Карта зрелой личности

Подлинная зрелость не может быть достигнута без прочного чувства идентичности. Уровень же развития личности часто соотносится со степенью ее социализации. В исследованиях по психологии личности по-разному переплетаются различные похожие и не похожие проявления человека. Исторически личность описывалась с помощью разных характеристик, иногда тесно связанных между собой, а иногда прямо противоположных.

Автор:

Taтьянa Викторовна Cлoтинa, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной психологии ФГОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения».

В исследованиях по психологии личности по-разному переплетаются различные похожие и не похожие проявления человека. К ним относятся: мотивы деятельности, социальные роли, психофизиологические характеристики, биохимические свойства, типы высшей нервной деятельности, идеалы, физическая внешность, способности, мировоззрение, самосознание, характер, потребности, продукты творческой деятельности, ценностные ориентации, интеллект, переживания, особенности психических познавательных процессов… Список этот можно продолжать, он будет очень длинным и разнообразным.

Исторически личность описывалась с помощью разных характеристик, иногда тесно связанных между собой, а иногда прямо противоположных. Рассмотрим одну из классификаций проявлений личности, предложенную А. Г. Асмоловым.

Внешние характеристики. Большинство людей отличаются друг от друга по своей внешности, росту, цвету кожи, телосложению, весу и другим особенностям. В повседневной жизни накоплено немало наблюдений о связи физической внешности с особенностями человека. В античные времена с опорой на факты, говорящие о связи внешнего облика с характером человека, возникло целое учение — физиогномика. Сегодня в некоторых формах физиогномика продолжает служить многим любителям разобраться в поведенческих проявлениях своей или чужой личности. Вместе с тем теории Кречмера, Шелдона и других являются примером научно обоснованной взаимосвязи внешних характеристик и личностных особенностей.

Прошлый опыт. Знания, убеждения, привычки, умения, стереотипы, разнообразные проявления памяти являются существенной характеристикой личности человека. Человек, лишившийся прошлого опыта, полностью утрачивает ориентацию во времени и пространстве.

Мотивация. По мнению многих психологов, влечения, потребности, стремления, установки и, наконец, направленность личности — основные составляющие мотивации. Потребности и установки определяют избирательность внимания, памяти, мышления человека. Роль мотивационной сферы в данном случае трудно оставить в стороне.

Цели и ценности. Личность невозможна без целей, к которым она стремится, без ценностей, ради которых живет человек (пусть даже не всегда осознавая их).

Язык и речь. Речь и язык человека во многом определяют его видение мира. Неслучайно одной из важнейших характеристик зрелости ребенка в определенном возрасте являются те или иные особенности речи.

Черты характера. Если попросить кого-либо описать себя или знакомого человека, то, вероятнее всего, первыми будут названы определенные черты характера. Список обозначений черт личности в языке огромен. Со словесного портрета часто начинается первое знакомство. Черты характера — особенная категория, без которой в данном случае трудно получить полное описание личности человека.

Социальные роли. Где бы мы ни находились, чем бы мы ни были заняты, нам постоянно приходится выполнять ту или иную роль, а иногда сразу несколько ролей. Получается, что, описывая наши роли, специфику выполнения каждым конкретным человеком своей роли, мы также получим некоторое описание личности. Вспомним тест «Кто я?». Каковы первые ответы людей? Я — человек, мать, брат, ученик, пенсионер, учитель и т. д. За социальными ролями стоит вполне ощутимая реальность.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Факторы возникновения монополий

Поведение. Очевидная истина заключается в том, что в жизни о человеке прежде всего судят по его делам. Путь к личности через изучение разных проявлений поведения человека, его поступков в тех или иных ситуациях нравственного выбора представляется столь естественным, что его избирают не только умудренные житейским опытом практики человеческого общения, но и профессионалы самых различных течений и направлений.

Сознание и самосознание. Сознание, а тем более самосознание человека — существеннейшие проявления личности. Многие специалисты даже в определение личности включают понятие сознания: так, К. К. Платонов называет личностью конкретного человека как носителя сознания. Все остальные определения понятия личности являются, по его мнению, производными от этого.

Талант и творчество. Очень часто в обыденной жизни мы называем человека личностью, если тот проявляет себя творчески, талантливо.

Критерии развития личности

Подлинная зрелость не может быть достигнута без прочного чувства идентичности (Кто я такой/такая?).

Психологом К. Обуховским выделяются

четыре критерия развития личности. Ни один из них не является важнейшим, они дополняют друг друга.

Рост умения: на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умение. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.

Появление новых особенностей: это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.

Ощущение удовлетворенности жизнью: удовлетворение — это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности. Вместе с тем продолжительное отчаяние, которое ломает нашу жизнь и создает новые виды негативного функционирования, приводит к потере способности к развитию.

Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему опыту. Кроме того, способность к самоконтролю следует из психического дистанцирования по отношению к таким психическим особенностям, как страх, любовь или вина, которые могут контролировать нас независимо от интеллектуальных предпосылок и модифицировать наше поведение противоречащим нашим замыслам образом.

Гуманистические, феноменологические, экзистенциальные теории трактуют процесс развития личности прежде всего как стремление к самоактуализации, как процесс становления Я. В частности, А. Маслоу выделяет 15 основных черт самоактуализирующейся личности. Он полагал, что такие личности составляют около 1% населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей.

  1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному.
  2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
  3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.
  4. Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.
  5. Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству.
  6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.
  7. Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.
  8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.
  9. Чувство общности с человечеством в целом.
  10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.
  11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
  12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются.
  13. «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.
  14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.
  15. Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое. Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как предотвратить профессиональное выгорание

Зрелость личности

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализации. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости можно выделить:

  • широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;
  • мера развития личности как субъекта;
  • характер деятельности — от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;
  • социальная компетентность.

Карл Юнг увязывал достижение зрелости с

принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. Карл Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором.

В представлении Г. Олпорта психическое здоровье, разум, зрелость — понятия одного уровня. Он выделяет

шесть основных критериев зрелости:

  1. Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3–4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.

  2. Теплота в отношениях к другим. Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время — избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.

  3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций — собой или другими.

  4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.

  5. Самообъективация — понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора.

  6. Единая философия жизни. У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть — это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть — разновидность руководства собой.

Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности.

Какие навыки и знания вам необходимы, чтобы научиться лучше понимать себя и окружающих вас людей? При обучении по индивидуальной программе, при помощи опытного куратора, вы можете составить свой индивидуальный учебный план из нескольких десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога. Вы можете учиться в удобном для себя темпе, продолжая свою профессиональную деятельность.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы