Модели обдумывания управленческих проблем

Необходимость принимать решения пронизывает все, что делает управляющий, когда формулирует цели и добивается их достижения. В такой ситуации следует использовать типовые схемы интеллектуального анализа: сортировку вариантов и конкретизацию их причин, прогнозирование и анализ необходимых действий, выработку рекомендаций к действиям, выделение основных и вспомогательных характеристик проблемы, разделение проблемы на части.

Автор:

Bлaдимиp Викторович Глyxoв, доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

 

Оперативный менеджер — это руководитель, непосредственно, практически осуществляющий организацию процесса, способный быстро исправить или направить ход дел.

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей. В разных психологических концепциях интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью адаптации к различным обстоятельствам жизни. Важнейшими характеристиками интеллекта являются:

  • глубина (способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины, глубинные закономерности);

  • критичность (объективная оценка предметов и явлений, желание подвергнуть сомнению гипотезы и решения);

  • гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую, в том числе противоположную собственной);

  • широта ума (способность видеть проблему широко, во взаимосвязи с другими явлениями);

  • быстрота (скорость решения задач, способность вырабатывать много идей);

  • оригинальность (способность создавать новые идеи, отличные от общепринятых);

  • пытливость (потребность всегда находить наилучшее решение).

Основной инструмент интеллекта —

мышление — процесс познавательной деятельности человека, установление связей и отношений между познаваемыми объектами. Для мышления выделяют операции, виды и формы.

В качестве

операций мышления выделяют:

  • сравнение — сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними;

  • анализ — мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства;

  • синтез — мысленное объединение частей или свойств в единое целое;

  • обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;

  • абстрагирование — выделение одних признаков и отвлечение от других.

Виды мышления различают по четырем основаниям:

  • по

    форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое);

  • по

    характеру задач (теоретическое, практическое);

  • по

    степени развернутости (дискурсивное, интуитивное);

  • по

    степени новизны и оригинальности (нетворческое, творческое).

Говоря о

форме мышления, выделяют:

  • понятие — форму мышления, отражающую существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженную словом или группой слов;

  • суждение — утверждение или отрицание чего-либо (различают истинное и ложное суждение);

  • умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод (различают дедуктивные, индуктивные, умозаключения по аналогии).

Процесс обдумывания может представлять трудность для отдельного человека или группы в целом. В такой ситуации следует использовать типовые схемы интеллектуального анализа: сортировку вариантов и конкретизацию их причин, прогнозирование и анализ необходимых действий, выработку рекомендаций к действиям, выделение основных и вспомогательных характеристик проблемы, разделение проблемы на части.

При рассуждениях можно использовать вспомогательные вопросы.

Первый этап:

  • Что случилось?
  • Каковы симптомы?
  • Что вас не устраивает?
  • Какая ситуация предпочтительнее?

Второй этап:

  • Рассортируйте симптомы.
  • Отметьте, чего не хватает.
  • Выделите помехи.
  • Согласуйте интересы.

Третий этап:

  • Что делать?
  • Возможные стратегии?
  • Что явится идеальным результатом?

Четвертый этап:

  • Каковы конкретные шаги?
  • Каковы реальные результаты?

Процессу обдумывания могут помочь вопросы типа: возможно ли упрощение, что напоминает данная ситуация, имеются ли аналогии, имелись ли в прошлом подобные ситуации, возможно ли изменение порядка, с чем можно соединить, возможно ли изменение срока или качества, что можно сжать или уплотнить, чем можно заменить, чем вы рискуете, чем вы располагаете, какие есть варианты?

Исследуйте проблему с разных точек зрения и добейтесь полного понимания всех ее особенностей. Умение принимать решения необходимо каждому человеку, но особенно важно иметь это качество руководителю. Необходимость принимать решения пронизывает все, что делает управляющий, когда формулирует цели и добивается их достижения. Принятие решения — составная часть любой управленческой функции.

При принятии решения следует помнить простые

правила:

  1. Выбор есть всегда.
  2. Если рассмотреть проблему достаточно внимательно, то вы увидите себя как часть этой проблемы.
  3. Представьте себе минусы и плюсы каждого варианта. Минусы — это плата за плюсы варианта.
  4. Не сравнивайте минусы принятого варианта с плюсами отвергнутого.
  5. Ключи к разгадке проблемы — в ней самой. Специфические черты проблемы — это ключи к ее решению.
  6. Риск при выборе неизбежен.
  7. Реализовать два варианта невозможно. Чем-то придется жертвовать.
  8. Обсуждая свою проблему, помни, что голос собеседника совещательный.
  9. Не возвращайся на полпути. Начал дело — иди до конца.

Типовые модели процесса обдумывания проблемы

Модель семикратного поиска

  1. Анализируется проблемная ситуация, формулируется общая постановка задачи, собирается информация.
  2. Проводится анализ аналогичных объектов и прототипов.
  3. Уточняется формулировка задачи.
  4. Выдвигаются различные идеи по решению проблемы.
  5. Выдвигаются ограничения по реализации вариантов решений.
  6. Оцениваются варианты решений.
  7. Отбираются наиболее предпочтительные варианты решения проблемы.

Модель «Lots» — схема обсуждения проблем

  1. Обсуждение существующего варианта.
  2. Обсуждение стратегии.
  3. Выработка долгосрочных целей.
  4. Выработка краткосрочных целей.
  5. Обсуждение ресурсного обеспечения.
  6. Обсуждение кадрового потенциала.
  7. Выработка планов развития.
  8. Обсуждение вариантов организации.
  9. Выработка вариантов отчетности и анализа.

Модель «МакКинзи» — последовательность осмысления проблем

  1. Оценка стратегии.
  2. Оценка навыков (сильных и слабых).
  3. Оценка общепризнанных ценностей.
  4. Оценка структуры.
  5. Оценка организационных систем.
  6. Оценка кадров.
  7. Оценка действий.

Модель «Атака на разрыв желаемой и прогнозируемой деятельности» — способ осмысления проблем

  1. Формулировка целей.
  2. Прогноз динамики показателей.
  3. Выявление несовпадения между целями и прогнозом.
  4. Формулировка альтернатив инвестиций и деловой стратегии.
  5. Определение потребности в ресурсах.
  6. Возврат к п. 1.

Учиться эффективно решать проблемы выгоднее на опыте других, чем на своих ошибках. При обучении по индивидуальной программе, при помощи опытного куратора, вы можете проанализировать свои навыки, соотнести их со своими целями и составить индивидуальный учебный план из любых курсов нашего каталога, исходя из выявленных потребностей в обучении.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы