Никогда в прошлые века люди не жили с таким комфортом, а продолжительность жизни не достигала таких масштабов. Современный человек лучше питается, имеет более комфортное жилье и гораздо лучше образован, чем когда-либо в истории. Его окружают блага цивилизации: транспорт, связь, индустрия развлечений. Положительные эмоции возникают преимущественно в условиях полной безопасности, комфорта и всеобщего принятия. Что значит быть счастливым? Почему для человека важно ощущать себя счастливым? Отчего в современном мире так трудно добиться счастья?
Автор:
Mapинa Львoвнa Бутoвcкaя, доктор исторических наук, антpoпoлог, профессор учебно-научного центра социальной антpoпологии PГГУ, заведующая сектором кросс-культурной психологии и этологии человека Института этнoлoгии и aнтpoпoлогии РАН.
Что значит быть счастливым? Почему для человека важно ощущать себя счастливым? Отчего в современном мире так трудно добиться счастья? По мнению Б. Фредриксон
(Fredrickson, 1998), положительные эмоции, такие, как радость и согласие, исключительно важны для человека не потому, что обеспечивают чувство комфорта и удовлетворения. Их эволюционная роль состоит в том, чтобы стимулировать человеческую мысль и поведение и расширять индивидуальные сферы интереса. Радость, к примеру, вызывает социальный и интеллектуальный интерес, который, несомненно, способствует расширению сети социальных связей и укреплению уже имеющихся взаимоотношений, а также положительным образом сказываются на творческих способностях индивида. Положительные эмоции возникают преимущественно в условиях полной безопасности, комфорта и всеобщего принятия.
Современный мир ставит перед человеком сложную дилемму. С одной стороны, современное общество как будто обеспечивает своих членов основными необходимыми условиями для положительных эмоций. Индустриальное общество дало своим гражданам относительную безопасность и гарантию сытости. Никогда в прошлые века люди не жили с таким комфортом, а продолжительность жизни не достигала таких масштабов. Современный человек лучше питается, имеет более комфортное жилье и гораздо лучше образован, чем когда-либо в истории. Его окружают блага цивилизации: транспорт, связь, индустрия развлечений. Несмотря на все перечисленное выше, современные индустриальные страны характеризуются максимально высоким по сравнению менее развитыми странами уровнем психических заболеваний, в частности депрессий
(Nesse, Williams, 1994).
Очевидно, повышение уровня благосостояния не является фактором, обеспечивающим чувство счастья: человек быстро свыкается с материальным благополучием и начинает воспринимать его как нечто само собой разумеющееся. Любопытно также отметить, что человеческая психика демонстрирует отчетливую асимметрию: отрицательный опыт вызывает у человека более выраженное ощущение несчастья, чем положительный опыт сравнительной силы — ощущение счастья
(Rossano, 2002). Люди склонны расстраиваться гораздо сильнее, потеряв $100, нежели радоваться найденным $100
(Kahnelman, Tversky, 1984).
По-видимому, психика человека эволюционировала таким образом, что
ощущение боли воспринимается индивидом более интенсивно, чем ощущение удовольствия. Такое неравенство ощущений вполне объяснимо: плохое самоощущение свидетельствует об опасности и реальных проблемах, с которыми следует немедленно бороться. Тогда как слишком хорошее самочувствие и ощущение чрезмерного комфорта расслабляет, снижает внимание и, в конечном счете, может оказывать негативное влияние на индивидуальную приспособленность. Материальное благополучие и безопасность в современном мире — факторы, к которым человек приспособлен адаптироваться в кратчайшие сроки. Положительные эмоции, связанные с материальными приобретениями, кратковременны и быстро сходят на нет.
Означает ли это, что человек просто не способен по природе своей быть счастливым? По-видимому, такой вывод был бы ошибочным. Скорее следует предполагать, что
современный мир предлагает людям «факторы счастья», не соответствующие прежнему человеческому опыту. Большую часть своего эволюционного прошлого, тысячи лет, человеческие существа проводили в окружении близких и дальних родственников, членов семьи. Группы охотников-собирателей редко превышали по численности 150 индивидов. Человек редко находился в одиночестве, практически никогда не был предоставлен сам себе, не пытался уединиться. Вся жизнь от рождения до смерти проходила в обществе близких людей. Человек рождался на свет, рос и конкурировал с другими членами группы за статус, кооперировал в общих интересах, делился пищей, проводил вечера в совместных танцах и пении с другими сородичами. Основу существования каждого индивида составляла социальность, принадлежность к коллективу.
В условиях первобытного существования
материальная сторона жизни значила много меньше для отдельного человека, чем в наши дни. Первобытные охотники-собиратели не запасали продукты впрок, а индивидуальное имущество было столь незначительным, что легко переносилось владельцем с места на место во время групповых переходов. Статус достигался на индивидуальной основе и был функцией социального опыта и физического состояния, а не производным накопленного богатства. Современные охотники-собиратели затрачивают на поиски пропитания гораздо меньше времени, чем работники современных фирм в развитых индустриальных странах. У них гораздо больше свободного времени, которое тратится на отдых, социальные контакты и игры. Основу существования наших предков составляло общение с членами коллектива.
Человеческое представление о жизненных ценностях возникло и развивалось исходя из
приоритета социальных ценностей над материальными, и подобные представления о смысле существования нашли свое прямое отражение в глубинах человеческой психики. Несмотря на радикальные изменения в условиях жизни, современный человек испытывает потребность (зачастую сам того не осознавая) в социальном общении, семье, родственниках и близких друзьях. Отсутствие всего этого делает его несчастным даже тогда, когда его материальное благополучие переходит все мыслимые границы.
Культуры вины и культуры стыда
Представители всех культур способны одинаково идентифицировать конкретные эмоции — гнев, радость, страх, удивление, горе, отвращение. Мы не можем обучить друг друга базовым эмоциям, они врожденные, но можем научиться связывать определенное поведение и восприятие с определенными эмоциями и научиться распознавать объект ненависти или любви, говорить с другими о том, что мы чувствуем. Уже сам факт, что разговор об эмоциях возможен, предполагает, что они имеют общечеловеческие корни.
Внешнее проявление эмоций существенным образом влияет на социальный климат. По этой причине во многих культурах были выработаны особые правила поведения на публике, регламентирующие эмоциональные реакции индивидов. Например, нормой американской городской культуры является улыбка. Многие люди «надевают» с раннего утра и «носят» в публичных местах. К сожалению, в России допустимо находиться в публичных местах с угрюмым выражением лица и даже с гримасой раздражения, что не способствует созданию благоприятного климата в обществе.
Нравственные нормы (системы представлений о правильном и неправильном поведении, поощряющая одни действия и запрещающая другие) действуют во всех человеческих обществах, и в каждом обществе имеются мощные механизмы социального контроля за соблюдением принятых норм. На уровне индивидуального сознания нравственные нормы реализуются на основе мотивов «страха», «стыда», «вины», «гордости», «чести», «ответственности», «сохранения лица», «чувства собственного достоинства». Антропологи уже в середине XX в. обратили внимание на особую значимость чувства вины и стыда в разных культурах
(Benedict, 1946).
В своей знаменитой книге «Хризантема и меч» Р. Бенедикт продемонстрировала принципиальные различия в нравственных установках западных и восточных культур, назвав первые
культурами вины, а вторые —
культурами стыда. В культурах стыда индивиды ориентированы на
внешнюю оценку (для них принципиально важным является, что скажут или подумают окружающие), напротив, в культурах вины индивиды ориентированы на
собственную оценку своих поступков (несовпадение поведения с внутренними нормами вызывает у них угрызения совести и нравственные муки)
(Кон, 1979). Стыд и вина присутствуют в качестве ведущих регуляторов социального поведения во всех культурах
(Liem, 1997).
Самым большим проступком в Японии считается позорный поступок, а стыд рассматривается японцами как наименее переносимая эмоция и основа всех добродетелей
(Benedict, 1946, р.224). В японской культуре важнейшим условием существования человека является принадлежность к группе. Ребенка с детства приучают соотносить свои действия с реакцией окружающих. Японские родители с раннего детства прививают ребенку чувство стыда, апеллируя к общественному мнению, высмеивая нарушение нравственных норм. Матери пугают ребенка бойкотом, отлучением от семьи (Цветов, 1991). Аналогичным образом японское школьное воспитание изобилует методами символического наказания и остракизма (временное исключение из группы). Провинившихся детей кормят отдельно от остальных, не разрешают играть с товарищами в перерывах, другим детям запрещают разговаривать с провинившимся, его имя пишут на классной доске
(Tobin et al., 1989).
Российская культура также существенным образом ориентирована на формирование у индивида чувства стыда при нарушении принятых культурных норм. Публичное осмеяние или выговор имели колоссальное моральное воздействие на индивида. Апелляция к общественному мнению происходила в условиях деревни не только на общинных сходах, но и на любых сельских сборищах, причем конкретные претензии к индивиду часто облекались в фольклорную форму
(Громыко, 1986).
Повышения уровня удовлетворенности и счастья
Современные условия жизни, частые переезды из одного населенного пункта в другой привели к разрушению тесных рамок семьи, нарушили процессы формирования крепких дружественных связей со сверстниками и полностью лишили индивида интимных рамок близкого социального окружения, столь необходимого для чувства эмоционального комфорта. Массированный информационный поток обрушивает на человека лавину образов: идеально красивой внешности, идеально преуспевающих бизнесменов, идеально успешных политических деятелей. Эти образы стимулируют зрителя к конкурентной гонке за новыми личными достижениями и одновременно действуют подавляюще.
Регулярная демонстрация топ-моделей и мисс-красоты на экранах телевизоров и страницах глянцевых журналов вызывает у мужчин снижение удовлетворенности браком и верности своим супругам
(Kendrick et al., 1994). Аналогично, постоянная демонстрация в средствах массовой информации преуспевающих мужчин, облеченных статусом и властью, ведет к снижению уровня удовлетворенности, любви и верности жен в отношении своих мужей. Помимо этого, в современных условиях зарегистрирован резкий рост снижения уровня индивидуальной удовлетворенности собственной внешностью и положением в обществе как у мужчин, так и у женщин. Он связан с постоянным сличением собственных достоинств с моделями, постоянно мелькающими на экранах телевизоров
(Gutierres et al., 1999).
Современный мир исключительно богат в материальном плане, но значительно обеднен по сравнению с прошлыми тысячелетиями в плане реального общения. Межиндивидуальные связи, составляющие прочную основу человеческого счастья на длительном этапе гомининной эволюции, стали откровенно иллюзорными в современном мире. Может ли человек стать счастливым сегодня? Инструкции по достижению счастья, сформулированные Д. Бассом
(Buss, 2000), сводятся к
целенаправленному обогащению индивидуальных связей с окружающими.
Чувство счастья тесно связано с удачным супружеством или партнерскими отношениями. Удовлетворенность браком или партнерскими отношениями напрямую коррелирует с общностью интересов, ценностей и личностных характеристик людей. Активное развитие и укрепление связей с родственниками создает ощущение группового единства, социальной сети и снижает чувство индивидуальной изолированности в обществе. Поддержание близких дружеских отношений с несколькими людьми делает жизнь более полной и яркой.
Развитие дружеских связей возможно, если человек будет следовать принципам альтруизма и оказывать людям помощь. Тот, кто сумеет стать нужным в рамках местной общины благодаря своим талантам и умению, не просто вырастает в глазах окружающих, но и повышает собственную самооценку. Такой рост внутренней удовлетворенности не случаен: индивидуальные таланты делают каждого человека незаменимым в социальной сети данной общины и тем самым приближают его социальную роль к аналогичной роли члена любого коллектива в прошлом.
Новые знания и навыки помогут вам стать счастливее и увереннее, открыть новые возможности и достичь большего. Учитесь тому, что вам интересно и нужно по своему учебному плану, составленному из любых курсов нашего каталога. Программа индивидуального обучения предоставляет вам возможность повышения квалификации и личностного роста в сочетании с профессиональной деятельностью, в удобном для себя месте, времени и темпе.