Психология дизайна жилища и жизненного пространства

Свое жилище человек всегда пытается персонифицировать, то есть представить в нем свои основные ценности. Все эти личностные особенности следует учитывать при создании интерьера, в котором человек будет с удовольствием жить: который будет поддерживать качество его жизни, который будет расширять его личность и питать его стремление к самоактуализации. Особенности личности определяют предпочтения при создании своего дома. Рассмотрим два авторских подхода к объяснению предпочтений в оформлении жилища.

Автор:

Bлaдлен Игopевич Eлeнcкий, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель кафедры прикладной психологии и социологии Петербургского государственного университета путей cooбщения (ПГУПC).

Особенности личности определяют предпочтения при создании своего дома. Рассмотрим два авторских подхода к объяснению предпочтений в оформлении жилища.

Первый подход описан у

Макса Люшера (1993). Опираясь на свою концепцию соответствия между цветовыми предпочтениями и личностью, автор описывает шесть типов личности и их предпочтения в оформлении жилища. В восьмицветном тесте Люшера человек ранжирует восемь цветовых карточек в порядке их предпочтения. Первый цвет, который выбирается, с точки зрения Люшера является определяющим для личности. В зависимости от первого выбора Люшер выделяет синий, зеленый, красный и желтый типы личности.

  • Синий тип рассматривает жилище как укрытие, он предпочитает небольшие пространства, любит мягкие, округлые формы, ниши, где можно спрятаться. Дом с толстыми стенами, круглыми толстыми окнами с переплетами, пещероподобные комнаты, сводчатые потолки, мягкие на ощупь материалы — дерево, текстиль, ковры.

  • Зеленый тип предпочитает помещения правильной прямоугольной формы с четко фиксированными углами, что позволяет чувствовать себя уверенно. Для поддержания чувства собственного достоинства зеленому типу необходимы высокие залы. Окна должны быть высокими, возможно украшены коваными решетками. Он предпочитает твердые материалы — мрамор, камень или металл. Ему необходимо демонстрировать свой престиж, он выбирает полотна известных художников или гордится галереей портретов своих предков.

  • Желтый тип предпочитает открытые пространства. Окно может быть во всю стену и без всяких переплетов с видом на незастроенную площадку. Его притягивает блеск, он любит стекло, зеркала, плексиглас, хром. Жилье свое он предпочтет украсить всякого рода сувенирами, привезенными им из разных стран, где он уже побывал.

  • Красный тип отдаст предпочтение пространству, в котором он сможет продемонстрировать свою динамичность и энергию. Длинные коридоры и проходы, огромные кабинеты, украшенные кожей, шкурами и спортивными трофеями, подчеркивают его мужественность и сексуальность.

Автором

другого подхода является

А. Мехрабиан

(Mehrabian А., 1976). С его точки зрения всех людей можно поделить на две группы —

экранированные и

неэкранированные. Первые не чувствительны к сигналам среды. Вторые же наоборот остро реагируют на изменения качества среды. Следуя терминологии И. П. Павлова, первых можно определить как людей с сильной нервной системой, а вторых отнести к слабому типу. Кроме того, автор для описания соответствия между личностью и средой использует факторы семантического дифференциала Ч. Осгуда. В соответствии с первым фактором

активности есть личности, которые ищут возбуждающую их среду. Они предпочитают остросовременные решения, неопределенные ситуации, среду, которая может нести тайну. Противоположное активности качество — покой. Личности, для которых важен покой, формируют предсказуемую, освященную традициями среду. Второй фактор оценки определяет

отношение к комфорту, приятности и гармоничности среды. Третий фактор —

доминирование, связан с потребностью наличия контроля над средой.

Интересно сопоставить предпочтения в жилище с

типологией темпераментов по Павлову.

  • Флегматик — спокойный, необщительный человек, предпочтет интерьер с тяжелой массивной мебелью, с четко организованным пространством, серый и коричневый цвета. Его личные апартаменты должны быть отделены от шумного сообщества. Он скорее педантичен и любит порядок, поэтому все должно быть на своих местах, для этого создаются шкафы, полки, кладовки.

  • Меланхолик, чувствительный к любым раздражителям, легко ранимый, будет искать убежища в своем доме, его покои должны быть на максимальном расстоянии от домочадцев, с идеальной звукоизоляцией. Пастельные тона интерьера могут дополняться льняными шторами и акварельной живописью. Меланхолик предпочитает круглые, мягкие формы — венецианские окна, закругленные проемы дверей, невысокие потолки, множество уютных уголков и ниш.

  • Сангвиники — активные люди, постоянно ищущие новых впечатлений, легко сходящиеся с людьми, создадут дом яркий, открытый вовне, с огромными окнами. Личное пространство сангвиника должно быть в центре этой вселенной. В доме разнообразие красок, много зеркал, неожиданных дизайнерских решений.

  • Холерик — живой энергичный человек, но в отличие от уравновешенного сангвиника необуздан. Он легко заводится и хуже всего от этого его близким. Ему довольно быстро все надоедает, и лучше всего подходят модульные системы, позволяющие легко трансформировать пространство. Цвета, которые компенсируют импульсивность холерика, это синий — успокаивающий и зеленый — помогающий сосредоточиться.

