Умение противостоять давлению и говорить «нет»

Многим людям становится не по себе от одной только мысли, что придется кому-то отказать. Однако отказ — это необходимая часть жизненного опыта. Технологии грамотного отказа стоит учиться, развивая и закрепляя в себе этот полезный навык. За нежеланием говорить «нет» прячутся социальные страхи — страх быть отверженными, высмеянными или потерять лицо. Неважно, как вы начали это делать. Важно, что вы это делаете регулярно и к этому привыкли. Что делать? Отвыкать, переучиваться. Учить себя говорить «нет». А как это?

Автор:

Андpeй Геннaдьeвич Камeнюкин, врач-психотерапевт, сoaвтор программ повышения стреccоустойчивости в системе МЧC России.

Многим людям становится не по себе от одной только мысли, что придется кому-то отказать. Иногда такая реакция вполне понятна и адекватна. Однако нельзя всю жизнь отвечать утвердительно на любую просьбу. Когда нас о чем-то просят, мы часто сразу начинаем испытывать сомнения: соглашаться или нет? Если мы чувствуем, что по каким-то причинам нужно отказать, то начинаем испытывать угрызения совести, недовольство собой, а главное — не знаем, как сказать решительное «нет». Однако отказ — это необходимая часть жизненного опыта. Технологии грамотного отказа стоит учиться, развивая и закрепляя в себе этот полезный навык.

Вы можете повысить свой уровень уверенности в себе, если научитесь:

  • открыто и искренне говорить своему партнеру о своих чувствах и желаниях;
  • конструктивно преодолевать конфликты в межличностных отношениях;
  • отвечать «нет» на не устраивающие нас предложения и требования со стороны окружающих;
  • сами определять круг близких вам людей и свое поведение с ними;
  • конструктивно выражать критику по отношению к близким людям.

За нежеланием говорить «нет» прячутся социальные страхи — страх быть отверженными, высмеянными или потерять лицо. Заниженная самооценка и иррациональные убеждения идут рука об руку с этим и страхами.

Говорить «нет» тем трудней, чем больше иррациональных принципов мы накопили и закрепили в своем поведении. Мы избегаем отказов, желая всегда быть «хорошими», потому что якобы не в силах противостоять давлению. Мы не хотим обидеть человека, боимся потерять друга или омрачить отношения с деловыми партнерами. Сказать «нет» — для многих то же самое, что признать «Я — плохой, злой, жадный человек». Мы боимся отказать, потому что боимся не понравиться.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Модель 4С в управлении человеческими ресурсами

Обозначьте для себя, что ваша привычка со всеми соглашаться — это именно ваша

вредная привычка. Вы просто делаете это давно и привыкли ее игнорировать. Неважно, как вы начали это делать. Важно, что вы это делаете регулярно и к этому привыкли. Что делать? Отвыкать, переучиваться. Учить себя говорить «нет». А как это?

Когда говорить «нет»

Чаще, чем вам хочется, и реже, чем вам кажется. Хотя, конечно, вы не можете и не должны отвечать отказом на любую просьбу. Если вы чувствуете себя некомфортно, говоря «нет», задайте себе несколько вопросов:

  1. Достаточно ли у меня сил и способностей для выполнения этого поручения? Если у вас нет уверенности в том, что вам это удастся, ответ должен быть один — «нет».

  2. У меня есть на это время? Неважно, насколько привлекательно звучит предложение, в большинстве случаев это требует вашего времени.

  3. Хочу ли я этим заниматься? Здоровый эгоизм в данном случае не помеха, особенно если это касается ваших усилий и времени.

  4. Какие могут быть последствия? Если вы откажетесь пойти с другом на рыбалку, перестанет ли он быть вашим другом? Нет — иначе это ненастоящая дружба. Отказ в просьбе еще не означает, что вы обижаете кого-то.

Ответив на эти вопросы, вы поймете, нужно ли вам произносить «нет». В любви и уважении к себе нет ничего предосудительного. Вам нечего стыдиться и не за что себя винить. Чрезмерно требуя от себя, вы неизбежно будете строго спрашивать и с других. Только полюбив себя, вы сможете искренне дарить любовь своим близким и разумно относиться к окружающим.

Как сказать «нет»

Можно говорить «нет» даже не произнося этого слова. Вот некоторые примеры:

  • «Простите, но сейчас я не могу». Подобное начало будет отличной тактикой и смягчит отказ. Разве можно не принять такое извинение, которое, очевидно, огорчает и самого говорящего?

  • «Возможно, я смогу помочь в чем-нибудь другом». Это все же мягче, чем прямой отказ. Это только игра словами, но, может быть, она позволит вам избежать обид.

  • «Спасибо, что спросили, но я не смогу вам помочь в этом вопросе». Спорить с таким утверждением довольно сложно. Вы не только благодарите человека за оказанное доверие, но и никоим образом не обижаете его.

  • «Мне кажется, вам лучше обратиться за помощью к кому-нибудь другому, более компетентному в этом деле». С этим ответом нужно быть осторожнее. Подобное утверждение провоцирует собеседника говорить вам комплименты и объяснять, почему он пришел именно к вам.

  • «Возможно, потом». Означает перенос мероприятия на более поздний срок. Эта фраза так же может породить некоторые проблемы при вашей неуверенности. Вы должны быть готовы к тому, что в будущем к вам снова обратятся с этой же просьбой.

Откажитесь от несуществующих долгов. Помните, что установка «долженствования» является иррациональной и вредоносной. Первая мысль многих настроенных на помощь людей при обращении к ним за услугой — «Я обязан(а), должен(а) помочь!» Слово «должен» сковывает разум и не оставляет места для отступления. Но кто лишил вас права выбора? Только ошибочные идеи и ложные посылы.

Не давайте никаких обещаний собеседнику. Когда вы говорите «Я попробую» или тем более «Хорошо, я сделаю это», вы берете на себя некие обязательства, так как для многих эти фразы равноценны четкому согласию. Если вы произнесете их и не выполните просьбу, вам могут предъявить претензию: «Но ведь ты же сказал(а), что сможешь помочь». Дружеский настрой и доброжелательность могут быстро исчезнуть и человек обидится.

Не извиняйтесь за ваш отказ. Некоторые люди имеют привычку перед отказом рассыпаться в извинениях: «Я очень сильно извиняюсь, но…», «Мне очень неловко, прошу меня простить, но…» Это также связано с нашим чувством вины. Вам не за что извиняться, так как, по сути, человек обратился к вам с просьбой, заведомо идя на риск получить отрицательный ответ. Если на выполнение его просьбы у вас нет ресурсов (времени, сил, средств, мотивации и т. д.) или у вас другие планы, то вы должны действовать в соответствии с вашими возможностями и интересами. Поэтому добавление фраз, подчеркивающих чувство вашей вины, нецелесообразно. Более того — это предоставление рычага для манипуляций недобросовестным просителям.

Не вязните в деталях причин своего отказа. Вы не должны отчитываться за причины своего отказа. Пространные объяснения становятся эквивалентом извинений с теми же неконструктивными последствиями.

Отказывайте уверенно, спокойно и твердо, но не грубо. Это умение приходит с опытом. На первых порах часто получается либо недостаточно уверенно, либо нервно или даже грубо. В первом случае просящий заметит, что вы сомневаетесь. Это может окрылить его и он будет продолжать настаивать на своей просьбе. Во втором — вы просто поссоритесь с человеком.

Наилучшей первоначальной тренировкой навыка отказывать уверенно и не обидно является работа перед зеркалом. Представьте, что оно — ваш собеседник. Обратите внимание на свой взгляд, проследите за тембром своего голоса. Корректируйте и оттачивайте детали, пока вы не будете довольны результатом.

 

Изучить все интересующие вас навыки самоменеджмента, мотивации, личной и профессиональной эффективности вы можете при обучении по индивидуальной программе, потому что при обучении по этой программе вы можете включить в свой учебный план любые курсы из нашего каталога (например, «Развитие уверенности в себе»,«Конфликтология» и пр.), а обучение может проходить в любом удобном для вас темпе, месте и времени.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы