Человеческий фактор играет значительную, а порой и решающую роль в успешности деятельности предприятия. Какие свойства людей и в каких ситуациях должен учитывать руководитель, а какими свойствами можно пренебречь, так как это не скажется на результатах деятельности? Рассмотрим подробнее личностные компоненты, определяющие поведение человека в организации.
Автор:
Бopис Михaйлoвич Жукoв, доктор экономических наук, профеccор, заведующий кафедрой мeнeджмeнта, маркетинга и предпринимательства Южнoгo института менеджмента.
Человеческий фактор играет значительную, а порой и решающую роль в успешности деятельности предприятия. Какие свойства людей и в каких ситуациях должен учитывать руководитель, а какими свойствами можно пренебречь, так как это не скажется на результатах деятельности?
Концепция К. К. Платонова (1906-1984) позволяет последовательно раскрыть проблемы управления индивидуальным поведением в организации. Она выделяет биологически обусловленную подсистему личности, к которой относятся: пол, возраст, свойства нервной системы и т. п., индивидуальные формы отражения объективной реальности, включающие психические процессы (память, внимание, мышление и т. д.), подсистему опыта (знания, умения, навыки) и социально обусловленную подсистему (направленность, отношения и т. п.) Данная схема значительно облегчает систематизацию представлений о личности в организации. Рассмотрим подробнее личностные компоненты, определяющие поведение человека в организации.
К
биологически обусловленной подсистеме личности относятся возрастные особенности, различия по признаку пола, расы, свойства темперамента (свойства нервной системы), физические особенности. Каждый возрастной период предполагает некоторые особенности поведения в организации, которые должен учитывать руководитель.
С возрастом изменяется потребностно-мотивационная сфера человека, накапливается опыт, формируются навыки, умения и в то же время — стереотипы. Может снизиться скорость овладения новыми знаниями и навыками. В зрелом возрасте достигается более высокий уровень речемыслительной деятельности и снижаются показатели образного мышления. Сохранность интеллектуальной работоспособности человека с возрастом в значительной степени зависит от того, задачи какого уровня сложности приходится ему решать в организации и в какой степени он включен в процесс постоянного обучения (самообучение, обучение в деятельности и т. п.)
1. Темперамент как компонент поведения определяет динамику психической деятельности человека: скорость возникновения и устойчивость психических процессов, психический темп и ритм, интенсивность психических процессов, направленность психической деятельности. К свойствам темперамента относятся:
-
сенситивность: чувствительность к воздействиям внешней среды;
-
реактивность: характеризует особенности непроизвольных реакций, активность, определяющая произвольные действия и их баланс;
-
пластичность поведения (адаптивность): ригидность, негибкость поведения, пониженная приспособляемость, трудности изменения поведения при изменении внешней среды;
-
экстраверсия — интроверсия. Экстраверсия — это ориентация человека на внешний мир, на разнообразные объекты и людей, выраженная в поведении потребность во внешней стимуляции. Интроверсия предполагает направленность на внутренние раздражители, ориентацию на собственные чувства, воспоминания, внутреннюю жизнь. Данные свойства проявляются в поведении человека в организации. Экстраверты предпочитают работу, характеризующуюся новизной, разнообразием, непредсказуемостью. Если их работа слишком спокойная, экстраверты ищут дополнительные раздражители. Иногда они удовлетворяют свою потребность во внешней стимуляции с помощью межличностных и межгрупповых конфликтов. Интроверты предпочитают предсказуемость, порядок и стабильность на работе;
-
нейротизм. Нейротизм можно интерпретировать нейротизм как эмоциональную стабильность. Высокий уровень нейротизма обусловливает:
- низкую устойчивость к неопределенности. Работники с высоким уровнем нейротизма предпочитают ясные и точные инструкции, четкие правила, хорошо структурированные задачи;
- потребность в поддержке со стороны других;
- нестабильность самооценки, связанной с работой. Высокий уровень нейротизма предполагает особую чувствительность к удачам и неудачам;
- чувствительность к угрозе.
Физиологической основой темперамента являются основные свойства нервной системы: сила — слабость, уравновешенность — неуравновешенность, подвижность — инертность.
2. