Автор:
Hикoлай Никoлaeвич Вepeсов, доктор психологических наук, пpoфессор Мocковского психолого-социального инcтитута, член-корреспондент Российской академии образования.
В повседневных отношениях для обнаружения сути эмоциональных реакций мы в первую очередь обращаем внимание на лицо собеседника. В ходе беседы выражение лица собеседника может неоднократно меняться. Однако если сосредоточиться только на вербальной коммуникации, реальные мотивы, интересы сторон и положение дел в беседе может так и не обнаружиться.
Умение верно определить то или иное невербальное выражение чрезвычайно важно в деловых и межличностных коммуникациях, поскольку они включают в себя как вербальные, так и невербальные переменные. Представленные ниже две модели анализа невербального поведения будут полезны вам при систематизации многочисленных форм невербального поведения.
1. Модель Кагана
В ходе исследования процесса межличностной коммуникации Каган и его коллеги
(Kagan et al., 1967) сосредоточили внимание на невербальном поведении. Просматривая записи интервью с испытуемыми, исследователи обнаружили, что в критические моменты интервью люди часто используют невербальное поведение в качестве намека на важные чувства или идеи. Типология, разработанная на основе этого исследования, включает в себя три ключевых элемента:
- источник невербального поведения;
- осознание коммуникации;
- продолжительность невербального поведения.
Первый элемент схемы — источник невербального поведения в ходе беседы. Невербальное поведение человека может быть
связано либо с вербальным содержанием, с темой разговора, либо с аффективным опытом (с чувствами, которые он испытывает по отношению к самому себе, к ситуации или к теме разговора). Хотя эти два компонента проявляются одновременно, невербальное поведение, как правило, связано только с одним из них. Связь с обоими элементами наблюдается довольно редко.
Второй элемент схемы — уровень осознания человеком своих невербальных действий: осознание, потенциальное осознание или отсутствие осознания. Осознание означает, что ваш собеседник не только знает об этом поведении, но и намеренно использует его. Потенциальное осознание означает, что он мог бы осознать свои действия, если бы обратил на них внимание, но увлеченность беседой не позволяет ему непосредственно осознавать эти действия. Отсутствие осознания означает, что человек совершенно не осознает свое поведение и не сможет осознать, даже если его внимание будет привлечено к нему.
Третий элемент схемы — продолжительность поведения. В ходе исследования обнаружилось, что продолжительность невербального поведения варьируется от одного движения, длящегося долю секунды, до нескольких минут, а иногда и распространяется на весь сеанс.
Взаимодействие между источником и уровнем осознавания описывается в шести категориях невербального поведения:
- выделение;
- фасилитация;
- изображение;
- неосознанное открытие;
- осознанное открытие;
- демонстрация аффекта.
Взаимодействие между всеми тремя элементами схемы в рамках указанных шести категорий проиллюстрировано в предлагаемой таблице. Каждая категория получила название в соответствии с ее основной функцией.
Таблица 1. Невербальное поведение в ходе беседы
Источник поведения |
Степень осознания поведения |
||
Отсутствие осознавания | Потенциальное осознавание | Осознавание | |
Содержание | Выделение. Очень непродолжительные жесты, сопровождающие определенные элементы вербального содержания | Фасилитация. Непродолжительные жесты, сопровождающие вербальное содержание | Изображение. Продолжительность жестов напрямую связано с содержанием, они используются при приведении примера на тему |
Аффект | Неосознанное (бессознательное) открытие. Бессознательно мотивированные телесные движения, связанные с чувствами | Осознанное (сознательное) открытие. Бессознательно мотивированные жесты, обнаруживающие некоторую степень напряженности; человек осознает свои движения, но не производит их намеренно и не подавляет их | Демонстрация аффекта (сознательная). Намеренная демонстрация человеком своих чувств |
- Выделение. В случае выделения обычно используются краткосрочные и энергичные жесты, аккомпанирующие конкретному вербальному сообщению. Эти жесты обычно связаны с содержанием, как по продолжительности, так и по энергичности. Человек, как правило, не осознает употребление этих жестов, поскольку они краткосрочны и связаны с конкретными элементами вербального содержания.
- Фасилитация. Жесты часто используются в целях повышения ясности. Обычно это движения всей руки или только кисти. Человек прибегает к ним, когда чувствует, что не находит слов или что его вербальное выражение неадекватно. Типичные жесты — движения всей руки или только кисти, направленные вверх и от себя (как будто он пытается таким образом «выпустить слова наружу» и ускорить коммуникацию). Обычно человек не осознает употребление фасилитирующих жестов, если не привлечь к этому его внимание.
- Изображение. Иногда ваш собеседник желает продемонстрировать, что именно он имеет в виду, и может сделать это только с помощью жеста. Такой жест представляет собой пример или изображение темы высказывания. Изобразительные жесты, как правило, осознанны и используются намеренно, в дополнение к вербальной коммуникации.
- Демонстрация аффекта. Человек может намеренно прибегать к невербальному поведению, чтобы продемонстрировать свои чувства. Такое поведение интенционально и полностью осознанно им. Пример — использование мимики и особого выражения лица с целью выразить эмоциональную реакцию на обсуждаемую тему.
- Осознанное открытие. Человек может сознательно производить жесты, которые он считает просто привычными; их основное намерение редко осознается. В таких случаях он осознает свои действия, но не осознает мотивацию. Такие формы поведения часто выполняют успокаивающую функцию (например, человек крутит в руках кольцо, постукивает карандашом по столу или производит другие привычные нервные жесты).
- Неосознанное открытие. Жесты, которые отражают поведение, мотивированное напряженностью, и которые человек совершенно не осознает, чаще всего являются критическими формами невербального поведения. В ходе беседы он в большей степени озабочен вербализацией содержания, чем невербальным поведением. Во многих случаях невербальное поведение обусловлено напряженностью во время интервью. Наблюдая за бессознательно мотивированными жестами, можно обнаружить широкий диапазон потенциальных источников того или иного невербального поведения. В число возможных источников входят чувства, которые человек испытывает по отношению к самому себе, к собеседнику, к ситуации или к теме беседы. Эти жесты могут появляться постоянно или повторяться в течение достаточного длительного промежутка времени.
В своем дополнительном исследовании Каган и коллеги обратили внимание на
уровень интенсивности чувств собеседника, а также на то, в какой степени невербальное поведение соответствовало выраженным им чувствам. Исследователи полагали, что для наблюдателя может быть полезным общее осознание высокого, среднего или низкого уровня аффективной интенсивности невербального поведения. Измерение конгруэнтности определяет, соответствуют ли друг другу высказывание и характер переживаемого аффекта или же между ними наблюдается расхождение.
По-видимому, можно выделить два основных типа расхождений. Либо высказывание сходно с переживаемым аффектом, но отличается от него по степени интенсивности, искажая последнее в сторону занижения или завышения силы эмоции; либо вербальное высказывание выражает эмоцию, совершенно отличную от переживаемого аффекта. Второй тип расхождений свидетельствует об отрицании ситуации.
Наблюдатель должен осознавать связь между вербальным сообщением и невербальной коммуникацией. Иногда эти две формы коммуникации соответствуют друг другу; но иногда невербальная коммуникация отрицает или искажает то, что было выражено вербально.
2. Модель Экмана
Пол Экман
(Ekman, 1973) на основе проведенного им исследования предложил общую теорию невербального поведения, включающую в себя модель и категории, помогающие описать формы невербального поведения. Прежде всего Экман перечислил те превалирующие обстоятельства, которые должен учитывать наблюдатель при наблюдении за невербальной коммуникацией:
- Внешние условия (например окружающая обстановка) и другие обстоятельства (например эмоциональный тон взаимодействия).
- Соотношения невербального поведения с вербальным (например, для чего используется невербальное действие: для иллюстрации, дополнения, повторения или отрицания?)
- Уровень осознавания человеком того факта, что он производит или произвел некое невербальное действие.
- Намерение человека выражать свои чувства невербальными средствами.
- Внешняя обратная связь (как поступает наблюдатель с информацией, которую предоставляет ему собеседник?)
- Тип сообщаемой информации (Какой характер она носит: уникальный или общий?)
Экман выделил пять категорий невербального поведения.
- Первая категория —
эмблемы. Сюда входят такие действия или позы, смысл которых можно
передать вербально с помощью одного-двух слов. Эмблемы обычно имеют общее для большинства людей значение и используются преднамеренно в целях передачи определенного сообщения (как, например, поднятые в форме буквы V два пальца). - Вторая категория —
иллюстраторы, которые обычно непосредственно аккомпанируют речи и выполняют функцию пиктограмм, повышая наглядность вербального изложения. - Третья категория —
выразители аффекта — включает в себя всю мимику. Выражение лица сообщает больше информации о переживаемых эмоциях, чем телесные движения. Хотя существуют социально усвоенные и основанные на культурных традициях правила мимического выражения эмоций, теория Экмана предполагает, что выражения лица, соответствующие так называемым первичным эмоциям (счастью, удивлению, гневу), достаточно схожи между собой во всех культурах и легко узнаваемы. Сообщения, передаваемые с помощью выразителей аффекта, привлекают к себе больше внимания, чем сообщения, выраженные другими способами невербальной коммуникации. Адресант часто использует их намеренно, а адресат нередко прямо комментирует полученную таким образом информацию. - В четвертую категорию —
регуляторы — входят такие формы поведения, которые регулируют течение разговора между двумя индивидами. Широко распространенный регулятор — кивки головой. В теории Экмана утверждается, что регуляторы зависят от национальности, социального класса и культуры и что их ошибочное употребление и неверная интерпретация являются распространенными и с трудом осознаваемыми причинами непонимания между представителями различных групп людей. - Пятая категория —
адаптеры — включает такие формы невербального поведения, которые являются сокращенными вариантами неких действий, усвоенных еще в раннем детстве и служивших для удовлетворения определенных потребностей. Выделяется три подтипа адаптеров: само-адапторы, альтер-адапторы и объект-адапторы. Такой само-адаптор, как потирание рукой уголка глаза, первоначально возник с целью вытирать слезы, но позднее стал использоваться для выражения чувств обиды или печали. Само-адапторы часто имеют форму прикосновений к голове и лицу. Альтер-адапторы обычно имеют форму движений рук в пространстве, а не в контакте с телом. Альтер-адапторы возникли на основе попыток управления межличностными контактами в раннем детстве и представляют собой сокращенные варианты тех форм поведения, которые использовались для защиты от нападения или для отстранения от чего-либо неприятного. Объект-адапторы — это фрагменты форм поведения, усвоенных для исполнения таких задач, как курение, машинопись или перетасовка карт. Они используются в тех случаях, когда какой-то аспект взаимодействия с собеседником стимулирует воспроизведение подобных форм поведения.
Каким образом на основе невербального поведения можно заметить, что человек старается обмануть других людей или самого себя? Иногда собеседник намеренно лжет. Экман называет такие ситуации ложными взаимодействиями и пытается провести границу между самообманом и обманом других. Выделяются
три характеристики, отличающие ложные взаимодействия от других форм социального взаимодействия.
- Одна из них —
собственно ложь: иными словами, осознанное сосредоточение на обмане, по крайней мере, со стороны одного из собеседников. - Вторая характеристика —
наличие скрытого или явного соглашения между собеседниками о том, что они будут сообщниками или антагонистами в обмане. - Третья характеристика —
принятие роли лжеца либо детектива. Например, человек в беседе может пытаться ввести вас в заблуждение относительно какого-либо аспекта своего поведения. Вы может решить либо сотрудничать с ним в этом процессе, либо выступать в качестве антагониста, чтобы разоблачить несоответствия в его рассказе. Наблюдая невербальную утечку информации, указывающую на обман, следует обратить внимание как на вербальное, так и на невербальное поведение наблюдаемого субъекта. Вербальное поведение заключает в себе ложное сообщение, а невербальное поведение усиливает и обогащает его. По сути, человек человек на словах, и действия его должны соответствовать этим словам.
Наблюдая за людьми в целях развития навыков определения невербального поведения, следует помнить о том, что
лицо, руки и ноги выражают различный объем информации и в различной степени получают обратную связь. Лицо лучше всего выражает информацию и привлекает к себе больше всего внимания. Ноги и ступни ног хуже всего передают информацию, поскольку время трансмиссии у них велико, а репертуар весьма ограничен. Руки занимают среднее место. Следовательно, лицо лжет лучше всего, руки — несколько хуже, а ноги почти не умеют лгать. А значит, ноги — главный источник утечки информации об обмане: движения ног относительно редко используются намеренно. Среди движений рук чаще всего обман выдают само-адапторы: например, человек, весело болтает и улыбается, в то же время пытается избавиться от заусеницы или сжимает кулаки. Выдавать ложь могут также объект-адапторы (например, нервное поигрывание карандашом). Лгущий человек использует больше само-адапторов. Частота само-адапторов, прикосновений к лицу или голове возрастает, когда человек ощущает тревогу или дискомфорт. Частота жестов-иллюстраторов возрастает, когда говорящий затрудняется в подборе выражений, а также зависит от степени эмоциональной вовлеченности человека в то, что он говорит.
При обучении по индивидуальной программе вы можете включить в свой учебный план такие дисциплины, как «Развитие наблюдательности», «Физиогномика», «Ораторское мастерство и искусство речи», «Психофизиология» и др., изучив которые вы сможете безошибочно считывать данные взгляда, мимики, пантомимики, интонации, жестов и поз ваших собеседников для быстрой оценки их личностных качеств и прогнозирования их дальнейшего поведения.