Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции

Инфляция приводит не только к переоценке финансовых результатов осуществления проекта, но и к изменению самого плана реализации проекта: планируемых величин запасов и задолженностей, необходимых заемных средств и даже объема производства и продаж. В инвестиционном анализе влияние инфляции может быть учтено корректировкой на индекс инфляции или будущих поступлений, или коэффициента дисконтирования.


Автор:
Тaтьянa Сepгеeвна Кoлмыкoва
, доктор экономических наук; пpoфессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Юго-Западного государственного университета (ЮЗГУ).

К числу важнейших экономических категорий относятся «инфляция» и «дефляция».
Инфляция определяется как процесс, характеризующийся повышением общего уровня цен в экономике или, что практически эквивалентно, снижением покупательной способности денег. Понятием, обратным инфляции, является
дефляция, т.е. процесс падения цен.

Инфляция может проявляться, во-первых, в переполнении сферы обращения бумажными деньгами вследствие их чрезмерного выпуска; во-вторых, в сокращении товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег.

Основные причины инфляционных процессов — нарушение пропорциональности в сфере производства и обращения, ошибки в политике ценообразования, нерациональная система распределения национального дохода и др. Во время инфляции цены на потребительские товары растут быстрее, чем увеличиваются номинальная заработная плата и доходы членов общества.

Основополагающим сущностным признаком инфляции является
рост цен в среднем: не увеличение цены какого-то отдельного товара или даже группы товаров, а увеличение усредненной цены всей номенклатуры товаров, выбранных в качестве базы сравнения. Для характеристики инфляции в качестве базовой группы объектов, изменение цен которых отслеживается, выбран конечный продукт, т.е. потребительские товары.

В относительно стабильной экономике одновременно со снижением цен на одни виды товаров цены на другие могут увеличиваться. Рост цен на какой-то отдельный товар или группу товаров — не обязательно проявление инфляции. Итак, об инфляции можно говорить лишь тогда, когда происходит устойчивое и массовое повышение цен на товары.

Контроль за изменением цен на отдельные виды товаров, а также на потребительские товары в целом осуществляется с помощью индексов цен. Индекс — относительный показатель, характеризующий его изменение. Индексы измеряются либо в долях единицы, либо в процентах. Существуют два основных вида индекса цен:
индивидуальный (
i) и общий, или
агрегатный (
Ip).

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Технология создания конкурентного преимущества

Индивидуальный индекс цен дает оценку (ретроспективную или прогнозную) изменения цены на отдельный вид товара, продукции, услуги. Он рассчитывается по формуле

i = p1 / p,

где p1 — фактическая цена в отчетном периоде (либо прогнозируемая цена); p — фактическая цена в базисном периоде (либо цена отчетного периода, с которой будет сравниваться прогнозная цена).

Агрегатный индекс цен позволяет выполнить аналогичные расчеты по группе однородных товаров, продукции, услуг. Используется представление индекса цен через товарооборот:

Ip = p1q1 / pq1

В
числителе формулы — фактический товарооборот отчетного периода в ценах отчетного периода, в
знаменателе — условный товарооборот отчетного периода, но в ценах базисного периода. Разность между числителем и знаменателем показывает влияние изменения цен. Положительная разность как раз и характеризует влияние инфляции.

В
инвестиционном анализе влияние инфляции может быть учтено корректировкой на индекс инфляции или будущих поступлений, или коэффициента дисконтирования.

Первая корректировка является наиболее справедливой, но и более трудоемкой. Суть ее заключается в
использовании индекса инфляции применительно к денежным потокам инвестиционного проекта. Корректировке подвергаются объем выручки и переменные расходы. При этом корректировка может осуществляться с использованием различных индексов, поскольку индексы цен на продукцию предприятия и потребляемое им сырье могут существенно отличаться от индекса инфляции.

Более простой является
методика корректировки коэффициента дисконтирования на индекс инфляции.

Пример 1. Предприниматель готов сделать инвестицию исходя из 10% годовых. Это означает, что 1 тыс. руб. в начале года и1,1 тыс. руб. в конце года имеют для предпринимателя одинаковую ценность. Если допустить, что инфляция составляет 5% в год, то чтобы сохранить покупательную стоимость полученного в конце года денежного поступления 1,1 тыс. руб., необходимо откорректировать эту величину на индекс инфляции:

1,1 * 1,05 = 1,155 тыс. руб.

Таким образом, взаимосвязь между номинальной и реальной дисконтными ставками можно представить в виде следующей модели:

1 + rном = (1 + r) * (1 + i)

где rном — номинальная дисконтная ставка; r — реальная дисконтная ставка; i — индекс инфляции.

Из этой зависимости следует, что

rном = r + i + r * i.

Полученная формула называется
формулой Фишера. Из нее следует, что к реальной дисконтной ставке надо прибавить сумму (i + r * i) для того, чтобы компенсировать инфляционные потери. Поскольку значение (r * i) , как правило, очень мало, на практике пользуются упрощенной формулой:

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Определение потребности в закупаемых ресурсах

rном = r + i.


Пример 2.
Требуется оценить экономическую целесообразность проекта, если известно, что первоначальные инвестиционные затраты — 1 млн. руб. Денежные доходы в течение трех лет реализации проекта составляют 550 тыс. руб. ежегодно. Цена капитала проекта оценена на уровне 12% (без учета инфляции). Среднегодовой индекс инфляции 18%.

Если оценивать проект без учета инфляции, то

NPV = -1000 + 550 * FM4(12%,3) = -1000 + 550 * 2,402 = 321,1 тыс. руб.

где FM4(12%,3) — дисконтирующий множитель за 3 года при ставке 12%.

Если оценивать проект с учетом инфляции, то

NPV = -1000 + 550 * FM4(30%,3) = -1000 + 550 * 1,816 = -1,2 тыс. руб.


Основное влияние
на показатели коммерческой эффективности инвестиционного проекта оказывает:

  • неоднородность инфляции (т.е. различная величина ее уровня) по видам продукции и ресурсов;
  • превышение уровня инфляции над ростом курса иностранной валюты.

Помимо этого, даже однородная инфляция влияет на показатели инвестиционного проекта за счет:

  • изменения влияния запасов и задолженностей (увеличение запасов материалов и кредиторской задолженности становится более выгодным, а запасов готовой продукции и дебиторской задолженности — менее выгодным, чем без инфляции);
  • завышения налогов за счет отставания амортизационных отчислений от тех, которые соответствовали бы повышающимся ценам на основные фонды;
  • изменения фактических условий предоставления займов и кредитов.

Наличие инфляции влияет на показатели проекта не только в денежном, но и в натуральном выражении. Иными словами, инфляция приводит не только к переоценке финансовых результатов осуществления проекта, но и к изменению самого плана реализации проекта: планируемых величин запасов и задолженностей, необходимых заемных средств и даже объема производства и продаж.

Поэтому переход в расчетах к твердой валюте или вообще к натуральным показателям не отменяет необходимости учета влияния инфляции. Наряду с расчетами в постоянных и/или мировых ценах необходимо производить расчет в
прогнозных (в денежных единицах, соответствующих условиям осуществления проекта) ценах с тем, чтобы максимально учесть это влияние.

При
уточненной оценке эффективности инвестиционного проекта необходимо учитывать динамику:

  • уровня роста или падения отношения курсов внутренней и иностранной валют;
  • общего уровня цен (общая инфляция);
  • цен на производимую продукцию на внутреннем и внешнем рынках;
  • цен на используемые ресурсы и комплектующие (по группам, характеризующимся примерно одинаковой скоростью изменения цен);
  • прямых издержек (по видам);
  • уровня заработной платы — по видам работников (инфляция на заработную плату);
  • общих и административных издержек (инфляция на общие и административные издержки);
  • стоимости элементов основных фондов (земли, зданий и сооружений, оборудования);
  • затрат на организацию сбыта (в частности, на рекламу, транспорт и др.);
  • банковского процента.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Лидерские качества и билль о правах личности

При практическом расчете, возможно, будут известны не все перечисленные виды инфляции (тем более их прогноз). В этом случае рекомендуется пользоваться
наиболее дробными данными из доступных.

При наличии информации о ценовой политике государства (на период осуществления проекта) расчеты эффективности могут быть выполнены в прогнозных ценах, с использованием дифференцированных по группам ресурсов (продукции) индексов изменения цен.

Для того чтобы правильно оценивать результаты проекта, а также обеспечить сравнимость показателей проектов в различных условиях, необходимо максимально учесть влияние инфляции на расчетные значения результатов и затрат. Для этого следует учитывать денежные потоки в прогнозных (текущих) ценах, а при вычислении показателей экономической эффективности проекта (NPV, IRR и др.) переходить к расчетным ценам, т.е. ценам, очищенным от общей инфляции.


Полностью источники и методы финансирования вы можете изучить с помощью курсов«Управление финансами»,«Инвестиции» и«Корпоративные финансы». В зависимости от поставленных целей и предыдущего уровня вашей подготовки, вы можете пройти их в составе программы повышения квалификации «Финансовый менеджмент и планирование» или при обучении по индивидуальному учебному плану.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы