Автор:
Eлeнa Эдyаpдовна Штeйнбax, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии и социологии Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПC).
В городской культуре веками складывались определенные типы пространства: площади, улицы, дворы, центры, окраины, рынки, въезды, ритуальные пространства и т. д. Все эти типы пространств архитектурно заданы, вошли в культурную память человека и предполагают соответственный тип поведения. Городской архетип — пространство, определяющее поведение человека в рамках городской культуры. Поведение человека в публичном пространстве задано архетипом этого пространства («архе»;
arche в переводе с греческого означает начало, главенство).
Архетип улицы, например, задан архитектурно наличием фасада, выходящего на улицу, различием между внешним пространством улицы и внутренним пространством двора. Соответственно на улице и во дворе предполагается различные формы поведения. Во двор можно выйти в халате, тапочках, с ведром, вытряхивать половики, болтать с соседями, накопать червяков, загорать, играть в детские игры, и все это абсолютно неуместно на улице. На улице нужно быть соответственно одетым, нельзя играть в пятнашки и прятки и нужно идти по тротуару.
Что происходит, если этот архетип нарушен?
Вместе с архитектором А. М. Катхановой мы обследовали ряд территорий в Санкт-Петербурге, отличающихся по своему архетипу двора и соотношению внутреннего и внешнего пространства. Метод исследования — наблюдение за поведением и интервью. Первая территория — квартал нового района Ржевка-Пороховые — типичные для новостройки девятиэтажные пластины домов образовали внутренние пространства, в которых располагались школы и детский сад. Мы наблюдали поведенческую активность в двух дворах: в одном была школа, в другом детский сад. Вторая территория — квартал Старая деревня с малоэтажной застройкой — по периметру огороженного двора расположены восемь двухэтажных зданий. Внутреннее пространство двора разбито на зоны, есть небольшие огороды, клумба, место для сушки белья, стол, детская площадка, открытая лужайка. Третья территория — квартал в историческом центре города на Петроградской стороне с типичной для центрального района плотностью застройки, частой сетью улиц и дворовыми пространствами, принадлежащими нескольким соседним домам.
В квартале на Ржевке-Пороховых
из-за несоответствия архетипу возникли следующие конфликты:
- Между жителями домов и потоком людей, проходящих мимо. Жители считали внутреннее пространство своим и пытались навести в нем порядок. В частности, одна бабулька вскапывала газон, по которому топал мимо поток людей, идущих в универсам. Лужа на пути заставляла людей выходить на траву газона. Бабулька же была уверена, что это ее двор и нельзя позволять вытаптывать траву. Вдоль стен домов жители под своими окнами пытались разбить палисадники. Прохожие безжалостно их вытаптывали. Жители не сдавались, они огораживали цветники колючей проволокой и вбивали доски с надписями — по газонам не ходить, собак не выгуливать.
- Конфликт, возникший из-за того, что территория двора занята детским садом. Жители двора считают, что у них есть право пользования территорией детского сада, и как только администрация сада уходит, детская площадка оккупируется местными ребятами. Администрация жалуется, что она не в состоянии держать в порядке оборудование площадки. Кроме того, прохожие, которым некогда обходить по периметру детский сад, с их точки зрения это досадное препятствие на пути, ломая забор, движутся к намеченной цели.
Во дворе, в котором находится школа, также постоянно возникают стычки, школьники, сдающие спортивные нормативы, сливаются с потоком проходящих. У жителей нет покоя днем, так как дети шумят, выбегая во двор во время перемен. Школьники занимают детскую площадку жителей домов.
Между жителями домов и владельцами машин идет война. Жители категорически не желают, чтобы под их окнами стояли чужие машины — это же двор, а не улица, говорят они; забаррикадировали въезд во двор огромным камнем, а владельцы машин регулярно эту глыбу откатывают.
Нарушение архетипа двора приводит к неправильным поведенческим ожиданиям. В малоэтажной застройке мы наблюдали практически полное понимание всеми членами сообщества того, что здесь должно происходить. Жители хорошо друг друга знают, цветочная клумба, огородики и палисадники все ухожены, известно, что кому принадлежит. То есть обеспечен полный контроль над территорией. Двор замкнут, и чужак здесь будет чувствовать себя неуютно. В центральном районе дворовое пространство четко задано архитектурно и планировочно. Оно открыто для любого прохожего, но правила поведения для каждого из участников процесса вполне понятны, заданы в рамках городской культуры.
Среда как место поведения: школа экологической психологии Роджера Баркера
Родоначальник школы экологической психологии Роджер Баркер
(Barker R. G., 1968) изучает взаимодействие человека и среды. Так как поведение невозможно объяснить вне его связей с непосредственной средой, объективная среда также должна стать объектом исследования. Баркер соединяет поведение человека и среду в единую систему. Для ее описания он вводит новое понятие и новую единицу — место поведения.
Место поведения (МП) — это объективная пространственно-временная ситуация, которой свойственна определенная совокупность форм поведения. Например, ресторан, магазин, Дворцовая площадь (причем Дворцовая площадь в дни праздников это другое место поведения, чем в обычные дни).
Элементы места поведения. Элементами места поведения являются люди и окружающая их обстановка. В зависимости от
степени влияния на события и ответственности за свои действия выделяются следующие уровни ролей людей: посторонний, наблюдатель, приглашенный гость, публика, клиент, активный функционер, руководитель.
На каждом уровне требуются определенные нормы поведения, могут быть главные и второстепенные роли, должно быть представлено определенное количество и разнообразие действующих лиц (например, лекция может состояться при наличии одного преподавателя и хотя бы одного ученика). Место поведения характеризуется согласованностью актов поведения и физических объектов.
Процессы в месте поведения. Место поведения существует только в действии. При этом непрерывно воссоздается постоянный паттерн поведения группы людей, свойственный данному месту, который
подчиняется определенному сценарию. Например: рынок — это место поведения, куда одни приходят что-то купить, другие что-то продать, и все лица заинтересованы в том, чтобы это место купли-продажи функционировало именно таким образом.
Место поведения — это самостоятельное целое, которое
регулирует свое функциональное состояние и противодействует нежелательному, неуместному сценарию или программам поведения. (Например, попробуйте прийти на рынок во фраке с бабочкой и пройтись там в вальсе.) Есть также роли и сценарии, на которые наложены ограничения. На этом рынке вы можете встретить попрошаек, уличных певцов, и все это входит в синоморф рынка, но
как только их становится слишком много, место поведения их отвергает, происходит как бы саморегуляция.
Если саморегуляция неэффективна, то место поведения вымирает.
Положение человека. Рассматривая человека как составляющую места поведения, можно сделать определенные предсказания относительно его поведения, если известны программа и состояние данного места поведения, а также позиция индивида в нем.
Место поведения характеризуется:
- программой или сценарием;
- состоянием места поведения — оно может быть стабильным или нестабильным. В стабильном месте поведения от человека требуется адаптация к общему паттерну поведения;
- позицией индивида или ролью. От позиции индивида зависит чувствительность индивида к определенным видам отклонения от сценария поведения (например, позиция судьи и уборщицы на спортивной площадке очень сильно отличаются).
В концепции МП описываются при этом не вариации индивидуального поведения, а
паттерн поведения некоторой группы людей. С другой стороны, люди реализуют только часть из возможных программ МП.
Несоответствие между МП и человеком возникает в двух случаях:
- несоответствие количества участников и количества ролей;
- несогласованность поведения и физической среды. Физическая среда и человек не связаны непосредственно, их связь осуществляется в рамках метасистемы, в которую они оба включены. Метасистемой в данном случае является культура. То есть можно говорить, что в рамках данной культуры данному месту соответствуют данные формы поведения. Причем главным и определяющим здесь по теории Р. Баркера является МП, а вещи и люди — его элементы. Программа и состояние МП влияют на взаимосвязь людей и вещей (МП — зал ожидания, предполагает наличие людей и мест для сидения, но при перенаселенности зала ожидания в качестве мест для сидения используются самые разнообразные объекты — подоконники и т. д.)
Теория населенности МП
Для осуществления своей программы каждое МП нуждается в определенном количестве людей, выполняющих конкретные роли; если ролей больше, чем исполнителей, то данное МП называют
недонаселенным.
Поведенческие последствия недонаселенности:
- люди участвуют в более разнообразных действиях и более интенсивно;
- у каждого больше ролей;
- наблюдается большая зависимость друг от друга;
- уменьшаются требования относительно качества работы и качества новых участников (более свободный вход).
Состояние недонаселенности может возникнуть и при оптимальном количестве людей, если кто-нибудь не справляется со своими обязанностями или если общая нагрузка резко возрастает. Аналогично представляется и ситуация с вещами при плохом оснащении МП, когда не хватает вещей, происходит перегрузка. По Баркеру, недонаселенность является продуктивным состоянием, оно способствует индивидуальной активности, более энергичному участию в действии МП и большей субъективной удовлетворенности.
МП может быть и перенаселенным. Недонаселенность и перенаселенность являются нестабильными состояниями, и если отклонение будет слишком большим, это может привести к вымиранию МП.
Поведенческие последствия перенаселенности МП:
- большая специализация людей, каждый из участников выполняет строго определенные функции;
- люди меньше заботятся о функционировании МП как целого;
- проявляется циничное отношение к МП;
- сравнительно низкая самооценка;
- поверхностная деятельность.
Степень населенности необходимо определять для каждой роли. Недонаселенность в одной из ролей может привести к перенаселенности в других ролях. (Недостаток обслуживающего персонала приводит к перенаселенности клиентов.) То есть роли могут быть в комплиментарных или дополнительных отношениях.
Особенности среды в МП рассматривал дизайнер Р. Бехтел. Среда для нормального функционирования должна иметь оптимальные размеры. Увеличение размеров начинает оказывать давление, разрушительно влияющее на поведение группы. Большие города, большие школы, учреждения неоптимальны для группы. Поведение нуждается в среде с определенными размерами. Свойства среды, ее величина, изменяют структуру поведения. Рекомендации Бехтела для проектировщиков сводились к следующим положениям —
недонаселенную территорию можно создать, если расчленить территорию проектирования на возможно большее число маленьких социальных территорий, создать больше разных МП. Кроме того, в различных исследованиях даются следующие рекомендации при проектировании среды: создание ясной границы между пересекающимися в пространстве и времени МП (например, при входе в метро устанавливаются специальные коридоры из барьеров, направляющие потоки людей), создание умеренно недонаселенных мест.
В источниках приводятся следующие экспертные оценки оптимальной численности людей — город около 10 тыс. населения, школа на 400 детей, дворовое сообщество приблизительно на 40 семей, а многоквартирный дом на 8-12 семей. В малом городе, когда все знают друг друга, успешнее осуществляется неформальный контроль, он соответствует требованиям недонаселенности и индивид получает здесь большую поддержку со стороны окружающих. В школе с небольшим количеством учеников учитель в состоянии помнить лица учеников школы. В дворовом сообществе оптимальное количество семей даст возможность общаться детям со старшими и младшими ребятами, а не только с ровесниками, и одновременно само общение можно контролировать. Семьи в малоквартирном доме имеют шанс договориться об общих правилах и нормах для квартиросъемщиков.
Особенности пространственного поведения в различных культурах
Э. Холл (1995) сравнил особенности территориального поведения в разных культурных системах. В доме практически у всех народов священные территории — кухня, кабинет, мастерская. Сосед в Америке — как родственник, в Англии и Франции гораздо холоднее. Офис — американцы уступают новичку место, все передвигаются, центр принадлежит всей группе, французы не уступают место новичкам, неохотно уделяют уголок. Немцы реагируют, если кто-то чужой останавливается около их дома или квартиры на лестничной площадке и обязательно спрашивают — что вам здесь надо. Жилище защищается двойными толстыми дверьми, в учреждениях двери закрыты. Они возражают против тех, кто влезает без очереди, игнорирует надписи «вход воспрещен, служебный вход», посетители не могут передвигать стулья в учреждениях. Американцы не обращают внимания на человека около входа в свое жилье, территория за пределами их квартиры ими не контролируется, в офисах открыты все помещения, контакт регулируется громкостью разговора.
В США адрес определяет социальное положение человека. Человек может гордо сообщить, что он живет на Беверли Хилз, — в этом случае можно предположить, что у него приличное состояние, или тщательно скрывать, что квартира у него на Брайтон Бич, — так как это обычно означает, что он эмигрант. В Англии адрес мало что говорит. Англичане привыкли обходиться без личного пространства и без офиса, реже прибегают к телефону, а мужчина считает общую спальню своей комнатой.
Французы принимают гостей в кафе и в ресторанах, дома живут скученно, в офисе главный человек расположен в середине. Японцы дают название не улицам, а перекресткам. Очаг в центре дома, а стены подвижны, не признают общих с соседями стен. Пустота для японцев тоже событие: ма — размер пустоты, интервал. Арабы привыкли толкаться в общественных местах. Заняв место в зале ожидания, европеец будет считать, что у него есть право первого на это место и никто его не смеет тронуть, араб же будет считать, что он может выжить уютно устроившегося пассажира. Он может встать очень близко, будет сморкаться, чавкать, в конце концов пассажир дрогнет и уйдет. Уединение, без которого не могут европейцы, арабу заменяет молчание.
Чтобы научиться лучше понимать и влиять на окружающих вас людей, при обучении по индивидуальной программе, вы можете составить свой учебный план из десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога и учиться в удобном для себя темпе, продолжая свою профессиональную деятельность.