Представления о самоэффективности, заложенные в данную методику, позволяют получить не только информацию о самооценке личности и степени ее самореализации, но и создают импульс к саморазвитию. Речь идет об оценке человеком своего потенциала, которым он реально может воспользоваться. При этом особое внимание придается тому, что умелое использование даже скромных способностей позволяет человеку достичь высоких результатов.
Автор:
Наталья Львовна Ивaнoвa, доктор психологических наук, профессор кафедры организационной психологии ГУ BШЭ.
Тест определения уровня самоэффективности — одна из методик исследования самосознания и самооценки личности. Понятие самоэффективности ввел А. Бандура не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по личностной коррекции. В данное понятие вкладывалась возможность оценивать умение людей осознавать свои способности и использовать их наилучшим образом. При этом особое внимание придавалось тому, что при более чем скромных способностях умелое их использование позволяет человеку достичь высоких результатов. В то же время присутствие высокого потенциала автоматически не гарантирует высокие результаты, если человек не верит в возможность применить этот потенциал на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом.
Здесь приводится одна из конкретных диагностических методик, разработанных Маддуксом и Шеером, направленная на количественное определение уровня самоэффективности. Перевод теста и его модификация осуществлены Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского. Речь идет об оценке человеком своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он реально может воспользоваться. Тест состоит из 23 утверждений, с каждым из которых испытуемый оценивает степень своего согласия по 11-балльной шкале.
Таким образом, представления о самоэффективности, заложенные в данную методику, предоставляют возможность получить не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени ее самореализации, но и создают определенный импульс к саморазвитию. Тем самым методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высоких результатов в предметной деятельности и межличностном общении.
Инструкция
Согласны ли вы с предлагаемыми утверждениями? Если абсолютно согласны, отметьте значение «+5», если абсолютно не согласны — значение «-5». В зависимости от степени своего согласия или несогласия с утверждениями используйте для ответа промежуточные оценки шкалы в области положительных или отрицательных значений, соответственно.
Таблица 1. Бланк теста
№ п/п |
Список утверждений |
Шкала ответа (степень согласия) |
1 | Когда я что-либо планирую, я всегда уверен(а), что могу выполнить данную работу | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
2 | Одна из моих проблем состоит в том, что я не могу сразу взяться за работу, которую мне необходимо выполнить, оттягивая этот момент до последнего | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
3 | Если я не могу выполнить работу с первого раза, я продолжаю попытки до тех пор, пока не справлюсь с ней | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
4 | Когда я ставлю важные для себя цели, мне редко удается достичь их | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
5 | Я часто бросаю дела, не закончив их | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
6 | Я стараюсь избегать трудностей | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
7 | Если что-то кажется мне слишком трудным, я не стану даже пытаться выполнить это хоть как-нибудь | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
8 | Если я делаю что-то крайне необходимое, но не слишком приятное для меня, я все равно буду упорствовать до тех пор, пока не доведу дело до конца | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
9 | Если я решил(а) что-то сделать, буду идти напролом, до конца | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
10 | Если мне не удается быстро выучить что-то новое, сразу бросаю это дело | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
11 | Когда проблемы возникают неожиданно, мне не удается справиться с ними | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
12 | Я не пытаюсь научиться чему-то новому, если оно выглядит слишком сложным для меня | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
13 | Неудачи не смущают меня, а только заставляют предпринимать еще более настойчивые попытки справиться с ситуацией | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
14 | Я испытываю уверенность в своих силах при решении сложных проблем | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
15 | Я вполне уверен(а) в себе | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
16 | Я легко бросаю дела | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
17 | Я не похож(а) на человека, который легко справляется с любыми проблемами в жизни | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
18 | Мне трудно приобретать новых друзей | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
19 | Если я встречаю человека, с которым мне было бы приятно поговорить, иду к нему сам, не дожидаясь, пока он подойдет ко мне | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
20 | Если мне не удастся стать близким другом интересного мне человека, я, скорее всего, прекращу попытки общения с ним | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
21 | Если я познакомился(-ась) с человеком, который на первый взгляд кажется мне не слишком интересным, все равно не прекращаю сразу общения с ним | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
22 | Я не слишком уютно чувствую себя на собраниях, в компаниях, в больших группах людей | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
23 | Я приобрел(а) всех друзей благодаря своей способности устанавливать контакты | -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 |
Сумма баллов первых 17 утверждений показывает
уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности, а с 18-го по 23-е утверждение — в
сфере межличностного общения.
Подсчет баллов производится после изменения знака на обратный перед отмеченной цифрой в утверждениях: 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22.
Для данного теста статистические нормы для России пока не определялись. Нормировка теста была проведена А. Огневым на выборке более 900 человек (школьники, студенты, работники госпредприятий, госслужащие, безработные). Средние значения уровня самоэффективности располагаются в интервале от -7 до+53 баллов, а в сфере общения — в интервале от +7 до +15. Таким образом, показатели, лежащие за указанными пределами, свидетельствуют либо о заниженной оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо — о завышенной.
Таблица 2. Результаты нормирования тестовых показателей на российской выборке
Показатель | Самоэффективность в сфере предметной деятельности | Самоэффективность в сфере межличностного общения |
Среднее значение по шкале | 30,6 | 3,8 |
Среднее квадратичное отклонение | 23,8 | 11,1 |
Число испытуемых | 927 | 927 |
Повысить эффективность ваших действий и решений вы можете изучив любые интересующие вас навыки самоменеджмента, мотивации, личной и профессиональной эффективности, составив свой учебный план из любых курсов из нашего каталога, при обучении по индивидуальной программе.