Трудовой потенциал экономики


Изучение состояния трудового потенциала общества, территории или предприятия имеет важное практическое значение для сбалансирования ресурсов труда и числа рабочих мест. Качественная характеристика трудового потенциала выражается в степени профессиональной и квалификационной пригодности людей к выполнению работы, а это зависит от общеобразовательной и профессиональной подготовки, навыков в труде и личных способностей работников.


Автор:
Юлия Михайловна Ocтaпeнкo
, доктор экономических наук, старший научный сотрудник Института макроэкономических исследований Министерства экономики РФ.

Изучение состояния трудового потенциала общества, территории или предприятия имеет важное практическое значение для сбалансирования ресурсов труда и числа рабочих мест с учетом изменений как в численности и составе трудового потенциала, так и в сфере приложения труда, происходящих под влиянием социально-демографических процессов, совершенствования структуры экономики и производства, территориального размещения и других факторов.

Поскольку трудовой потенциал существенно влияет на спрос и предложение на рынке труда, возникает вопрос о возрастном ограничении состава трудового потенциала — об определении нижней и верхней границ дееспособности населения, юридически имеющего право на деятельность и отвечающего за свои поступки.

Нижние границы трудового потенциала до сих пор не определены. Российские нормы, ограничивающие прием на работу некоторых групп населения, не являются эталоном.
Верхние границы трудового потенциала в зависимости от сохранения работоспособности людьми можно распределить на три группы:

  1. от 60 до 65 лет (данная группа сохраняет работоспособность на 65-70%);
  2. 65 — 70 лет (работоспособность сохраняется на 50-60%);
  3. 70 —75 лет и старше (эта группа людей сохраняет трудоспособность примерно на 35-40%).

Конечно, такое распределение достаточно условно, но все-таки обеспечивает дифференцированный подход к трудовому потенциалу на региональном уровне.

В настоящее время в России официальный статистический учет в исследованиях экономически активного населения ограничен возрастной группой 15 лет — 72 года. О состоянии трудового потенциала России дает представление коэффициент демографической нагрузки (табл. 1).

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как лучше оценивать шансы и повысить точность приблизительной оценки

Таблица 1. Коэффициент демографической нагрузки по РФ
(количество лиц нетрудоспособного возраста, приходящееся на 1000 лиц трудоспособного возраста)

Годы Всего В том числе лиц в возрасте
моложе трудоспособного старше трудоспособного
1995 744 388 356
2000 660 319 341
2004 604 277 330
2005 590 267 323

Количественная характеристика трудового потенциала может быть представлена
численностью среднегодовых работников (число человеко-лет труда). Для более детального анализа трудовой потенциал можно определить как фонд ресурсов труда (ФРТ) путем умножения среднегодовой численности на среднюю продолжительность рабочего времени (год, месяц, день, час):

ТП = Рср.числ.раб * Траб.врем.

где ТП — трудовой потенциал; Рср.числ.раб — среднегодовая численность работников; Траб.врем. — средняя продолжительность рабочего времени.

Тогда фонд ресурсов труда будет выражаться в человеко-месяцах, человеко-днях, человеко-часах.

Располагая фондом ресурсов труда и числом рабочих мест, можно довольно точно рассчитать потребную численность персонала с учетом коэффициента загруженности рабочих мест, результатов их паспортизации, рационализации и аттестации в масштабе не только предприятия, но и региона.

Качественный аспект трудового потенциала можно исследовать с помощью
показателей уровня квалификации работников и полезности их знаний для производства (предприятия, фирмы).

Следовательно, качественная характеристика трудового потенциала выражается в
степени профессиональной и квалификационной пригодности людей к выполнению работы, а это зависит от общеобразовательной и профессиональной подготовки, навыков в труде и личных способностей работников.

При изучении структуры трудового потенциала все население распределяется на две группы:

  1. полногодовые работники, которые могут и должны быть заняты трудом в общественном производстве в течение всего года;
  2. неполногодовые работники, которые привлекаются на работу с сокращенным рабочим периодом в течение года, недели, дня и т.п.

Полногодовые и неполногодовые работники распределяются и учитываются по месту их проживания, полу, возрасту, образованию, специальности, социальному положению.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Юмор как способ воздействия в PR-сообщении

Рассматривая количественные и качественные характеристики трудового потенциала в комплексе, можно определить, в какой степени производство страны и составные части народного хозяйства обеспечены рабочей силой в соответствии с требованиями рынка, развитием сферы приложения труда с учетом структурных преобразований в производстве, а также в связи с требованиями научно-технического прогресса (НТП) и конкуренции на рынке труда. Такой анализ позволяет выявить уровень занятости трудового потенциала, наметить пути его эффективного использования и обеспечить регулирование рынка труда с учетом количественных и качественных характеристик трудового потенциала в конкретном регионе.

Характеристики использования трудовых ресурсов

Показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов, можно рассматривать с двух позиций: с позиции распределения занятых в народном хозяйстве и с позиции эффективного применения трудового потенциала. О распределении трудовых ресурсов дает представление показатель —
структура.

Структура выражает
соотношение конкретных социально-демографических и профессионально-квалификационных групп населения в составе занятых в экономике и формируется под влиянием множества факторов: структурных сдвигов в экономике, состояния рынка труда, институциональных изменений в собственности, благосостояния семей и др.

Структура трудовых ресурсов многогранна. Она включает распределение людей по определенным классификационным признакам — по полу, возрасту, образованию, месту жительства (город, село), общественным группам, профессиям, сферам приложения труда и др.

Изучение структуры по полу (мужчины и женщины) и по возрасту (подростки, пожилые) важно для формирования рабочих мест в экономике (в региональном и отраслевом разрезах) с учетом состояния и развития рынка труда. Особо значимой качественной характеристикой является
структура по образованию, поскольку она характеризует состояние интеллектуального развития трудовых ресурсов. Уровень образования определяют три показателя: среднее число лет обучения, численность учащихся и студентов, удельный вес специалистов с высшим и средним специальным образованием.

Показатели структуры трудовых ресурсов непосредственно связаны с динамикой трудовых ресурсов, т.е. с их
движением.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как и почему мы покупаем

Количественные изменения в составе численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темп роста, темп прироста трудовых ресурсов.

Абсолютный прирост трудовых ресурсов определяется по формуле:

Тпр. = R n — R 0,

где Тпр. — абсолютный прирост трудовых ресурсов в рассматриваемом периоде (квартале, году, за ряд лет); Rn и R — численность трудовых ресурсов соответственно на конец и начало календарного периода.

Темп роста — отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода.

Абсолютный прирост, темп роста и прироста позволяют отслеживать влияние на структуру трудовых ресурсов естественного движения населения, связанного с рождением и смертностью, механического движения, определяемого миграцией, а также общего изменения численности трудовых ресурсов, связанного и с естественным, и с механическим движением.

Степень эффективности применения труда в любых видах и сферах деятельности измеряется временем, затрачиваемым работником на изготовление продукции или производство услуг. Эффективность оценивается с позиции минимизации затрат времени на единицу результата труда. В материальном производстве эффективность применения труда оценивается показателем производительности труда. В нематериальной сфере (в образовании, здравоохранении, обслуживании и др.) применяются различные показатели, связанные с конечными результатами таких видов деятельности.


Научиться анализировать экономическую ситуацию, ориентироваться в окружающей экономической действительности и принимать правильные экономические решения вы можете изучив дистанционный курс «Макроэкономика».

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы