Шесть шагов к успешному выступлению

Перед важным выступлением всегда появляется волнение, которое может спутать все ваши мысли. Аргументы и примеры более эффективны в том случае, когда они воздействуют на большинство присутствующих. Как только вам сообщили о предстоящем мероприятии и предложили выступить, или вы сами решили «выйти в свет», для подготовки успешного выступления вам нужно ответить себе на шесть главных вопросов. Полученные ответы можно представить в виде шести шагов, которые приведут вас к цели: успешному публичному выступлению.


Автор:
Aлeкcaндp Baлepьeвич Koвaлeв
, специалист в области PR и мaccовых коммуникаций, тpeнep развития навыков публичных выcтyплений и пpeзентаций.

Как только вам сообщили о предстоящем мероприятии и предложили выступить, или вы сами решили «выйти в свет», для подготовки успешного выступления вам нужно ответить себе на шесть главных вопросов. Полученные ответы можно представить в виде шести шагов, которые приведут вас к цели: успешному публичному выступлению.

Шаг 1. Зачем? Что я хочу от аудитории? Кто будет присутствовать?

Как известно, любую аудиторию, которая собирается в одном месте и в одно время, обязательно что-то объединяет. Аргументы и примеры более эффективны в том случае, когда они воздействуют на большинство присутствующих. Аудитория лучше воспринимает оратора в том случае, когда верит, что он действительно разбирается в теме, либо когда она считает его «своим» человеком.

Вот перечень тех вопросов, которые можно задать себе или организаторам выступления.

  • Каков состав аудитории? В ней будут преимущественно мужчины или женщины?
  • Какого возраста будет аудитория? Состоят ли присутствующие в браке и есть ли у них дети?
  • О чем мечтают эти люди?
  • Какие ценности разделяют?
  • Каким принципам следуют?
  • Чего боятся?
  • Какие трудности ежедневно преодолевают?
  • Насколько разбираются в теме выступления?

Любая информация воспринимается субъективно, на основе жизненного опыта собеседника. Если вы говорите о ночных гонках с человеком, который с детства находится за рулем, или с кем-то, чьи близкие погибли в автокатастрофе, то получите разную реакцию на одни и те же доводы. Чтобы добиться максимальной эффективности, нужно
говорить с людьми на одном языке. На каком языке говорит ваша аудитория? Понимает ли она терминологию, которую вы будете использовать? Какие слова являются для нее наиболее важными?

Шаг 2. Какие средства можно использовать для достижения цели?

Какими средствами мы располагаем для достижения результата? Можем ли мы выбрать место выступления подобно Мартину Лютеру Кингу, который произнес свою известную речь «У меня есть мечта» со ступеней мемориала Авраама Линкольна, национального героя Америки, освободителя рабов?

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Строительство основ личной власти

Какое время дня отведено для выступления? Вечером люди более эмоциональны, а по утрам более логичны.

Использование реквизитов. Есть ли у вас возможность использовать проекционное оборудование? Если да, то нужно готовить презентацию с яркими, красивыми картинками, привлекающими внимание. Посмотрите на презентацию любых продуктов — от косметики до автомобилей и новейших разработок техники. На них преимущественно не рассказывают, а именно показывают, как что работает и каким образом тот или иной продукт помогает решить ваши проблемы.

Шаг 3. План выступления

Для стимулирования активности мозга при подготовке к этому этапу выступления, попробуйте проделать несколько упражнений на развитие воображения. Например такие:

  • «История». Придумайте историю, все слова которой начинались бы на одну букву. Например: «Вероломные варвары ведут войну. Великие верующие возносят восхваления Всевышнему. Виноделы выращивают виноград, врачи вкалывают вакцину, выгоняя вирусы. Все вовлечены в викторину выбора, вытягивая визитки возможностей! Возможно, вам выпадет выстрадать, вышагивая вымученные версты, вы вымотаетесь, выдохнитесь. Вытерпите!»
  • «Несуществующее животное». Существование рыбы-молота и рыбы-иглы доказано. Подумайте, как может выглядеть кастрюльный тигр, мышь-автомобиль или человек-нивелир.
  • «Клякса». Нанесите на лист кляксу и подумайте, на что она похожа.

Планируя предстоящее мероприятие, лучше начинать с основной части. Если же вы готовите визуальную презентацию, то последовательность слайдов и будет планом вашего выступления.

Сначала составьте
максимально полный список аргументов и к каждому из них подберите по два-три примера. Процедура эта достаточно длительная и может занять не один час. Поэтому после проведения начального мозгового штурма вложите вкладку в ежедневник, сделайте отдельную заметку в компьютере или повесьте перед глазами листок бумаги, на котором вы сможете в любой момент записать интересную мысль. Даже после прекращения активного мышления на определенную тему мозг продолжает работать в заданном направлении. Поэтому многие интересные мысли о предстоящем выступлении могут прийти к вам позже, порой в самый неожиданный момент.

Чтобы убедить аудиторию в собственной правоте, нужно верить в то, что вы говорите. Любые сомнения и колебания люди тут же заметят или почувствуют и даже при всей логичности аргументации продолжат сомневаться в ваших словах. Уделите определенное время тому, чтобы
убедить себя в правоте своей позиции. Для этого детально изучите тему, о которой будете говорить, а также поговорите об этом с разными людьми. Такие беседы позволят выявить те контраргументы, на которые у вас пока нет готового ответа, и те, которые могут расшатать вашу уверенность. Обрабатывая эти контраргументы, вы будете все больше убеждаться в правильности своей позиции. Первое, что нужно проверить, — соответствуют ли аргументы основному тезису, а примеры — аргументам.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  DCM: основные положения концепции управления цепью спроса

После того как собраны все аргументы и к ним подобраны яркие примеры, а также собраны контраргументы, которыми может располагать аудитория, можно приступать к построению плана выступления.

Вторая задача —
максимально конкретизировать информацию в ваших примерах. Если вы упоминаете цифры, то лучше приводить наиболее точные и обязательно ссылаться на источник информации. Если вы приводите данные исследований, то точное упоминание имен и фамилий их авторов лишний раз продемонстрирует вашу компетентность и знание темы. Конкретизация информации служит важным принципом повышения доверия аудитории к вашим словам и действиям. Неточность же или недостаток необходимых сведений подорвут доверие к вам.

Оставьте не более пяти аргументов «про запас». Свяжите эти аргументы единой смысловой линией так, чтобы ваше выступление плавно переходило от одного к другому. К каждому аргументу, который вы оставите, подберите по два-три примера. Лучше, если они будут разноплановыми.

Шаг 4. Репетиция

«Большое преимущество получает тот, кто достаточно рано сделал ошибки, на которых можно учиться» — эти слова Уинстона Черчилля демонстрируют важность репетиций и постоянной практики. Репетицию часто игнорируют при подготовке к публичному выступлению, хотя большинство накладок при выступлении происходит именно из-за ее отсутствия.

Если вы решите пропустить репетицию, представьте, будто всем выступающим на открытии Олимпийских игр в Сочи по какой-то причине не дали возможности отрепетировать. Вы приходите на стадион; вы специально за несколько месяцев забронировали билеты на трибуне и номер в гостинице; вы приехали с семьей или друзьями и с волнением ждете начала шоу. Но выходят растерянные люди, ведущий запинается в фамилиях, одни номера спонтанно сменяются другими, актеры путаются и уходят с поля не через те двери, а человек с факелом в руке не рассчитывает свои силы и не добегает, а буквально доползает до олимпийского огня. Как вам нравится такая картина? Какие эмоции вами овладевают? То же может случиться и с вашим выступлением. Выходя неподготовленным, вы демонстрируете слушателям свой непрофессионализм.

Шаг 5. Отдых

Времени на подготовку всегда мало. При подготовке выступления, сколько времени на него не выделено, всегда будет желание что-то корректировать. В определенный момент нужно сказать себе: «Хватит!», а затем посвятить хотя бы 24 часа отдыху или другому виду деятельности. Отдохните иначе, чем обычно: это позволит вам получить заряд новых свежих эмоций. И обязательно выспитесь.

Шаг 6. Настрой на выступление

Перед важным выступлением всегда появляется волнение, которое может спутать все ваши мысли. Чтобы его побороть, нужно в первую очередь признать, что
волнение — ваш союзник, а не враг. Чувство страха и тревоги сопровождаются выбросом адреналина: щеки розовеют, глаза блестят, реакция становится лучше. Вы уже воспринимаетесь зрителями как энергичный и мобильный человек.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Animal Spirits: доверие и его мультипликаторы

Что же происходит, когда оратор, напротив, пытается бороться со страхом? Он начинает заикаться, замирать в неподходящий момент и сбиваться. Как только мы позволяем страху нами завладеть, а не пытаемся его победить, можно переходить непосредственно к настройке на выступление.

Есть три вида упражнений, позволяющих это сделать: физические, дыхательные и мысленные.

Физические нагрузки помогают нам удалить лишний адреналин из мышц. Активно вращайте руками, отожмитесь, сделайте несколько приседаний. Подвигайте нижней челюстью, проговорите скороговорки, разомните губы. Так вы направите волнение в русло действия. Делать подобную разминку нужно за несколько минут до выступления, чтобы к моменту выхода на публику дыхание успело восстановиться.

Дыхательные упражнения значительно воздействуют на наше состояние. Меняя темп вдоха и выдоха, вы можете как успокоиться, так и «разогнать» свою психическую активность. Для стабилизации эмоционального состояния используйте дыхание по квадрату: вдохните — задержите дыхание — выдохните — задержите дыхание. Время задержки должно быть примерно равно времени вдоха и выдоха. Вы заметите, как дыхание замедляется и паузы становятся больше. Увеличивайте амплитуду до тех пор, пока не поймете, что вы эмоционально успокоились и настроились.

Аутотренинг, или визуализация, позволит вам настроить сознание, а значит дыхание и психику. Среди множества вариантов вы можете подобрать тот, который подходит именно вам, чтобы мобилизовать все силы перед началом выступления.


Полный свод современных технологий подготовки и проведения публичных выступлений изучается в курсе «Искусство деловой презентации». Овладеть доходчивым, впечатляющим и воздействующим живым словом вы можете изучив курс «Ораторское мастерство и искусство речи». Желающим расширить свои познания в этой и смежных областях рекомендуем обучение по индивидуальной программе, с возможностью составления своего учебного плана из десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога
.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы