Автор:
Сepгeй Вячеслaвoвич Caвeльeв, доктор биологических наук, пpoфессор, зaвeдующий лаборaтoрией развития нервной системы Института мopфологии человека РAМН.
Желание эффективно управлять мозгом всегда привлекало людей.
С одной стороны, существовала идея о том, что мозг будет блестяще работать, если создать его обладателю условия биологического изобилия. Казалось, что в переизбытке пищевых, репродуктивных и социальных преференций человек начнет реализовывать свои лучшие интеллектуальные способности. Этого не получалось даже при постоянной интеллектуальной тренировке в античных философских школах. Несмотря на бесконечные провалы такого подхода, к нему прибегают на протяжении тысячелетий. В благоприятной избыточной среде обитания сущность человеческого мозга рассматривает ситуацию как биологический успех и считает свою задачу полностью выполненной. Стимулировать какую-либо активность можно только угрозой изменения райской жизни.
С другой стороны, существует не менее странная идея физического укрощения «мерзкой плоти» для духовного или интеллектуального совершенства. Этот подход построен на примитивном лишении пищи, физическом и моральном изнурении. Вполне понятно, что поначалу результат очень заметен. Снижение метаболизма мозг рассматривает как биологическую проблему и начинает вынуждать своего хозяина к изощренным способам активности. Однако направить активность «голодного» мозга на решение небиологических задач практически невозможно. Постепенно «голодный паек» снижает адекватность восприятия и лимитирует возможности ассоциативного синаптогенеза. От таких опытов над собственным мозгом ни мыслей, ни гениальных озарений не возникает. Зато достигается хорошая внушаемость, которая необходима для восприятия теологических моделей мира.
Возможности управления работой мозга очень ограничены. Полностью контролировать то, что само только и занимается контролем, практически невозможно. Собственный мозг нельзя заставить долго целенаправленно делать биологически бессмысленную работу, к которой относится все, что не связано с едой, размножением и доминантностью. Хотя в повседневной жизни большинство людей ничем иным и не занимаются.
Свой мозг трудно заставить делать то, что не хочется. А ему не хочется заниматься ничем, кроме только что упомянутых трех занятий. В связи с этим человечество с незапамятных времен пыталось научиться управлять собственным мозгом. Существует несколько известных способов принудительного управления мозгом, которые построены на его же собственных «слабостях» или биологически обусловленных предпочтениях. Общественные традиции и законы призваны маскировать и ограничивать биологическую сущность протекающих процессов, что им плохо удается. Поэтому целенаправленный контроль за работой мозга может быть эффективен на основе использования
простых биологических мотиваций, лежащих в основе выживания и воспроизведения любого организма.
Репродуктивная тенденция краткосрочна и гормонально зависима. Однако амплитуда влияния этой тенденции на поведение намного больше, чем контроль за снижением энергетических затрат мозга. Иначе говоря, если для управления мозгом выбрана энергозатратная репродуктивная тенденция, то надо быть готовым к ее гормональной зависимости, социальной неустойчивости и временной ограниченности.
Общая нестабильность явления компенсируется быстрым и буйным результатом. Наглядным примером являются подростки, которые под действием гормонов могут писать гениальные стихи. Однако их творческая одаренность исчезает к концу пубертатного периода. Гормональный стресс и эротические переживания стали основой многочисленных достижений живописи и литературы, гениальных поэтических и музыкальных произведений.
Существует еще одна проблема, возникающая при регулярных изнурительных нагрузках. Один из парадоксов мозга состоит в том, что безнаказанно увеличивать метаболизм нейронов нельзя. За повышение их метаболизма приходится довольно дорого расплачиваться. Внутри нейронов накапливаются неутилизируемые соединения, которые откладываются в виде скоплений, называемых липофусцином. Эти отложения уменьшают обмен и функциональные возможности нейронов. Количество липофусцина свидетельствует о возрасте человека и является признаком старения нейронов и всего организма. Из-за этой особенности нейронов каждому любителю стимуляции интеллектуальной активности приходится делать непростой выбор. С одной стороны, можно повысить активность мозга и относительно быстро исчерпать потенциальные возможности нейронов. С другой стороны, можно распределить невысокую активность мозга надолго, что маловероятно. В этом случае возникает зависимость как от стабильности, так и от продолжительности жизни человека.
Тенденция снижения энергетических затрат мозга дает менее яркие, но более стабильные результаты. Мозг любого человека стремится к минимальным энергетическим затратам, поэтому, предлагая «терпимые» социальные потери в обмен на церебральную экономию, можно добиться удивительных результатов.
Самым архаичным и распространенным способом управления мозгом является
метод переноса. В основе метода переноса лежит универсальный биологический закон экономии энергии, расходуемой головным мозгом. Напомним, что
чем меньше энергетические затраты, тем больше внутренних аналогов наркотических веществ вырабатывается самим мозгом. Интеллектуальные усилия вызывают обратную реакцию, которая трансформируется во внутренний дискомфорт и острое нежелание любой активности. Эту закономерность и эксплуатирует метод переноса.
В самом простом виде метод переноса реализован в структуре человеческого сообщества. Существующая система иерархического государственного аппарата, механизмы принуждения и контроля за отдельными людьми являются следствием этого принципа. Выполняя ту или иную социальную функцию, мозг человека неизбежно и неосознанно
всегда ищет наиболее энергетически выгодную ситуацию для своего обладателя. В большом сообществе мозг легко соглашается делегировать часть своей активности любой другой особи, если это приведет к заметному снижению собственных энергетических затрат. Если большой группе людей удается подобрать эффективного лидера, то мозг отдельных членов группы будет востребован только частично, что активно поддерживается биологическими механизмами обмена мозга.
На сегодняшний день это самый распространенный тип управления людьми на основе снижения энергетических затрат содержания мозга у каждого конкретного человека.
Степень стабильности такой системы зависит от доли затрат каждой особи на содержание лидера, частных проблем репродукции и доминантности. В своих крайних формах интуитивное понимание этого принципа было доведено до абсурда знаменитой присказкой: «Сталин думает о нас». В отношении мозга была бы вполне справедлива замена предлога «о» на «за». В этом примере природное стремление мозга к снижению энергетических затрат маскируется присутствием аппарата насилия, типичного для любого государства.
В более чистом виде метод переноса можно наблюдать при анализе его религиозного использования. Это связано с тем, что человеку предлагается снизить энергетические расходы мозга за счет простого набора универсальных форм поведения. При этом никто не несет даже теоретической ответственности за неудачи их применения. Религиозный подход эффективен еще по одной причине. Во всех религиях экономия энергии на обслуживание собственного мозга определяется не только делегированием части его работы иерархам церкви. В рамках любой догматики полную ответственность за конкретную особь несет некое трансцендентное явление или Бог. Это не только позволяет избавляться от излишних интеллектуальных усилий, но и обеспечивает людей универсальными объяснениями любых спорных событий. Таким образом, формируются идеальные условия для снижения персональных энергетических затрат мозга.
В повседневной жизни в каждой системе верований существует
кодекс правил, не требующих никаких интеллектуальных усилий для своего осуществления. Низкая активность мозга поддерживается эндорфинами и другими механизмами «внутренних поощрений». Для сложных ситуаций существуют простенькие и доступные принципы, применение которых также не требует от мозга особой мобилизации. Если и этого оказывается недостаточно, то тогда используется перенос принятия решения на авторитет, что также поощряется биологическими механизмами энергетического баланса мозга.
Естественное биологическое стремление мозга к снижению энергетических затрат является прекрасным способом управления поведением людей, который зарекомендовал свою эффективность тысячелетней историей применения.
Использование метода переноса нарушается только в двух случаях, которые связаны с размножением и доминантностью. В таких ситуациях мозг перестает экономить на собственном метаболизме и подчиняется одной из поставленных задач. В этом случае управление мозгом часто переходит к лимбической системе, которую в психологии принято называть
подсознанием.
Лимбическая система является комплексом мозговых структур, контролирующих врожденные формы поведения. У человека активность лимбической системы принимает особо изощренные формы, которые маскируют первичные биологические мотивы. Причиной этой особенности является развитый неокортекс. При высокой активности лимбическая система контролирует гормональный статус и легко подчиняет себе неокортекс. В этом случае для решения репродуктивной задачи привлекаются все церебральные ресурсы, обслуживающие инстинктивные формы поведения. Чем выше уровень половых гормонов, тем меньше шансов вмешаться в процесс принятия решений рассудочной (кортикальной) части мозга. Аналогичные события происходят и при решении проблем доминантности, так как в их основе лежат все те же репродуктивные мотивации.
Учитывая описанную выше крайнюю биологическую детерминированность головного мозга человека,
способов прямого управления практически нет. Химиотерапия нами не рассматривается, так как это системное воздействие на мозг, которое не позволяет локально влиять на отдельные области и структуры мозга. Таким образом, в арсенале контроля над собственным мозгом у нас остается очень немного приемов.
Целенаправленно заставить мозг что-либо делать без биологической мотивации практически невозможно. Для отдельного человека инструменты управления мозгом, построенные на снижении энергетического баланса мозга, интереса не представляют. Таким способом можно только оперативно избавиться от остатков здравомыслия и интеллектуальных способностей.
Традиционное заблуждение построено на массовом убеждении о пользе занятий спортом для сохранения продолжительной активности мозга. Если целью является сохранение мозгового представительства двигательно-моторного аппарата, то разнообразные виды спорта являются во всех отношениях самым лучшим средством. Однако при двигательных нагрузках
кровоток и метаболизм нейронов повышаются только в сенсомоторных областях мозга. Остальные области мозга кровоснабжаются на нижнем пределе метаболизма. Параллельное снижение кровотока в областях мозга, не вовлеченных в двигательную активность, будет приводить к постепенному увеличению патогенетических процессов и гибели нейронов. По этим причинам чрезмерное увлечение спортом вызывает не только положительные, но и отрицательные последствия, сказывающиеся на интеллектуальном статусе человека.
Любая область мозга начинает активно снабжаться кровью, если ее нейроны активизированы. Это означает, что усиление метаболизма нейронов возможно только в том случае, если ими
целенаправленно пользоваться. Следовательно, для поддержания рабочего состояния мозга необходимы
разнообразные необременительные нагрузки всех сенсорных, моторных и ассоциативных центров мозга. При соблюдении этого правила можно сохранять и использовать свой мозг долго. Тем не менее каждый нормально работающий мозг стремится максимально снизить свои энергетические затраты, поэтому заставить его эффективно выполнять желаемые задачи невозможно. Мозг можно только обмануть.
Способы самообмана человека многочисленны и не требуют доказательств. В их основе лежит все тот же
механизм снижения энергетических затрат мозга, который поддерживается внутримозговыми наркотическими стимуляторами. Заставить мозг работать вопреки этим биологическим законам очень трудно. Перечисленные далее методы управления мозгом не универсальны. Они индивидуальны. У одних людей описанные приемы управления мозгом «получаются», а у других «не получаются». Некоторые одаренные люди просто живут, откровенно развлекаясь и издеваясь над окружающими, и при этом без видимых усилий создают бессмертные произведения. Другие таланты затрачивают всю жизнь на решение своих самых примитивных проблем и умирают, не разобравшись ни в одной.
Наиболее эффективна система обмана собственного мозга, базирующаяся на принципе
отсроченной доминантности. Под отсроченной доминантностью следует понимать умозрительное моделирование такого отдаленного события, которое приведет к необычайно значимому как энергетическому (деньги, власть, популярность), так и репродуктивному успеху. Это неплохой способ, но его реализация зависит от
времени, которое предполагается для появления промежуточных результатов. Реальные затраты времени оказываются слишком значимыми по сравнению с планируемыми, а результат, вопреки ожиданиям, слишком скромен. Далеко не все способны заставлять свой мозг годами работать «в убыток», не получая никаких биологических результатов.
Менее эффективен обман мозга, построенный на
эксплуатации репродуктивных форм поведения. При использовании этих способов общая нестабильность работы мозга усиливается гормональным стрессом. Поэтому самым продуктивным подходом является принцип замены, или хорошо известная в зоопсихологии смещенная активность. Сущность явления очень проста. Например, собака, сидящая около стола, видит соблазнительный кусочек. Она страстно желает его проглотить, но очень боится взять без разрешения. Вдруг вместо кражи или отказа от еды собака начинает остервенело чесать за ухом. Это и есть смещенная активность.
Как правило, у способных людей это состояние реализуется в написании стихов, коротких произведений, непродолжительных взлетах художественной или спортивной активности. Состояния смещенной активности непродолжительны, что снижает их ценность. Человек в таком состоянии не может продолжительно усваивать и обдумывать некий сложный материал. Репродуктивная смещенная активность является только кратким периодом неожиданной реализации уже имеющихся в памяти человека знаний и навыков. Поэтому «гормональные» стихи столь обычны для образованных пубертатных подростков. Малые формы произведений гарантируют их завершенность до очередной смены этого «творческого» состояния. По той же причине особо талантливые стихи перестают появляться у поэтов и поэтесс вместе с завершением их половой активности.
Изучить сильные и слабые стороны вашего мозга вы можете с помощью таких дисциплин, как «Валеология» и «Психофизиология». Для лучшего понимания и развития выгодных вам качеств при обучении по индивидуальной программе вы можете выбрать из всего каталога наших курсов именно те дисциплины, которые вам сейчас интересны и нужны.