Цели как планируемые результаты и удержание целей

Суть построения цели человеком: сначала создается проект будущего, а потом происходит реализация этого проекта. Цель представляет собой будущий предвосхищаемый результат. Она отражает представления человека о своем будущем, для достижения которого планируется что-то сделать в настоящем. Человек ставит цели для того, чтобы оказаться в том будущем, о котором он мечтает, а также для того, чтобы не оказаться в том будущем, которого он для себя не хочет. Концентрация сил в процессе достижения поставленных целей — важнейшее условие успеха.


Автор:
Haталья Koнстантиновна Typкyлец
, доцент кафедры менеджмента РУДН, директор по персоналу компании «Лaфapж цeмeнт».

Суть построения цели человеком: сначала создается проект будущего, а потом происходит реализация этого проекта. Цель представляет собой будущий предвосхищаемый результат. Она отражает представления человека о своем будущем, для достижения которого планируется что-то сделать в настоящем. Человек ставит цели для того, чтобы оказаться в том будущем, о котором он мечтает, а также для того, чтобы не оказаться в том будущем, которого он для себя не хочет. Концентрация сил в процессе достижения поставленных целей — важнейшее условие успеха.



1. Цели и будущее

Чтобы лучше понять свои жизненные и профессиональные цели, а также сравнить их с представлениями о своем будущем, задайте себе следующие вопросы.

  • Как вы представляете свое ближайшее и отдаленное будущее?
  • Сколько лет вы хотели бы прожить?
  • Как вы представляете себя в 40, 50, 60, 70 и 80 лет? В более зрелом возрасте?
  • Чего бы вы хотели достичь в ближайшем будущем? В отдаленном будущем?
  • Перечислите пять важнейших жизненных целей, которых вы хотели бы достичь до конца своей жизни.
  • Перечислите пять важнейших профессиональных целей, которых вы хотите достичь в своей работе до наступления пенсионного возраста.
  • Какие выпады судьбы вы готовы преодолеть при достижении своих жизненных и профессиональных целей?



2. Ясность целей

Нелегко осознать и сформулировать свои цели. Ведь чтобы достичь желаемого будущего, мы должны иметь ясные, четкие цели, сформулированные в форме конкретного результата.

Если мы определим и сформулируем цель: «Я хочу вести здоровый образ жизни», она так и останется пустыми словами.

Направлять наши действия будет цель, сформулированная следующим образом: «Каждое утро я буду делать гимнастику, упражняться на тренажере, делать массаж и принимать контрастный душ. Кроме того, я буду правильно питаться, откажусь от табака и алкоголя».

Рекомендуется также составить список жизненных и профессиональных целей. Причем список не должен содержать чересчур много пунктов — это будет только мешать достижению поставленных целей. Желательно, чтобы в этом списке было как минимум 4-5 целей и максимум 6-7.

С этой целью можно выделить следующие шаги:

  • Составьте список из 5-7 жизненных целей, обеспечивающих вам желаемое будущее.
  • Составьте также список из 5-7 профессиональных целей, являющихся для вас наиболее важными.
  • Есть ли цели, которые совпадают, несмотря на то что они находятся в разных списках?
  • Есть ли цели в двух списках, дополняющие друг друга?
  • Присутствуют ли цели в двух списках, принципиально не совпадающие?
  • Есть цели в двух списках, которые зависят только от вас?
  • Имеются ли цели в двух списках, реализация которых зависит от внешних обстоятельств и усилий других людей?
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Диагностика рисковой «температуры» фирмы



3. Приоритет целей

Чтобы понять, какие цели являются важнейшими, важными и неважными, их можно распределить по группам. Цели могут быть жизненными (личными, частными) и профессиональными, долгосрочными и краткосрочными. Выделяя приоритеты целей, можно придерживаться следующих ориентиров:

  • В списке важных жизненных целей выделите группы важнейших и важных целей.
  • Какие цели вы могли бы отнести к группе неважных, для того чтобы исключить их из списка и освободить время и силы для реализации важнейших и важных целей?
  • В списке профессиональных целей выделите группы важнейших и важных целей.
  • Какие цели вы могли бы отнести к неважным целям, исключение которых не будет иметь для вас негативного значения, а наоборот, позволит вам сконцентрироваться на достижении важнейших и важных целей?
  • Какие из жизненных целей являются для вас долгосрочными, а какие — краткосрочными?
  • Какие из профессиональных целей являются для вас долгосрочными, а какие — краткосрочными?
  • Проанализируйте оба списка и определите, требуют ли они изменений или дополнений.



4. Самооценка и цели

Уровень самооценки человека непосредственно влияет на его цели, хотя он не всегда осознает взаимосвязь самооценки и своих целей. Вид самооценки влияет на то, добивается ли человек своих целей как приоритетных или же он поддается целям других людей и обстоятельств. Самооценка человека имеет несколько степеней:

  • Высокая. Проявляется в том, что человек уверен в себе, оптимистичен, позитивно относится к себе, окружающим и своему будущему. При завышенной самооценке, наоборот, человек может переоценивать свои способности и возможности и стремиться к осуществлению нереальных целей.
  • Низкая. Присуща людям, отличающимся тревожностью, неуверенностью, склонностью к пессимизму. Если у человека низкая самооценка, он занижает свои способности и возможности, ставит более простые или заниженные цели, нежели те, которых реально может и способен достигнуть. При заниженной самооценке человек часто проявляет конформизм, подстраивается под обстоятельства и, отодвигая собственные цели, выполняет цели других людей.
  • Адекватная. Присуща людям, реально оценивающим свои способности. Они строят свои жизненные и профессиональные планы с учетом реальных условий и возможностей. Если человек имеет адекватную самооценку, это способствует его успеху. Беда в том, что людей с адекватной самооценкой очень немного. Поэтому, с позиций достижения успешности и постановки целей, лучше, если у человека будет высокая самооценка, нежели заниженная.

Анализируя взаимосвязь вашей самооценки и постановки целей, подумайте над следующими вопросами:

  • Планируя жизнь и работу, вы стараетесь развить свои сильные стороны или стремитесь компенсировать слабые?
  • Внутренне вы себя больше критикуете или больше хвалите?
  • Охотно ли вы начинаете новое дело?
  • Вы сильно волнуетесь перед большой аудиторией?
  • Считаете ли вы себя способным человеком? Если да, то в какой области?
  • Считаете ли вы, что по сравнению со своими сверстниками (одноклассниками или однокурсниками) вы добились большего успеха, чем они?
  • Можете ли вы сказать о себе, что ваша жизнь удалась?
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Координаты благополучия и отношение подчиненных к работе



5. Удержание целей

Все мы периодически пытаемся начать вести здоровый образ жизни. Изучаем рекомендации по диете и режиму дня, приобретаем тренажер. Неделю или месяц ведем здоровый образ жизни. Через какое-то время в одну из напряженных рабочих недель из-за нехватки времени один-два раза мы убежали утром на работу, не сделав гимнастику, потом не сходили в бассейн. С реализацией цели и решения что-то не выходит. В чем проблема? В удержании целей.

Особенно быстро и легко теряют свои цели люди с заниженной самооценкой. Стоит кому-то подойти и попросить: «Помоги! Времени совсем нет, а сделать надо!», и человек с заниженной самооценкой бросает свои дела и занимается чужими делами. Проходит время, он вспоминает о своих целях, возвращается к ним, но время потеряно да и интерес пропал.

Нереализованная цель — это нереализованная возможность самораскрытия и самореализации, нарушение идентичности. В будущем это приводит к острой неудовлетворенности собой и своей жизнью. Уступив в малом — теряешь многое. Как говорил Сенека: «Не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день — меньше будешь зависеть от завтрашнего. Иначе, пока будешь откладывать, вся жизнь промчится».


Почему человек теряет свои цели?
В некоторых случаях это связано с потерей интереса к целям. Жизнь меняется, старые схемы и цели, становятся не нужны; их приходится отбрасывать.

Помогая другим, не стоит забывать о себе. При заниженной самооценке стремление к реализации целей других людей осознанно или чаще неосознанно создает для человека
внутреннее условие для самоуважения. Он как бы показывает себе и другим: «Я человек маленький, у меня много недостатков, меня не за что уважать, но зато я помогаю другим, решая за них их проблемы».

Помощь для самоутверждения и получения самоуважения. Человек, который помогает только для самоутверждения, ждет за свою помощь своеобразную «плату»: хорошее отношение. Если он не получает такого отношения (чаще всего так и происходит), то он начинает обижаться, предъявлять претензии, выяснять отношения, напоминать о своей помощи и т. п. Помощь из радости превращается в обузу. Как правило, люди в дальнейшем стараются не просить о помощи такого человека. «Помощнику» в этой ситуации тоже непросто — он настаивает принять его помощь, а у того, кому помощь предлагается, возникает чувство, что на него давят.

Наличие внутренней установки «быть хорошим». Это зависит от воспитания, или он сам решил для себя: «Я добрый». В результате, когда к нему подходят с просьбой, ему неудобно отказать. Кроме этого при отказе у него возникает внутренний конфликт с самим собой. В такой ситуации он будет думать: «Я плохой человек!» Внутренний конфликт вызывает напряжение и недовольство собой.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Семь правил умного поведения в споре

Неорганизованность. Человеку постоянно не хватает времени, он всегда спешит и перегружен. Свои цели он легко теряет и реальных результатов не достигает. В чем дело?

Человек решил для себя, что он будет разрабатывать новый проект с понедельника. Наступил понедельник. Человек пришел на работу, включил компьютер, ответил на электронные сообщения, «побродил» по Интернету, разобрал бумаги, ответил на телефонные звонки, обсудил с коллегой победу любимой футбольной команды, попил чаю. Уже обед! После обеда начальник «подкинул» проблему, которой человек прозанимался до вечера. В последующие дни недели повторяется то же самое, с той только разницей, что возникают еще какие-нибудь отвлекающие ситуации. То же самое происходит и в следующий понедельник. Рутина, потеря времени на мелочи. Чтобы разорвать этот порочный круг, нужны знания и навыки из области самоменеджмента и управления временем.

В поиске причин неорганизованности вам могут помочь следующие вопросы:

  • Случается ли так, что, поставив перед собой цель, вы от нее отказываетесь? Как часто это происходит? В течение дня? В течение недели? В течение месяца?
  • Проанализируйте последнюю неделю: возникала ли ситуация, когда вам пришлось отказываться от ранее намеченных целей?
  • Как вы себе напоминаете о своей цели? Есть ли у вас план рабочего дня (или рабочей недели, рабочего месяца)?
  • Анализируете ли вы свои дела и обязанности для того, чтобы вовремя отказываться от ненужных мелких дел?


Чтобы научиться лучше формулировать и достигать намеченные цели, при обучении по индивидуальной программе вы можете составить свой учебный план из десятков курсов нашего каталога. Тем самым вы получаете системную учебную программу, которая включает в себя только те практические знания и навыки, которые вам интересны и нужны. Изучите десятки приемов самоменеджмента, мотивации, личной и профессиональной эффективности в удобном для себя месте, времени и темпе.

 

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы