Автор:
Aльвинa Пaвлoвнa Пaнфилoвa, доктор педагогических наук, профессор кафедры социального менеджмента Российского гocударственного пeдaгoгичecкoго унивepcитета им. А.И. Гepцена.
Из всех возможных способов передачи информации (с помощью жестов, мимики, пантомимики, зрительного контакта), человеческая речь — это самое универсальное средство, так как речь точнее всего передает смысл сообщения.
Речевое общение — это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) — это
говорение и
написание, а два другие — в восприятии текста и заложенной в нем информации —
слушание и
чтение.
Следует помнить о трех главных различиях между устной и письменной речью:
Письменная речь:
- Темп выбирает сам читатель.
- Текст можно перечитать.
- Может читаться в любом порядке.
Устная речь:
- Темп задает говорящий.
- Текст звучит всего один раз.
- Речь дается в авторском порядке.
В зависимости от намерений собеседников (сообщить или узнать что-то важное, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, сделать что-то приятное, оказать услугу, договориться по какому-то вопросу и пр.) возникают разнообразные речевые тексты, речевые конструкты.
Аудитория может скорее простить выступающему оговорки, чем нелогичность изложения. Это связано с тем, что нашему сознанию свойственно во всем искать систему и порядок. Логика развития явлений получает отражение в нашем мышлении. Выделим три распространенные его формы.
- Понятие — форма мышления, которая отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления, составляющие его содержание. Понятие характеризуется также объемом — совокупностью относящихся к нему предметов или явлений. Например, содержание понятия «цветок»: полевое или садовое растение разнообразной формы, окраски и запаха. Объем этого понятия чрезвычайно велик: он охватывает всевозможные виды полевых, садовых, комнатных, вьющихся и т.п. растений.
- Суждение представляет собой форму мысли, в которой отражается связь между предметами или явлениями.
- Умозаключение — цепочка суждений, последнее из которых — заключение — становится новым знанием, выведенным из уже известных суждений, называемых посылками.
Основные требования логики, предъявляемые к любому устному выступлению, таковы:
- определенность, ясность высказывания;
- последовательность изложения;
- непротиворечивость излагаемых фактов и комментариев;
- обоснованность суждений, аргументаций и контраргументаций.
На начальном этапе организации речевой коммуникации необходимо ввести
предмет сообщения (тему) и удерживать его в сознании собеседника путем периодического напоминания, уточнения, акцентирования внимания. Тема отвечает на вопрос
«О чем мы говорим?» Оратор должен всегда помнить о том, что любое утверждение, прозвучавшее в том или ином выступлении, следует логически обосновать.
Всегда говорите так, чтобы ваша речь напоминала живое общение, и тогда вы сможете избежать сухого «лекторского» тона, который неизменно утомляет слушателей. Всегда думайте о том, как сделать, чтобы вас поняли, для чего используйте разные виды информации одновременно для всех сенсорных каналов слушателей: рассказывая, продемонстрируйте то, что важно, визуально подействуйте на чувства.
Речевое мастерство проявляется не только в логике изложения и владении речевыми жанрами, но и в культуре речи, в умении найти наиболее точное, а следовательно, и наиболее подходящее для конкретного случая и стилистически оправданное средство языка, слово или жест.
Культура речи предполагает:
- знание норм литературного языка;
- в соответствии с ними
умение выбирать
самые точные, уместные в данной речевой ситуации слова и выражения; - выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств, таких, как синонимы, сравнения, тропы (слово в переносном значении), метафоры (скрытое сравнение, образы явлений, о которых идет речь), фигуры (особые построения фраз), гиперболы (преувеличения), фразеологизмы и т.д., и таких, как средства внеязыковые (жесты, мимика, интонации, паузы, позы, дистанции и пр.)
Речевые средства общения
Для современного делового стиля общения характерны краткость и простота построения фразы, использование профессиональной разговорной лексики, своеобразных речевых клише и штампов.
В коммуникации для достижения ожидаемых результатов используются разнообразные психотехнические приемы, выстраивающие определенный разговорный стиль словесного действия:
- воображаемая диалогизация, когда синтаксический строй имитирует потенциальный диалог, предполагаемую обстановку диалога;
- вопросно-ответный ход, когда субъект общения сам задает себе вопрос и сам же на него отвечает, например риторический вопрос, позволяющий привлекать и поддерживать внимание собеседника;
- эмоциональные восклицания, позволяющие усилить внимание к предмету взаимодействия, стимулирующие вовлеченность собеседника в коммуникацию;
- эвфемизмы — более мягкие эквиваленты резких слов, позволяющие поддерживать доброжелательную атмосферу контакта, снижающие негативное проявление чувств как реакцию на «красные флажки» слов, обычно вызывающих отрицательные эмоции и экспрессивные вспышки (например, вместо «вы должны… использовать» — «хотелось бы», вместо «нужно» — «желательно», вместо «старик» — «человек солидного возраста», вместо «не врите» — «не сочиняйте» и пр.);
- инверсия, т.е. осмысленное нарушение порядка слов, обращение смысла, переданного собеседником, с отрицательного на положительный и с положительного на отрицательный в зависимости от намерений собеседника, использующего данный прием;
- «аффинити» — создание такого эмоционального фона общения (симпатии, влечения собеседников), который способствует конструктивности и взаимопониманию через психологическое присоединение, отзеркаливание, демонстрацию необходимых в конкретной ситуации эмоциональных реакций, поиск согласия и нахождение идентичных интересов и потребностей.
Среди коммуникативных приемов весьма существенно установление той или иной
дистанции между собеседниками. Человек закрывается от собеседника или открывается перед ним в зависимости от своих индивидуальных особенностей и от намерений в общении. Этим же вызван его интерес к теме и к суждениям собеседника. Например, резкий переход от обращения «ты» к обращению «вы» свидетельствует о дистанцировании, которое демонстрирует неодобрение, отчуждение, неприятие и возможно даже враждебность или антипатию.
Активность собеседника в разговоре, которая проявляется в частоте и длительности включения в него, может свидетельствовать:
- о степени заинтересованности собеседника в обсуждаемой проблеме, в самом взаимодействии;
- о самооценке человека, его уверенности или застенчивости, самоуверенности, состоянии тревожности, потребностей и пр.;
- об общей склонности человека к развернутости или лаконичности высказываний (умении говорить коротко и ясно).
Для того чтобы реакция участников общения была адекватна их ожиданиям, необходимо соблюдать следующие правила.
1. Каждый собеседник должен стремиться:
- быть уверенным в себе, иметь личные цели и ценности;
- быть информированным и компетентным;
- демонстрировать объективность в оценке информации;
- проявлять искренний интерес к предмету речи и к собеседнику;
- ценить свое и чужое время;
- проявлять эмоциональную культуру, осуществлять самокоррекцию;
- быть мобильным, адаптивным и гибким.
2. В партнере следует уважать личность и право на свою точку зрения. Этому способствуют:
- установка на взаимопонимание, конструктивное сотрудничество;
- стремление увидеть проблему глазами собеседника;
- уважительное отношение к аргументам и контраргументам собеседника;
- внимательное выслушивание партнера.
3. Между информационным запросом и полученным сообщением должно быть смысловое соответствие, для чего следует:
- говорить по существу вопроса, обсуждаемой проблемы;
- комментировать именно то, что важно в данной ситуации;
- соотносить отбор и предъявление информации с запросом и ожиданиями собеседника.
4. Нужно корректно относиться к количеству и качеству информации, для чего целесообразно:
- предъявлять правдивую и проверенную информацию;
- выстраивать доказательства и аргументацию;
- не ссылаться на домыслы, интуитивные предчувствия, слухи.
5. Необходимо соблюдать языковую нормативность деловой речи:
- говорить короткими фразами, четко формулируя мысль;
- использовать речевые клише в соответствии с нормативными правилами официально-делового стиля;
- следить за сигналами тела, не допускать неконгруэнтности, ведущей часто к подозрительности и непониманию.
6. Следует подчиняться установленным правилам и ограничениям, так как деловой коммуникации свойственна регламентируемость.
- писаные правила — протокол, в том числе дипломатический, инструкции и договорные обязательства, принципы корпоративной культуры;
- неписаные правила — деловой этикет, организационная культура и культура межличностного общения, позволяющие демонстрировать деловой имидж, чувствовать себя в любой профессиональной ситуации (будь то презентация или публичная лекция) уверенно и непринужденно, а также избегать насмешек со стороны окружающих.
Соблюдение этих правил и реализация их на практике позволят каждому из собеседников соответствовать профессиональному имиджу и достигать желаемых двусторонних результатов на основе кооперации и сотрудничества.
Практические, системные знания полезнее смутной интуиции и бессистемного опыта. Какие навыки и знания вам необходимы, чтобы научиться лучше понимать и влиять на окружающих вас людей? При обучении по индивидуальной программе, при помощи опытного куратора, вы можете составить свой индивидуальный учебный план из десятков психологических и управленческих курсов. Вы можете учиться в удобном для себя темпе, продолжая свою профессиональную деятельность.