Автор:
Aндpeй Августович Aнyчин, кандидат экономических наук, преподаватель программы подготовки управленческих кадров Воронежского государственного университета, бизнес-тренер, консультант.
Для построения эффективной системы управления дебиторской задолженностью необходимо знать механизм ее возникновения и эволюции. Это важно, поскольку на каждом этапе формирования задолженности целесообразно использовать свои методы и приемы.
Рассмотрим эволюцию задолженности по этапам, внимательно изучая каждый из периодов ее существования, давая характеристики всем происходящим процессам.
1. Этап, предваряющий появление задолженности. Именно в этот период совершаются все события, предваряющие появление задолженности. В это время происходят знакомства, переговоры, проверочные и другие подготовительные мероприятия, определяются объемы будущей задолженности, сроки и условия ее погашения и принимается окончательное решение о кредитовании. Заканчивается данный период в момент принятия положительного решения по сделке.
2. Текущая задолженность. После заключения договора возникает задолженность предварительно оговоренного размера. Если договор о погашении задолженности исполняется заемщиком неукоснительно, то с течением времени задолженность постепенно уменьшается и прекращается в оговоренный срок. В каждый момент времени задолженность представляет собой заранее известную и обозначенную в договоре величину и называется
текущей задолженностью.
3. Проблемная задолженность. Если заемщик допускает нарушение сроков оплаты или производит оплату меньшими, чем указано в договоре, суммами, он не успевает полностью погасить задолженность к окончанию договора. Превышение реальной задолженности над текущей называется
проблемной задолженностью.
4. Просроченная задолженность. Если в течение срока действия договора заемщик не погасил задолженность полностью (как говорят, «не вошел в график»), вся имеющаяся у него на момент окончания договора задолженность называется
просроченной. Просроченная задолженность иногда имеет сложную структуру и может состоять из сумм, непогашенных по основному долгу, по процентам за пользование кредитом, по различным видам штрафных санкций.
5. Безнадежная задолженность. Предприятие-кредитор, как правило, пытается в течение некоторого периода времени взыскать просроченную задолженность и делает это более или менее успешно. Итоговая сумма задолженности при этом может несколько снизиться (если взыскиваемые суммы превышают нарастающие штрафные санкции), но может случиться и так, что при отсутствии платежей со стороны клиента сумма просроченной задолженности будет расти.
Просроченная задолженность имеет свойство быстро «стареть». Это означает, что
вероятность взыскания просроченного долга резко уменьшается со временем. Следствием этого факта является то, что начиная с некоторого периода времени на взыскание, например, некоторой суммы из просроченной задолженности требуется потратить (в виде зарплаты сотрудникам, прямых и накладных расходов на эту деятельность и т. д.) сумму, значительно превышающую ту, которая может быть взыскана. Получается, что с некоторого момента времени взыскание долга становится нецелесообразным. Точнее говоря, взыскивать долг, разумеется, нужно, но делать это силами самого кредитора экономически неоправданно.
Скорее всего, предприятие не будет заниматься взысканием подобного долга. Поэтому данную задолженность называют безнадежной, или, более корректно, «безнадежной к взысканию силами предприятия-кредитора».
Безнадежная задолженность существует практически всегда. Ее объемы характеризуют «качество работы» по сбору платежей самой компанией-продавцом. В развитых странах, где платежная дисциплина чрезвычайно высока, норма такой задолженности колеблется около уровня 0,2% от общего объема задолженности. В «хороших» российских компаниях она составляет 2—3%.
Бывает, что возникает путаница, о какой задолженности идет речь: о просроченной или безнадежной. Правило для классификации задолженностей следующее.
Просроченная задолженность возникает объективно — это непогашенная задолженность, последний срок оплаты которой истек. Безнадежной же задолженностью предприятие признает ту часть просроченной задолженности, взыскивать которую нецелесообразно. Это может быть, например, вся задолженность со сроком возникновения более года либо вся задолженность конкретного клиента. Безнадежной задолженности может и не быть вовсе, если предприятие не признает факта ее существования и пытается взыскивать каждый долг самостоятельно.
Форвардная безнадежная задолженность
Мы рассмотрели эволюцию задолженности на всех этапах — от ее появления до превращения в безнадежную. Так может эволюционировать задолженность в каждой конкретной сделке. Однако для анализа эффективности управления задолженностью необходимо перейти к некоторым интегральным критериям, характеризующим ситуацию с задолженностью на предприятии в целом. Давайте попробуем это сделать.
Если предприятие активно развивается, то в общей сумме дебиторской задолженности в каждый момент времени можно выделить и текущую, и проблемную, и просроченную, и безнадежную. У предприятия непременно есть несколько сделок, задолженность по которым является текущей, но к моменту их окончания она вполне может стать просроченной. Более того, постоянно проводятся переговоры о будущих сделках, часть задолженности по которым, вполне вероятно, также может стать просроченной. То есть в общем объеме задолженности в каждый момент времени присутствует и уже «проявившаяся», и еще «не проявившаяся» просроченная задолженность, которая, тем не менее, безусловно, возникнет в будущем. В итоге оценить,
каков на сегодняшний день реальный уровень безнадежной к возврату задолженности на предприятии (а именно этот параметр и должен волновать руководство в первую очередь), оказывается очень сложно. Для решения указанного вопроса можно предложить следующую схему.
Предположим, у некоторого предприятия существует определенный объем дебиторской задолженности, среди которой есть безнадежная. В абсолютных цифрах (в рублях) объем просроченной задолженности со временем, как правило, только нарастает, а в относительных (в процентах к общему объему задолженности) — может как нарастать, так и убывать.
Существует только один способ точно узнать, каков в каждый момент времени полный объем просроченной дебиторской задолженности на предприятии. Если нам необходимо узнать, каков, например, на сегодняшний день полный объем просроченной задолженности, надо
сегодня же прекратить деятельность предприятия по заключению новых договоров, приводящих к образованию задолженности вообще, ограничившись только сопровождением уже заключенных договоров. Работая в этом режиме, следует дождаться окончания срока действия последнего договора (на это может уйти несколько лет), а затем провести необходимые мероприятия по возврату возникшей просроченной задолженности. Только когда будет принято решение, что вся оставшаяся непогашенная задолженность является безнадежной, мы получим результат — столько ее было на день прекращения деятельности предприятия.
Образовавшаяся в процессе такой работы задолженность называется
полной ликвидационной просроченной задолженностью, поскольку для того, чтобы ее получить, нужно на некоторое время остановить предприятие, то есть фактически ликвидировать его. Та задолженность, которой не было в момент начала «ликвидации», но которая проявилась к окончанию деятельности, имеет более благозвучное название — форвардная безнадежная задолженность: она включает в себя задолженность, которая возникнет в будущем по сделкам, заключенным на сегодняшний день.
Таким образом, мы приходим к следующей формуле:
Ликвидационная задолженность = Просроченная + Форвардная
Объем ликвидационной задолженности или ее доля в общем объеме задолженности — хороший показатель успешности управления задолженностью вообще. Однако приведенный выше точный способ вычисления форвардной задолженности является, конечно, совершенно неприемлемым. Поэтому в ежедневной работе прибегают к различным приближенным вычислениям или к оценкам объема форвардной задолженности.
Пока укажем только, что
объем ликвидационной задолженности в каждый момент времени существенно превышает объем «проявившейся» просроченной задолженности. Это происходит вследствие того факта, что в вероятностном смысле в каждой сделке, даже еще не совершенной, определенная доля просроченной задолженности присутствует изначально и рано или поздно проявляется.
По нашим данным, основанным на многолетнем опыте работы с российскими предприятиями, объем ликвидационной задолженности в каждый момент времени у них не менее чем в полтора раза превышает объем проявившейся к этому моменту просроченной задолженности.
Структура задолженности
Практически в каждом договоре, подразумевающем появление дебиторской задолженности, предусмотрены штрафные санкции — увеличение суммы задолженности при нарушении условий платы, указанных в договоре. В этом случае при нарушении клиентом таких условий договора, как сроки или суммы к оплате, полная сумма его задолженности уже во время действия договора может иметь сложную структуру. Сделаем сначала обзор применяемых обычно штрафных санкций, а затем подробно рассмотрим структуру задолженности, содержащую все возможные составляющие.
1. Штраф — это единовременно уплачиваемая за нарушение условий договора сумма. Штраф может быть фиксированным, или в процентах от сумм, следующих к оплате, или заранее обусловленной конкретной суммой. Например, в договоре может быть следующий пункт: «…при невнесении очередного платежа по договору в срок должник уплачивает кредитору в виде штрафа единовременно 1 тыс. руб. в течение трех дней с того момента, когда платеж должен был быть внесен». В соответствии с этим пунктом, если ожидаемый платеж клиента составлял 25 тыс. руб. и был им просрочен, то через три дня после окончания срока платежа проблемная задолженность будет составлять уже 26 тыс. руб., из которых 25 тысяч — это не уплаченная вовремя сумма, а 1 тысяча — штраф за отсутствие оплаты в срок.
2. Неустойка, как правило, это также единовременно выплачиваемая сумма. Ее отличие от штрафа состоит в том, что неустойка имеет гораздо больший размер (она может составлять и 10,и 25, и 50% от стоимости контракта) и выплачивается одной из сторон, обычно при разрыве отношений по инициативе этой стороны. Например, можно проанализировать следующую ситуацию. Заемщик получил кредит в сумме 1 млн. руб. сроком на 10 лет с ежегодным возвратом 100 тыс. руб. основного долга, с уплатой процентов за реально используемые средства и с неустойкой в 10% от оставшейся суммы основного долга при досрочном погашении кредита. По истечении 7 лет заемщик готов погасить кредит досрочно. В этом случае он должен уплатить:
- оставшуюся к уплате часть суммы основного долга в соответствии с условиями договора (300 тыс. руб.);
- поскольку проценты уплачиваются только за фактически используемые средства, за оставшиеся три года их платить не нужно;
- неустойку в размере 10% от оставшейся к уплате суммы основного долга (30 тыс. руб.)
3. Пеня — это штрафные проценты. Например, 0,1% в день от не оплаченной вовремя суммы. Смысл пени вполне понятен. Кредитор рассчитывал на получение платежа. Он его не получил. Но деньги-то эти ему нужны! Вот он и вынужден их занимать на рынке. Поскольку занять надо быстро и, может быть, на очень невыгодных условиях, эти деньги обойдутся кредитору дороже, чем он сам разместил. Именно необходимость оплачивать экстра-проценты по заемному капиталу и покрывает недобросовестный плательщик, выплачивая проценты в виде пени.
Сейчас нередко можно встретить договор, в котором прописана пеня и в 1% в день, и в 2% в день, и даже в 3%. Немыслимая пеня, указанная в договоре, сразу же наводит на мысль о несерьезности намерений сторон при заключении сделки. Заемщика такие штрафные проценты должны остановить от заключения сделки, кредиторы тоже должны бежать от заемщиков, которые на такие проценты согласны.
Рассмотрим
структуру задолженности на следующем примере. Пусть мы имеем следующую ситуацию с кредитом:
- Кредит должен погашаться тремя ежемесячными платежами по 100 тыс. руб. каждый.
- За нарушение сроков и сумм платежей уплачивается штраф в сумме 1 тыс. руб. за каждый факт нарушения условий договора. Штрафной платеж вносится в течение трех дней с момента нарушения условий.
- При внесении платежа с опозданием или не полностью заемщик уплачивает пеню в размере 0,1% от невнесенной суммы платежа за каждый день просрочки. Подлежащая уплате сумма пени вносится заемщиком ежедневно. Ежедневное внесение пени, с одной стороны, необходимая воспитательная мера, с другой — хороший индикатор того, «жив» клиент или уже нет.
- Заемщик внес первый платеж вовремя. В срок второго платежа внес 50 тыс. руб. Больше платежей не было.
Какова общая сумма задолженности заемщика на пятый день после наступления срока второго платежа?
Решение.
Текущая задолженность составляет 100 тыс. руб. — оставшаяся к уплате часть кредита (третий платеж).
Проблемная задолженность имеет более сложную структуру:
- 50 тыс. руб. — неоплаченная часть второго взноса.
- 1 тыс. руб. — штраф за неуплату второго взноса в срок.
- 5 тыс. руб. — пять (!) штрафов за не уплаченную ежедневно пеню.
- 250 руб. — пеня за пять дней просрочки платежа в сумме 50 тыс. руб.
Итого: Общая сумма задолженности заемщика составляет 156 250 руб., из которых 100 000 руб. — текущая, 56 250 руб. — проблемная задолженность. Как видим, получается уже довольно сложная структура. Но заниматься ею тем не менее стоит, чтобы, когда дело дойдет до окончательных расчетов, четко представлять себе, сколько мы заработали на кредитах, сколько — на пене, а сколько — на штрафах.