В процессе планирования любого инвестиционного проекта важное место занимает анализ эффективности инвестиций. Один из наиболее распространенный методов оценки эффективности инвестиции заключается в расчете точки безубыточности. Рассмотрим конкретный пример расчета точки безубыточности для принятия правильного инвестиционного решения.
Автор:
Александр Петрович Иcaeв, кандидат экономических наук, психолог, заведующий лабораторией отбора и мониторинга перспективных менеджеров Уральского государственного технического университета.
В процессе планирования любого инвестиционного проекта важное место занимает анализ эффективности инвестиций. Один из наиболее распространенный методов оценки эффективности инвестиции заключается в расчете точки безубыточности.
Рассмотрим конкретный пример расчета точки безубыточности для принятия правильного инвестиционного решения. Компания АБВ, крупный производитель телефонных продуктов, рассматривает возможность производства видеотелефона, рассчитанного на деловой рынок. Предлагаемая цена составляет 1000 руб. за единицу. Следующие
данные о затратах основаны на ожидаемом ежегодном уровне продаж в 60 тыс. единиц нового продукта:
-
Прямые материальные затраты: 18 млн. руб.
-
Прямые затраты на оплату труда: 12 млн. руб.
-
Переменные производственные вспомогательные затраты: 6 млн. руб.
-
Постоянные производственные вспомогательные затраты: 10 млн. руб.
Средние уровни запасов для видеотелефона оценены следующим образом:
-
Основные материалы: 2 месяца производства
-
Незавершенное производство (завершено на 100% относительно материалов и на 50% относительно затрат труда и переменных производственных вспомогательных затрат): 2 месяца производства
-
Готовая продукция: 1 месяц производства
Средние затраты на хранение товарно-материальных запасов, не включенные в переменные затраты, оцениваются в 10%. В дополнение к этому менеджер по маркетингу оценивает, что совокупный доход от реализации существующих продуктов сократится на 12 млн. руб. после появления видеотелефона на рынке. Средний коэффициент рентабельности продаж для существующих продуктов составляет 30%.
- Рассчитаем релевантные затраты (доходы) для видеотелефона.
- Следует ли АБВ внедрять на рынок новый продукт?
- Определим точку безубыточности в единицах для видеотелефона.
Следующие данные помогают понять решение этой задачи.
1. Цена реализации за единицу — 1000 руб.
Минус
Переменные затраты на единицу
Основные материалы 18 млн. руб./60 тыс. руб. = 300 руб.
Прямые затраты на оплату труда 12 млн. руб./60 тыс. руб. = 200 руб.
Вспомогательные затраты 6 млн. руб./60 тыс. руб. = 100 руб.
Итого: -600 руб.
Маржинальная прибыль на единицу — 400 руб.
Стоимость хранения товарно-материальных запасов
Основные материалы 300 руб. х 60 000 ед. х 2 / 12 = 3 млн. руб.
Незавершенное производство {300 + [(200 + 100) х 50%]} х 60 000 х 2 / 12 = 4,5 млн. руб.
Готовая продукция(300 + 200 + 100) х 60 000 х 1 / 12 = 3 млн. руб.
Затраты на хранение товарно-материальных запасов (3 000 000 + 4 500 000 + 3 000 000) х 10% = 1 050 000 руб.
Релевантные затраты
Увеличение маржинальной прибыли от продаж видеотелефонов 400 руб. х 60 000 = 24 млн. руб.
Уменьшение маржинальной прибыли в результате снижения существующих продаж
12 млн. руб. х 30% = 3,6 млн. руб.
Дополнительные затраты на хранение товарно-материальных запасов1050000 руб.
Увеличение постоянных производственных вспомогательных затрат 10 млн. руб.
2. Увеличение операционной прибыли компании АБВ
24 млн. руб. — 3 600 000 руб. — 1 050 000 руб. — 10 000 000 руб. = 9 350 000 руб. Следовательно, АБВ должна запустить видеотелефон в производство.
3. Рассчитаем точку безубыточности Y в единицах продукции.
400 руб. х Y = 10 000 000 руб. + 3 600 000 руб. + (300 руб. х Y х 2 /12 + 450 х Y х 2/12 + 600 руб. х Y х 1/12) х 0,1
382,5Y = 13 000 000 руб.
Y = 33 987 единиц
Научиться составлению бюджета, планированию и контролю за деятельностью организации вы можете изучив дистанционный курс «Бюджетирование и внутрифирменное планирование» в составе программы повышения квалификации «Бизнес-планирование» или при обучении по индивидуальной программе.