Автор: Бopис Миxaйлович Жукoв, доктор экономических наук, пpoфессор, заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного инcтитута менeджмeнта (г. Кpaснодaр).
Каждая организация представляет собой комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий — это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории.
Руководство — это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Есть множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на других и вести людей за собой.
Согласно личностной теории лидерства, лучшие руководители обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если эти качества можно выявить, люди могут научиться им и становиться более эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт — это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.
Однако изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Современный руководитель должен обладать определенным набором личных качеств, которые помогают ему выполнять свою работу более эффективно. Можно выделить двенадцать качеств, которые отличают опытного талантливого менеджера от его менее удачливого коллеги.
- Умение управлять собой. Суть этого качества заключается в том, что менеджер должен постоянно заботиться о себе и поддерживать свою работоспособность.
- Четкие личные ценности. Каждый руководитель выбирает, что и как делать. Мы можем утром принять решение встать с постели или остаться лежать в ней до обеда, есть любую пищу или питаться только растительной пищей. Выбор, который мы делаем, зависит от нашего воспитания, поведения и взглядов наших коллег, а также возможных последствий наших действий. Обычно имеется несколько вариантов решений. Выбор того или иного зависит от того, что мы считаем важным и правильным.
- Четкие личные цели. Характер современной жизни требует ясных обоснованных целей. Чтобы угнаться за темпами перемен, расширением возможностей выбора и ослаблением традиций, каждому необходимо проводить тщательную и регулярную переоценку своих целей.
- Постоянное саморазвитие. Современному руководителю ни в коем случае нельзя останавливаться в своем развитии, в повышении своей квалификации и уровня знаний.
- Навык решать проблемы. Первоочередная задача менеджеров — это решение проблем, поэтому наработанный годами опыт в этой сфере является ключевым для их работы.
- Творческий подход. Недостаток творческих способностей может серьезно подорвать эффективность менеджера.
- Умение влиять на людей. Когда руководители жалуются, что им не хватает влиятельности, они имеют в виду, что их идеи, нужды, взгляды, чувства и замечании недостаточно принимаются во внимание теми, кто принимает решения.
- Понимание особенностей управленческого труда. Понимание особенностей управленческого труда заключается в понимании механизма мотивации работников, в наличии современных и уместных представлении о роли руководителя.
- Наличие навыков руководства. Навыки руководителя требуются каждому, кто отвечает за организацию эффективной работы людей.
- Умение обучать. Развитие подчиненных — это ключевой элемент управленческой эффективности. Менеджер, который развивает людей, тем самым увеличивает их энергетические ресурсы, а также повышает эффективность их труда.
- Способность формировать коллектив. Чтобы удержать неизменно высокие показатели работы коллектива, сегодняшний руководитель нуждается в эффективных организационных навыках.
- Понимание потенциала групповой работы. Коллектив потенциально может добиться гораздо большего, чем каждый из его членов отдельно.