Выбор дизайнерского решения будет зависеть не только от темперамента, но и от

когнитивных структур, заложенных в человеке, или, иными словами, метапрограмм, определяющих его способ принятия решений. По

ведущим каналам переработки сенсорной информации выделяют визуалов, аудиалов, кинестетиков.

  • Визуалу важны зрительные впечатления от объектов, он обращает внимание на формы, цвет.

  • Для

    аудиала будут важны те звуки, которые он услышит в среде.

  • Кинестетики обратят внимание на материалы, используемые в дизайне.

Следующая метапрограмма связана с

ценностями человека — если ему важны люди, то в дизайне интерьера он будет создавать места для общения, кухня для него начнется, например, с обеденного стола, дом с гостиной и т. д. Если он в основном живет

идеями, то для него все проектирование начнется с определения стиля — общей концепции дизайна, если важны

процессы — то он обратит внимание на возможность реализации тех или иных видов деятельности — приготовление пищи, воспитание детей и т. д. Если важны

вещи — то он прежде всего будет создавать место, к примеру, для своей коллекции оружия, марок, картин.

Чарльз Мерсер

(Mercer Ch., 1975) сравнивает предпочтения в среде экстраверта и интроверта. Открытому общительному экстраверту необходима дополнительная стимуляция, чтобы быть в активном состоянии, поэтому у него будет потребность в вариабельной среде, дающей необходимые впечатления.

Все эти личностные особенности следует учитывать при создании интерьера, в котором человек будет с удовольствием жить: который будет поддерживать качество его жизни, который будет расширять его личность и питать его стремление к самоактуализации.

Способы персонализации среды

Свое жилище человек всегда пытается персонифицировать, то есть представить в нем свои основные ценности. М. Хейдметс выделяет шесть способов персонификации

(Хейдметс М., 1988).

  1. Представление своей связи с конкретными людьми (любви, уважения, принадлежности) — вывеска фотографий членов семьи, родственников, знаменитых людей;
  2. Представление своих ценностей (политических, религиозных, философских и др.) — иконы, лозунги, статуэтки, плакаты;
  3. Представление своей эстетической направленности — экспозиция живописи, рисунков, фотографий;
  4. Указание на определенное событие, время — экспозиция календарей, карт, вырезок из газет и пр.;
  5. Вещи и предметы, указывающие на хобби, — спортивные принадлежности, аппаратура и т. д.;
  6. Представление своих интересов — фотографии спортивных команд, памятные сувениры мира искусства, музыки, кино и т.д.

Самый глубинный пласт наших предпочтений связан с

культурным архетипом. Скажем, если предки человека родом из степной местности, то лесной массив вокруг его дома будет его явно удручать. Представители южных народов окажутся недовольными равнинной местностью и близостью к морю. Предпочтения открытого или замкнутого пространства заложены на уровне генотипа. Важным также является наличие или отсутствие соседства. Традиционная общинная жизнь славян мало будет совпадать с хуторским типом скандинавских народов. В скотоводческом культурном архетипе чаще встречаются высокие дома, а в земледельческом — одноэтажные дома.

При выборе дизайна жизненного пространства полезно понять для себя (если вы выбираете интерьер для себя) или обсудить с другим человеком (если вы подбираете рекомендации для клиента или знакомого) следующие аспекты:

1. Откуда человек родом, где жили его предки. Это поможет определиться с архетипом места для будущего жилья и степени открытости или закрытости жизненного пространства.

2. На выбор формы жилища больше всего влияют

два фактора: темперамент и профессия. Именно они в наибольшей степени влияют на предпочтения людей.

  • Для флегматичного основательного чиновника можно рекомендовать стиль классицизм, который выглядит тяжеловесным и солидным;
  • Художественной натуре меланхолического склада подойдет романтизм, в котором сочетается любовь к историческим корням и природе; здесь широко используется природный камень и дерево;
  • Сангвиник часто предпочитает модерн, с непредсказуемым пространством, изящным растительным орнаментом, плавными линиями, подчеркивающими личное обаяние и индивидуальность;
  • Импульсивный холерик часто выражает свой вкус остановившись на барокко;
  • Сангвиник предпочтет хай-тек с использованием современных материалов и технологий, а также широким использованием технических устройств.

3. Следующий вопрос, который полезно учесть — это

стиль жизни: ведет ли человек (или семья) активный образ жизни, принимает ли гостей и как часто, увлекается ли он спортом (каким видом); встает ли он рано утром или засиживается допоздна вечером. От этого может, например, зависеть расположение окон спальни. Также полезно учесть увлечения членов семьи.

4. Важно определиться с отношением домочадцев к

воде, огню, технике, природным элементам и животным.

5. Расположение рабочей зоны также зависит от типа темперамента. Сангвиник и холерик предпочли бы быть в центре событий, чтобы участвовать или контролировать их. Меланхолик и флегматик часто ищут уединения.

Воспользуйтесь накопленным практическим опытом российской и мировой психологии для улучшения вашего мира. Систематизированные в десятках практических учебных курсах навыки по самоменеджменту, психофизиологии, валеологии, дизайну и гармонии помогут вам упрочить и гармонизировать ваше окружение. С помощью опытного куратора, при обучении по индивидуальной программе, вы можете составить свой учебный план, с учетом вашего предыдущего опыта и целей в обучении.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы