Автор:
Oлег Влaдимиpович Eвтиxoв, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Института педагогики, психологии и социологии Cибирского федерального университета (CФУ).
Эффективная презентация и выступление
- Избегайте лишних звуков: например, не звените ключами в кармане, не щелкайте авторучкой и др.
- Не увлекайтесь ручными «помощниками» — ручками, указками, очками.
- Избегайте случайных движений: например, не дотрагивайтесь до себя (волос, лица, частей тела).
- Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией: не смотрите в стену или в окно; не переводите взгляд от одного слушателя к другому каждую секунду, обводите аудиторию глазами, задерживаясь на каждом из участвующих на 2-3 секунды; не забывайте смотреть на всех присутствующих.
- Избегайте визуальных отвлечений: например, очень интенсивной жестикуляции, неудачной позы, выражения лица.
- Следите за употреблением слов-паразитов, старайтесь не произносить таких слов, как: «ОК!», «Вы знаете…», «И так далее», «Итак…».
- Не употребляйте неприличных выражений, избегайте «трудных» терминов.
- Избегайте «закрытых» и напряженных поз.
- Используйте голос: регулируйте громкость, темп, четкость произношения.
- Будьте дружелюбны, покажите искреннюю заинтересованность в том, что вы делаете: не прибегайте к снисходительному тону, даже если вы уверены, что являетесь экспертом по данному вопросу.
- Спрашивайте аудиторию, слышно ли вас, поняли ли вас.
- Следите за вопросами аудитории.
- Следите за сигналами, которые невербально посылает ваша аудитория: положение тела, рук, ног и т. п.
- Не заглядывайте постоянно в свои записи. Никогда ничего не зачитывайте, кроме цитат.
- Делайте частые паузы — они кажутся гораздо длиннее вам, чем аудитории.
- Юмор используйте в меру.
Активное слушание
Активное слушание требует усилий. Сосредоточьте свое внимание на говорящем. Будьте терпеливы: в среднем человек произносит 125 слов в минуту, а услышать за это время он может значительно больше. На какое-то время откажитесь от собственных взглядов и мнений.
Используйте язык тела | Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте визуальный контакт, кивайте. Время от времени произносите: «да», «понимаю», «так-так» |
Задавайте вопросы | Спрашивайте только в том случае, если нужно уточнить сказанное, выяснить детали |
Перефразирование | Повторите своими словами то, что вам сказали. Повторяйте ключевые фразы, предложения именно так, как они были произнесены. Используйте обращение «Вы». Подключайте и факты, и эмоции |
Подытожьте основное | Подводя итоги, проявляйте симпатию, не выносите суждений, не давайте оценок и не предлагайте решений. Убедитесь в том, что ваш обзор был точным и полным |
Поощрения при активном слушании:
Вербальные | Невербальные |
Понимаю | Кивнуть |
Угу, угу | Поддерживать постоянный визуальный контакт |
Это интересно! | Наклониться вперед |
В самом деле? | Отойти в сторону |
Продолжайте! | Поднять брови |
Можете рассказать мне подробнее об этом | Нахмуриться (способствуя уточнению) |
Как развить в себе навыки слушания
- Когда говорите, старайтесь поставить себя на место слушателя.
- Когда слушаете, не прерывайте говорящего, дайте ему время высказаться.
- Сосредоточьтесь на том, что говорят, старайтесь не упустить важные слова, идеи, чувства. Доберитесь до сути, поймите основную идею.
- Контролируйте свои чувства, даже если абсолютно не согласны с тем, что говорят. Не спорьте мысленно с тем, кто говорит.
- Услышьте то, что не сказано, иногда это важнее слов.
- Выработайте следующее отношение к слушанию: с нетерпением ожидайте, что будет сказано.
- Помогайте слушанию: повернитесь к собеседнику, установите зрительный контакт, сделайте заинтересованное выражение лица.
- Устраните факторы, отвлекающие внимание (карандаш в руках, перекладывание бумаг).
Помните, что невнимательное слушание свидетельствует о равнодушии к собеседнику.
Умение задавать вопросы
- Задавайте вопросы, обращаясь ко всей группе (аудитории).
- Дайте группе время подумать.
- Среагируйте на ответ и продолжайте дальше, пока не выясните истину.
- Если никто не отвечает, обратитесь к невербальным сигналам со стороны аудитории: контакт глазами, поза — кто-нибудь, скорее всего, хотел бы ответить.
- Если никто не может ответить на вопрос, перефразируйте его или спросите, был ли он понятным.
- Задавая вопрос, не вкладывайте в него очевидный ответ.
- Будьте осторожны с оценкой ответа.
- Отдавайте предпочтение открытым вопросам. Например:
— Как вы себя чувствовали?
— Как это решение повлияет на вас?
— Как бы вы оценили эту идею?
— Что именно из ваших наблюдений повлияло на вывод?
— Каким образом этого можно достичь?
— Что можно сделать для сокращения числа/ влияния негативных моментов?
Закрытые вопросы:
- «Кто может сказать мне, какого числа?..»
- «Вам это нравится?..»
Избегайте вопросов:
- начинающихся с «почему» — такие вопросы заставляют защищаться;
- управляющих — «Не думаете ли вы, что было бы лучше?..»;
- множественных — ряда вопросов.
Рекомендации Сократа
Воспользуйтесь подсказками древних греков. Если вы хотите, чтобы группа активнее участвовала в доказательстве чего-либо, обратитесь к рекомендациям Сократа.
- Знайте ответ, который хотите получить.
- Задавайте открытые вопросы.
- Перефразируйте ответы участников (аудитории).
- Резюмируйте сказанное участниками (аудиторией).
- Дополняйте собственными аргументами.
Имена и лица
Чтобы обращаться к участвующим по имени:
- слушайте имена;
- повторяйте их про себя;
- называйте имена как можно чаще;
- ищите черты лица, которые более всего запоминаются и гиперболизируйте их;
- создавайте ассоциации с именами или внешностью.
Контроль времени
- Лучше всего за временем следить по часам, лежащим на столе (висящим на стене). Можно использовать хронометр, песочные часы или таймер для соблюдения графика перерывов, контроля времени, работы в малых группах и т. п.
- Закладывайте в структуру плана резервное время, которое можно будет использовать по мере надобности в ходе выступления или группового взаимодействия. Если останется излишек времени, можно, например, провести «зарезервированную» сессию вопросов и ответов или обсудить другую тему.
- Контролируйте время, сообщайте участвующим в заседании или выступлении о том, что отведенное им время заканчивается.
Личные стандарты
Осознанно управляйте уровнем своей энергии, избегая соблазна переесть или недоспать накануне выступления. Держите себя в хорошей физической форме. Следите за состоянием своего здоровья.
Одежда
- Избегайте контрастных цветов, не одевайтесь во все черное или белое.
- Носите удобную, свободную одежду.
- Если вам трудно принять решение, наденьте что-нибудь «скучное» — по крайней мере ваша одежда не будет отвлекать от того, что вы говорите.
Полный свод современных технологий подготовки и проведения публичных выступлений изучается в курсе «Искусство деловой презентации». Овладеть доходчивым, впечатляющим и воздействующим живым словом вы можете изучив курс «Ораторское мастерство и искусство речи». Желающим расширить свои познания в этой и смежных областях рекомендуем обучение по индивидуальной программе, с возможностью составления своего учебного плана из десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога.