт26). Вариант 2 — списание общехозяйственных расходов на себестоимость производства (Дт20 Кт26). Расчет представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Показатель Вариант 1 Вариант 2
Выручка от продаж, тыс. руб. 218315 218315
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 166432 206149
Валовая прибыль, тыс. руб. 51883 12166
Коммерческие расходы, тыс. руб. 8732 8732
Управленческие (общехозяйственные) расходы, тыс. руб. 40717
Прибыль от продаж, тыс. руб. 2434 3434
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 842 1842
Чистая прибыль, тыс. руб. 649 1437
Рентабельность продаж, % 1,1 1,6
Рентабельность оборота, %:

— по прибыли до налогообложения

0,4 0,8
— по чистой прибыли 0,3 0,65

 

В варианте 2 при списании общехозяйственных расходов часть их остается в составе затрат в незавершенном производстве и готовой продукции и только часть включается в расчет финансовых результатов (в составе себестоимости проданной продукции). Таким образом, выбирая тот или иной из альтернативных вариантов учетной политики, менеджмент организации может влиять на размеры учетной бухгалтерской прибыли.

С точки зрения инвестиционной привлекательности и улучшения структуры капитала (роста собственного капитала), вариант 2 предпочтительнее, так как финансовые результаты и рентабельность выше. С позиции экономии на налоге на прибыль (как правило, один и тот же вариант выбирается как для бухгалтерского, так для налогового учета) более выгоден вариант 1 учетной политики.

 

IV этап — анализ рентабельности

В дополнение к показателям рентабельности продаж и произведенных затрат по данным бухгалтерской отчетности рекомендуется дать оценку показателям рентабельности активов и капитала.

Рентабельность совокупного капитала (совокупных активов):

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Когда прибыль есть, а денег нет: что показывает отчет о движении денежных средств

kр.свк = ПДН (ПЧ) / СВК, где ПДН — прибыль до налогообложения; СВК — среднегодовая величина совокупного капитала. Показатель отражает эффективность использования совокупного капитала, или сколько прибыли приносит каждый рубль совокупного капитала (совокупных активов). Рассчитывается как по ПДН, так и по ПЧ.

Рентабельность собственного капитала:

kр.ск = ПДН (ПЧ) / СК, где СК — среднегодовая величина собственного капитала. Показатель характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля собственных средств организации. Показатель важен для собственников (акционеров), а также для кредиторов, так как косвенно отражает возможности организации по погашению задолженности. Показатель может быть рассчитан не только по балансовой, но и по рыночной стоимости собственного капитала.

Рентабельность текущих активов:

kр.оа = ПДН (ПЧ) / ОА, где ОА — среднегодовая величина оборотных активов. Показатель характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля активов, вложенных в текущую деятельность организации. На показатель в значительной степени влияет политика отражения активов в балансе. Занижение валюты баланса на отчетные даты приводит к завышению показателей, а «раздувание» баланса — к их занижению.

Рентабельность оборота:

kр.об = ПЧ / N, где N — выручка от продаж. Аналогичен показателю рентабельности продаж, но рассчитывается по конечному финансовому результату — чистой прибыли. Рассчитывается в виде коэффициентов либо в процентах. Характеризует чистую эффективность текущей деятельности.

Показатели рентабельности анализируются в динамике, в сравнении со среднеотраслевыми значениями и показателями конкурентов. В качестве критериев оценки могут быть выбраны значения тех или иных показателей рентабельности, устанавливаемые банками для лучших (первоклассных) заемщиков.

 

Научитесь анализировать отчеты о прибылях и убытках изучив курсы «Финансовый менеджмент: управление финансами» и «Управленческий учет».

Управленческий учет: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс
Управленческий учет: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы