Люди часто не свободны поступать так, как им хочется. Они связаны с обществом бесчисленным множеством видимых и невидимых отношений, которые реализуются через различные средства и формы социального влияния. Социальные нормы, представляя собой общепринятые образцы для подражания, предписывают людям то, что они должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Большинство социальных норм — это неписаные правила. Постепенно эти варианты закрепляются и стабилизируются, становятся привычными.
Автор:
Bлaдимиp Гaвpилoвич Kpыcькo, доктор психологических наук, профессор кафедры связей с общественностью Государственного университета управления (ГУУ).
Люди часто не свободны поступать так, как им хочется. Они связаны с обществом бесчисленным множеством видимых и невидимых отношений, которые реализуются через различные средства и формы социального влияния. Поступки человека не могут быть правильно поняты, если исключить факторы социального контроля из анализа специфики его поведения. Нужно знать, в каком обществе люди выросли, какие ценности были усвоены ими в процессе социализации и т. д. Социальный контроль имеет собственную динамику и структуру, зависит от множества причин исторического, социального, экономического, политического, этнического и культурного характера.
Социальные нормы, представляя собой общепринятые образцы для подражания, предписывают людям то, что они должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Чаще всего нормы представляют собой установленные модели, эталоны должного поведения с точки зрения как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Большинство социальных норм — это
неписаные правила. Взаимодействующие в типичных и повторяющихся ситуациях люди
приспосабливаются друг к другу и ситуациям, вырабатывая наиболее приемлемые и оптимальные варианты поведения. Постепенно эти варианты закрепляются и стабилизируются, становятся привычными.
Социальные нормы имеют определенные особенности и признаки:
-
их общая значимость: нормы не могут распространяться только на одного или нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведения большинства. Даже если по социальному статусу человек может проигнорировать нормы, вряд ли он способен сделать это, не вызывая негативного отношения к нему общества, такое его поведение будет расценено по меньшей мере как оскорбительное;
-
возможность применения группой или обществом санкций: наград или наказаний, одобрения или порицания;
-
наличие субъективной стороны: любая норма содержит в себе возможность отклонения. Даже если это такая жесткая, зафиксированная форма социального контроля, как закон, она проявляется в двух аспектах: во-первых, человек вправе решать сам, принимает или не принимает он нормы группы или общества, будет или не будет их выполнять и если будет, то какие именно; во-вторых, индивид сам ожидает от других людей определенного поведения, соответствующего тем или иным нормам;
-
взаимозависимость: в обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они образуют сложные системы, регулирующие действия людей, которые могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность конфликта как социального, так и внутриличностного;
-
масштабность (нормы различаются по масштабу на собственно социальные и групповые; первые действуют в рамках всего общества и представляют такие формы социального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т. д., вторые — ограничиваются рамками конкретной группы и определяются тем, как здесь принято себя вести.
Если люди явно нарушают социальные нормы, то группа или общество стремится к тому, чтобы:
- показать пример должного поведения;
- поощрить за выполнение общепринятых норм;
- принудить (в мягкой или жесткой форме) их соблюдать;
- наказать за их нарушение.
1. Пример представляет целеустремленное и планомерное
воздействие на сознание и поведение людей системой положительных образов или действий, призванных служить им образцом для подражания, стимулом и средством социального саморазвития.
В примере закреплены социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Позитивный пример — это такие образцовые действия, поступки (вся жизнь человека), качества людей, приемы и способы достижения целей совместной деятельности, которые соответствуют идеалам всего общества. Пример перерастает в самовоздействие в результате усвоения человеком нравственно и эстетически привлекательного идеала, образца. Людям в целом свойственно отождествлять себя с популярной личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни. Пример оказывает как стабильное длительное действие, так и вызывает сиюминутное, координирующее поведение человека в конкретной жизненной ситуации.
По
типу воздействия на сознание людей примеры можно разделить на две большие группы: примеры
непосредственного влияния и примеры
опосредованного влияния. К первой группе обычно относят личный пример субъекта воздействия, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми имеется постоянный контакт. Ко второй — примеры жизни и деятельности выдающихся людей, примеры из истории своего государства, трудового героизма, примеры из литературы и искусства.
2. Поощрение — внешне активное стимулирование, побуждение людей к положительной, инициативной, творческой общественной деятельности. Оно осуществляется с помощью
общественного признания успехов конкретных личностей, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей. Поощрение возбуждает положительные эмоции, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы людей, их позитивную социальную активность. Система поощрения по мере нравственного созревания человека и общества развивается от преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным.
Поощрение развивает, если оно социально обоснованно, то есть объявляется за реально достигнутый значительный результат прежде всего в совместной деятельности, если оно направлено на достижение общественных успехов.
3. Принуждение — это применение таких мер социального контроля к людям, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию, осознавать вину и исправлять свое поведение во имя общественных интересов. Принуждение применяется правильно тогда, когда оно опирается на
убеждение и другие методы воспитания.
Прежде всего надо убедить, а потом принудить. Категорические требования, которые под влиянием социального контроля предъявляются к людям в случае их непонимания, должны быть обязательно разъяснены и аргументированы. Безнаказанность, неисполнительность рождают безответственность. С другой стороны, люди обычно отрицательно воспринимают необоснованные угрозы применить репрессивные меры. Поэтому у общества всегда находятся необходимые средства воздействия на тех, кто проявляет недобросовестность: усиливается контроль за их деятельностью и поведением, устанавливаются сроки исполнения конкретных заданий и пр.
4. Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой людьми вредной, противоречащей интересам общества деятельности. Оно не преследует цели причинения провинившимся физического или нравственного страдания, но сосредоточивает сознание на переживании вины. Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет норм и правил поведения, но и развивает у людей внутренний самоконтроль, осознание недозволенности попрания интересов личности и общества.
Злоупотребление наказаниями морально подавляет человека, лишают его уверенности в себе, рождает переживание чувства неполноценности, комплекс озлобления и активного сопротивления психологическому воздействию.
Способы, при помощи которых поведение людей приводится к норме социальной группы или общества, называются
санкциями. Традиционно выделяют следующие их виды:
-
негативные (направлены против людей, отступивших от социальных норм);
-
позитивные (направлены на поддержку и одобрение людей, которые следует данным нормам);
-
формальные (налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителями);
-
неформальные (предполагают обычно реакцию членов общества в целом, представителей конкретных его групп, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т. д.)
***
Также существуют конкретные формы социального контроля в обществе: закон, обычаи, традиции, привычки, этикет.
Закон — совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Устанавливая определенный порядок отношений в государстве, законы могут способствовать или препятствовать его развитию, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жизни в обществе.
Мораль и нравственность регулируют
неформальные отношения в обществе и часто противопоставляются законам как регулятору формальных отношений. Мораль и нравственность определяют то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего.
Весьма широко социальный контроль осуществляется через повторяющиеся, понятные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе, —
обычаи. Они усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая — распространенность. Обычай определяется условиями развития общества в данный момент времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение.
Традиции имеют глубокие исторические, социальные и психологические корни. Часто их трудно изменить или преодолеть. Иногда они несут в себе негативное содержание, не соответствуют времени. Можно сказать, что традиции — это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Однако и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в государстве (обществе) и влияющими на социальные нормы восприятия и поведения людей.
Важной формой социального контроля наряду с традициями являются
привычки, представляющие закрепившиеся устойчивые способы действий, стереотипы поведения и образа жизни людей. Они функционируют как неосознаваемые действия, которые столько раз повторялись в жизни людей, что приобрели автоматизированный характер.
Формирование привычек лежит в основе практически всех процессов обучения и воспитания людей. Всегда, когда возникает потребность в новом виде деятельности (как у детей, так и взрослых), при появлении новых обязанностей или условий жизни формируются новые или изменяются старые привычки. Если привычки носят позитивный характер, то есть способствуют социальной адаптации, личностному росту людей, то последние относительно легко достигают поставленных целей. Если привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным социальным последствиям.
Особой формой социального контроля является
этикет, представляющий собой установленный порядок поведения, а также совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Поскольку этикет выступает как составная часть культуры общества, он становится условным ритуалом, который регламентирует нормы поведения в различных социальных кругах. Этикета стараются придерживаться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы.
Социальные роли, правила и социальная идентификация вы можете изучить с помощью курса «Социология». Практические системные методы влияния на других и защиты от манипулятивного влияния вы можете пройти в курсах «Психология мотивации и влияния», «Психология манипуляции», «Человековедение: практикум управления» и др. При обучении по индивидуальной программе вы можете составить свой учебный план из этих и других курсов, и учиться в удобном для себя месте, времени и темпе.