Принципы адаптивности в структуре организации

В динамичном и все более изменчивом мире перестают работать традиционные методы управления, основанные на жестких планах и программируемых решениях. Перемены заставляют сместить акцент с предвидения изменений к методам построения организаций, способных воспринимать изменения и обращать нестабильность в свою пользу. Как и в природе, чтобы выжить в быстро изменяющейся среде, необходимо к ней адаптироваться. Для создания адаптивной организации необходимо понимать законы и особенности ее функционирования.

Автор:

Игopь Eвгeньeвич Mocкaлeв, кaндидaт философских наук, заместитель заведующего кaфeдpoй управления социальными экологическими системами Рoccийской академии государственной службы.

Начиная с 1960-х гг., условия деятельности многих организаций в сфере бизнеса и государственного сектора менялись настолько быстро, а технологии развивались настолько стремительно, что недостатки бюрократических структур управления стали куда более очевидными, чем их достоинства. Для того чтобы современные организации могли оперативно реагировать на вызовы внешней среды и эффективно использовать передовые технологии, необходимы такие организационные структуры, которые способны адаптироваться к изменениям окружающей среды подобно тому, как это делают живые организмы.

В динамичном и все более изменчивом мире перестают работать традиционные методы управления, основанные на жестких планах и программируемых решениях. Перемены заставляют сместить акцент с предвидения изменений к методам построения организаций, способных воспринимать изменения и обращать нестабильность в свою пользу.

Как и в природе, чтобы выжить в быстро изменяющейся среде, необходимо к ней адаптироваться. Адаптивной считают систему, которая способна сохранять функциональность в ситуации неопределенности и агрессивности внешней среды. При этом, речь идет не о пассивном приспособлении системы к своему окружению, а о новом, более сложном типе организации, которая может менять как внутренние процессы, так и оказывать активное воздействие на внешние факторы. В этой связи представляет интерес существующий наряду с понятием адаптивной системы термин

«адаптивное управление», т. е. управление в ситуации неопределенности, основанное на динамичном изменении системы управления с целью улучшения качества ее работы.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Менеджмент и лидерство: принципы разрешения противоречий

Адаптивная система управления организацией должна отвечать следующим требованиям:

  • обладать высокой гибкостью, позволяющей быстро меняться;
  • обладать высокой мобильностью в принятии управленческих решений и претворении их в жизнь;
  • быть адекватной текущей ситуации;
  • учитывать серьезную конкуренцию;
  • учитывать требования к уровню профессионализма;
  • учитывать риски, связанные с динамикой изменений и развития;
  • принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.

Для создания адаптивной организации или внедрения ее элементов в вашу компанию необходимо понимать законы и особенности функционирования такой организации.

Гибкость — одно из основных качеств, необходимых для перехода от старой парадигмы менеджмента к управлению с учетом динамичного, разнообразного и сложного окружения. Абсолютных истин не существует, и вы должны быть готовы к переменам, которые могут стать необходимыми.

Отсутствие гибкости равносильно застою, оно препятствует прогрессу и развитию. Способность адаптироваться самому и помочь сделать это членам команды — одна из важных особенностей лидера.

При формировании адаптивной организации руководствуйтесь следующими принципами:

1. Принцип необходимого разнообразия

Так называемый принцип Эшби:

разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия объекта управления.

Хорошо, если у вас есть качественный продукт и технология, позволяющая найти своего клиента и занять определенную нишу на рынке. Еще лучше, если вы способны учитывать нюансы спроса и динамику потребностей клиентов. Тогда вы сможете предвидеть изменения, и ваше положение будет более устойчивым. Однако по-настоящему конкурентоспособен тот, кто сам задает правила игры и устанавливает новые стандарты. Тот, кто управляет будущим, создавая новые тренды и критерии оценки.

Неадаптивные системы управления в отличие от адаптивных функционируют в рамках жестко установленной системы правил. Причем, эти правила не предполагают, что управляемая система также может быть достаточно сложной и изменчивой. Представьте, что вы подстроились к требованиям ваших клиентов, привыкли получать хорошие заказы на свои услуги, рассчитываете на очередной всплеск спроса к началу нового сезона. Но вдруг все изменилось: спрос падает, клиенты требуют дополнительного сервиса и гарантий, которые не были предусмотрены в стандартном предложении.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Типология карьеристов

Адаптивные системы, напротив, подразумевают непрерывное изменение самих законов управления и

увеличение степени вариативности. Адаптивные системы постоянно развиваются и совершенствуют свои процессы и структуры. Такие организации не только предвидят грядущие изменения на рынке, но и сами задают вектор развития, формируют новые потребности у своих клиентов.

2. Принцип управления управлением

  • Не бойтесь перемен. Некоторым людям трудно принимать перемены, потому что для этого нужно отказаться от привычных моделей.

  • Развивайте вашу систему управления. Обеспечьте возможности для внесения позитивных изменений в практику управления вашей организации. Ищите новые подходы и технологии. Не останавливайтесь на достигнутом. Создавайте новые критерии принятия решений. Следите за тем, чтобы вариативность вашей системы управления была выше, чем у конкурентов. Наилучших результатов в стратегической перспективе достигает та организация, которая способна управлять своей же системой управления. С одной стороны, система оказывает управляющее воздействие на объект, а, с другой стороны, объект управления изменяет управленческую систему.

  • Учитесь у ваших клиентов и партнеров. Следите за качеством каналов обратной связи! Проводите анализ всех нестандартных ситуаций! Накапливайте позитивный опыт и знания!

3. Регулярно проводите анализ внешней среды и адаптивных возможностей вашей организации

Обсудите следующие вопросы:

  • Достаточно ли хорошо компания представляет потребности своих клиентов, методы работы конкурентов и возможности партнеров?
  • В каком направлении развиваются ключевые технологии? Какие существуют тенденции?
  • Насколько согласуются стратегические перспективы компании с приоритетами государственной политики?

Для оценки адаптивных возможностей вашей организации ответьте на следующие вопросы:

  • Насколько существующие процессы и структуры соответствуют потребностям внешней среды?
  • В чем заключается цель организационных изменений?
  • Каков главный мотив изменений?
  • Как сформированы проекты организационного развития?
  • Что создает препятствия?

4. Развивайте систему управления

Проведите аудит системы управления. Оцените ее результативность. Возьмите за основу следующие параметры оценки:

  • качество планирования деятельности;
  • скорость принятия важных решений;
  • обоснованность принятия важных решений;
  • возможность делегирования полномочий;
  • реальное делегирование полномочий;
  • контроль за выполнением решений;
  • система мотивации;
  • качество нисходящей коммуникации;
  • качество восходящей коммуникации;
  • эффективность кадровой политики;
  • доверие к системе и лидерам.

Учитесь у ваших клиентов и партнеров, регулярно проводите бенчмаркинг (контрольные сравнения). Следите за качеством каналов обратной связи — составьте представление о вашей организации и ее продукции на основе мнения клиентов, конкурентов, партнеров, сотрудников компании. Накапливайте позитивный опыт и знания в корпоративных стандартах. Проводите анализ всех нестандартных ситуаций.

Методы оптимального управления и планирования в условиях организационных изменений изучаются в курсах «Антикризисное управление» и «Бизнес-планирование». Методы реализации стратегий вы можете изучить в курсе «Стратегический менеджмент». Наглядный пошаговый метод создания практически любой организации или группы организаций, при соблюдении индивидуальной специфики, изучается в спецкурсе «Разработка организационной структуры». При обучении по индивидуальной программе вы можете составить свой учебный план из десятков дисциплин, изучая только интересные и необходимые вам навыки.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы