Организации первого уровня не используют процессную идеологию. Часто их называют организациями, которые держатся на героях. При выполнении работы сотрудники прилагают героические усилия, чтобы успеть закончить ее вовремя и отчитаться перед руководством. В такой компании невозможно рассчитать, какие ресурсы требуются для выполнения тех или иных процессов. Большинство российских организаций находится на первом или на втором уровне зрелости, некоторые приближаются к третьему, небольшая часть — к четвертому. Очень мало организаций, работающих на пятом уровне.
Автор:
Bлaдимиp Bлaдимиpoвич Peпин, кандидат технических наук, дoцент, исполнитeльный диpeктор ООО «BPM Kонcaлтинг Гpупп»; консультант в области оптимизации систем управления.
Чтобы успешно внедрить процессный подход к управлению, руководители компании должны четко понимать, в чем заключается процессное управление, как будут выделяться и управляться процессы организации, почему такой подход эффективен. Опыт показывает, что успеха добивались те компании, руководители которых создали собственную логичную и понятную концепцию внедрения процессного подхода и, прикладывая немалые усилия, сумели ее реализовать.
Перед тем как приступить к освоению методов процессного управления, оцените уровень зрелости своей организации. Для этого есть несколько способов, и далее мы рассмотрим пример одной из возможных моделей. Концепция уровней зрелости процесса
(Process Maturity Levels) была создана в Институте программной инженерии
(Software Engineering Institute, SEI) при Университете Карнеги-Меллона в 1990-е гг. В ее основу положена работа Уотса Хамфри. Впервые разработанная для поддержки анализа зрелости процесса программирования (CMM), последняя версия, интегрированная модель технологической зрелости
(Capability Maturity Model Integrated, CMMI), была обобщена для любого из широкого спектра процессов в различных организациях.
Основные уровни зрелости по модели CMMI
Уровень 1. Процессы не определены
Уровень 2. Определены некоторые процессы
Уровень 3. Определено большинство процессов
Уровень 4. Процессы находятся под управлением
Уровень 5. Процессы непрерывно совершенствуются
Приведем краткое описание каждого из уровней.
Уровень 1. Процессы не определены
Организации уровня 1 не используют процессную идеологию. Часто их
называют организациями, которые держатся на героях. При выполнении работы сотрудники прилагают героические усилия, чтобы успеть закончить ее вовремя и отчитаться перед руководством. В такой компании невозможно рассчитать, какие ресурсы требуются для выполнения тех или иных процессов.
Уровень 2. Определены некоторые процессы
Впервые обращаясь к процессам, организации, как правило, начинают с попытки
определить, какие из них ключевые или наиболее часто используются. На этом этапе руководители не представляют себе компанию целиком как совокупность взаимодействующих процессов, а фокусируются на конкретном процессе. У организаций уровня 2 может быть определено несколько основных процессов.
Уровень 3. Определено большинство процессов
В организациях уровня 3
идентифицирована основная часть процессов. Существуют модели (описания) ключевых бизнес-процессов. У руководства есть понимание того, как ими управлять. В большинстве организаций уровня 3 разработана архитектура (система) процессов. В случае возникновения проблем выявляются процессы, которые их вызывают. Затем анализируются и устраняются причины проблем.
Уровень 4. Процессы находятся под управлением
Организации уровня 4 вышли за пределы простого определения процессов. В них менеджеры проводят
мониторинг и анализируют процессы с использованием системы показателей, принимают решения по оптимизации процессов.
Уровень 5. Процессы непрерывно совершенствуются
В организациях уровня 5 процессы не только находятся под управлением, но их постоянно совершенствуют.
На каком уровне зрелости находятся российские компании? Большинство российских организаций находится на первом или на втором уровне зрелости, некоторые приближаются к третьему, небольшая часть — к четвертому. Очень мало организаций, работающих на пятом уровне.
Концепция должна восприниматься не только интуитивно, но и
формулироваться в конкретных терминах:
- бизнес-процесс (процесс);
- архитектура процессов;
- владелец процесса;
- описание процесса;
- регламентация процесса;
- стабильность процесса;
- улучшение процесса;
- автоматизация процесса и т. д.
Процесс включает в себя деятельность по преобразованию ресурсов и деятельность по управлению.
Процесс — устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя (клиента).
Проще говоря,
процесс — это периодически повторяемая, управляемая деятельность, результатом которой является некоторый ресурс, имеющий ценность для конкретного потребителя (клиента).
Под
ресурсом понимается материальный или информационный объект, необходимый для выполнения процесса. С точки зрения состояния ресурсы могут:
- храниться;
- перемещаться;
- находиться в состоянии обработки.
Например, привезенный на автомобиле к магазину товар разгружают и перемещают в зону приемки. Очевидно, что последовательно меняются такие состояния товара-ресурса, как: перемещение (в автомобиле), перемещение (разгрузка), хранение (зона приемки).
Связь ресурса с процессом можно определить при помощи понятий «вход» и «выход». Если какой-либо ресурс
нужен для выполнения процесса, то он может рассматриваться как
вход с точки зрения данного процесса. Ресурс,
преобразованный при выполнении этого процесса и получивший определенную ценность для потребителя, — в качестве
выхода. Таким образом, ресурсы движутся, хранятся, перерабатываются. Их можно называть входами или выходами только по отношению к конкретному процессу. Выход одного процесса будет входом для другого. Говорить о входах и выходах безотносительно конкретного процесса не имеет смысла.
С точки зрения процесса ресурсы могут быть преобразуемыми, преобразованными, обеспечивающими и ресурсами по управлению.
-
Преобразуемый ресурс поступает на вход процесса. При выполнении процесса ресурс приобретает дополнительную ценность, становится преобразованным и поступает на выход процесса — внутреннему или внешнему потребителю.
- В свою очередь, потребитель может рассматривать
преобразованный ресурс в качестве входа для своего процесса, то есть в качестве преобразуемого ресурса, и т. д.
- Для выполнения процесса кроме преобразуемых ресурсов нужны также
обеспечивающие ресурсы. К их числу можно отнести оборудование, программное обеспечение, инфраструктуру, сотрудников.
-
Ресурс по управлению представляет собой информацию, необходимую для управления. В зависимости от направления потока это может быть информация фактическая, плановая или содержащая управленческие решения.
Основная задача оперативного управления — поддержание процесса в стабильном воспроизводимом состоянии за счет выявления и устранения причин отклонений (вариаций).
Чтобы управлять процессом, руководителю нужны полномочия по распоряжению ресурсами и информацией. Ресурсы по управлению, как правило, представляют собой плановую и фактическую информацию. Например, от вышестоящего органа управления поступают цели и плановые показатели деятельности, при выполнении процесса возникает оперативная фактическая информация и т. д. Руководитель управляет процессом также через информационные воздействия (устные сообщения, информационные письма, распоряжения, приказы). Они являются выходами деятельности по управлению процессом.
Говоря об управлении процессом, определим понятие «владелец процесса».
Владелец процесса — должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении выделенные ресурсы, управляет ходом процесса и несет ответственность за результаты и эффективность процесса. Владельцем процесса, как правило, назначается руководитель структурного подразделения (либо его заместитель, помощник).
В целом владелец процесса — это руководитель, способный как минимум:
- проводить мониторинг хода процесса;
- анализировать факторы, влияющие на процесс и приводящие к вариациям;
- разрабатывать предложения по улучшению процесса и организовывать их обсуждения и согласования;
- координировать (или управлять) внутренние проекты совершенствования процесса.
Понятие границ процесса является важнейшим при внедрении процессного подхода.
Границы процесса — событие (совокупность событий), инициирующее и завершающее процесс. Установление границ осуществляется субъективно — путем достижения договоренности между несколькими сторонами (поставщиками и потребителями).
Требования к ресурсам, пересекающим границы процессов, могут быть
зафиксированы в различных документах, например в спецификациях на входы и выходы процесса. Эти спецификации могут быть выполнены в виде отдельных документов или входить в состав регламентирующих документов по процессам. В спецификации необходимо фиксировать все требования, предъявляемые к объекту конкретным процессом.
Если по ходу работы возникают документально обоснованные изменения какого-либо параметра, то их вносят в
спецификацию. Ее утверждают на новый срок с внесенными изменениями. Если изменений не зафиксировано, то по окончании срока действия спецификация утверждается без изменений на новый срок. Содержание спецификаций зависит от типа входа или выхода процесса.
Говоря о границах процессов, необходимо обсудить
методы контроля входов и выходов. Существует два способа контроля: сплошной и выборочный. При
сплошном контроле проверяется каждый ресурс (изделие, продукт, товар), поступающий на вход процесса. При
выборочном — отбирают несколько изделий и осуществляют их контроль. Далее при помощи статистических методов оценивают долю несоответствующих изделий в их общем количестве. Ни та ни другая форма контроля не дают полной гарантии, что в процесс не попадет несоответствующее (дефектное) изделие. Перспективным способом является так называемое встраивание контроля в процесс таким образом, чтобы несоответствия выявлялись сразу при возникновении. В этом случае вероятность появления дефектных изделий на выходе процесса (то есть на входе соответствующего процесса-потребителя) существенно снижается.
Одновременно с определением требований к входящим и выходящим ресурсам (например, в соответствующих спецификациях) желательно разработать методы контроля соответствия этим требованиям (спецификациям).
Важным понятием, которое стоит использовать при работе с границами процессов, является «операционное определение».
Операционное определение — это описание требований к результату деятельности, позволяющее сотрудникам максимально объективным образом получать согласованное мнение о приемлемости этого результата.
Типичная ситуация: руководитель ставит сотруднику задачу, а потом проверяет ее исполнение, при этом выражая свое неудовольствие. Сотрудник не может понять, в чем дело, ведь он выполнил работу в срок и качественно. Но, как оказалось, у руководителя и сотрудника разные представления о приемлемости требуемого результата. Если бы с самого начала существовали четко сформулированные критерии приемки/проверки, конфликта бы не было. Такая ситуация в первую очередь выявляет недостаточную компетентность руководителя.
Технология выполнения процесса
Можно утверждать, что деятельность в рамках процесса в определенной своей части выполняется по технологии, то есть не хаотично, бессистемно. А что такое технология?
Представим себе, что мы нарисовали на бумаге несколько квадратов (они означают операции процесса) и соединили их стрелочками (они означают последовательность выполнения операций). Можно ли назвать такую картинку технологией выполнения процесса? Конечно, нет, этого недостаточно. Необходимо определить, какие материалы будут использоваться, на каком оборудовании, какие компетенции требуются от сотрудников, по каким показателям нужно контролировать работу и ее результаты. Только комплексное описание, выполненное с учетом всех нюансов, может обеспечить реальное выполнение работы с приемлемым результатом. Разработка такого описания, по сути, означает
полноценное проектирование процесса. Схему на бумаге можно назвать алгоритмом или процедурой выполнения работы, но технологией (в практическом смысле этого слова) ее назвать нельзя.
Пример. Чтобы заменить колесо на автомобиле, нужно: поставить машину на ручной тормоз, ослабить колесные болты, приподнять автомобиль, полностью отвернуть болты, снять колесо, поставить новое и т. д. Эту последовательность работ легко изобразить на листочке бумаги. Но если в нужный момент у вас не окажется баллонного ключа, а домкрат сломан, то схема на бумаге не поможет выполнить работу. Придется использовать подручные средства, например камень и бревно, чтобы поднять автомобиль. Но это будет уже совсем другая «технология».
В заключение зададимся вопросом: может ли процесс выполняться без технологии? Безусловно. Только в этом случае его результаты каждый раз будут отличаться, а работа — сопровождаться различными потерями. Маловероятно, что такое выполнение процесса соответствует целям и ожиданиям собственников бизнеса.
Финансовые и управленческие аспекты внедрения процессного подхода вы можете изучить в практических курсах «Бизнес-планирование», «Управление персоналом», «Антикризисное управление», «Стратегический менеджмент», «Шесть сигма и TQM: концепции менеджмента качества». В зависимости от специализации и особенностей вашего бизнеса или отрасли, при обучении по индивидуальной программе, с помощью опытного куратора, вы можете составить для себя из всего каталога курсов такую программу, которая подходит и нужна именно вам.