Как правильно воспринимать критику

Многие люди очень чувствительны к малейшим намекам на критику. Происходит это потому, что негативная информация вообще для людей оказывается более значимой, чем позитивная, так как, будучи менее обычной, она привлекает к себе больше внимания. Давно известно, что критика становится полезной лишь тогда, когда люди, которым она адресуется, имеют определенные установки на ее восприятие. Их можно свести к следующим положениям.


Автор:
Baлентина Миxaйловна Цeлyйкo
, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Boлгогpaдского государственного социально-педагогического университета.

Критика — это обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков (С. И. Ожегов).

Многие люди очень чувствительны к малейшим намекам на критику. Происходит это потому, что
негативная информация вообще для людей оказывается более значимой, чем позитивная, так как, будучи менее обычной, она привлекает к себе больше внимания. Например, исследователями подтверждено, что результаты голосования на выборах зависят не столько от того, как повлияли на избирателей достоинства кандидатов, сколько от того, как повлияли их недостатки.

Это не значит, что критику как способ воздействия на людей надо исключить. Однако используя ее, необходимо учитывать, в какой форме она должна прозвучать, в какое время и в каком месте. Так, хорошие тренеры никогда не критикуют своих спортсменов сразу после игры, когда эмоции еще не остыли. Они откладывают «разбор полетов» на следующий день, на «холодные головы». Иначе они могут выступить с необоснованной критикой, зря обидеть спортсмена.

Как же рационально воспринимать критику?

Нам нередко приходится выслушивать критические замечания в свой адрес. Давно известно, что критика становится полезной лишь тогда, когда люди, которым она адресуется, имеют определенные установки на ее восприятие. Их можно свести к следующим положениям:

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Выбор успешной стратегии переговоров

1.
Критика в мой адрес — мой
личный резерв совершенствования.

2.
Объективно критика — это
форма помощи критикуемому в поисках и устранении недостатков в работе.

3.
Критика в мой адрес — это
указание направлений совершенствования того дела, которым я занимаюсь.

4.
Нет такой критики, из которой нельзя было бы
извлечь пользы.

5.
Всякое приглушение критики вредно, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатка.

6.
Конструктивное (с установкой на улучшение дела) восприятие критических замечаний не может зависеть от того, какими мотивами критикующий руководствовался (важно, чтобы была верно указана
суть недостатка).

7.
Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек,
с какими целями) высказывает критические замечания.

8.
Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится; главное, чтобы были
проанализированы недостатки.

9.
Критика в мой адрес
делает меня сильнее, так как позволяет увидеть и устранить то, что мешает мне достичь успеха и на что я сам(а) мог(ла) бы и не обратить внимания.

10.
Главный принцип конструктивного восприятия — все, что я сделал(а), можно
сделать лучше.

11.
Ценнейшая способность — уметь отыскивать в критике
рациональное зерно даже тогда, когда оно с первого взгляда не просматривается.

12.
Любая критика
требует размышлений: как минимум — о том, чем она вызвана, как максимум — о том, как исправить положение.

13.
Польза критических замечаний состоит в том, что они
анализируют и сферы работы, не затрагиваемые в обсуждении.

14.
Первый шаг правильного восприятия критики —
фиксация; второй —
осмысление и выявление возможности использовать для дела; третий —
исправление недостатка; четвертый — создание условий,
исключающих его повторения.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Анатомия российского менеджера

15.
Меня критикуют — значит
верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.

16.
Если критика в мой адрес отсутствует — это
показатель пренебрежения ко мне как к работнику.

17.
Наиболее ценная критика
указывает на реальные ошибки того, кто, как кажется, работает хорошо.

18.
Критика возможных негативных последствий принятых мною решений — предпосылка своевременного
предотвращения сбоев в работе.

19.
Умение увидеть в задаваемых вопросах критическое содержание — важная способность сотрудника и условие
обнаружения слабых мест в организации дела.

20.
Подлинно деловое поведение человека предполагает умение
выявить критическое отношение к своим действиям и поступкам даже тогда, когда открытая критика отсутствует.


Практические навыки разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций вы можете изучить с помощью курса «Конфликтология». Чтобы научиться еще лучше понимать и влиять на окружающих вас людей, при обучении по индивидуальной программе, вы можете составить свой учебный план из десятков практических курсов нашего каталога любого уровня сложности.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы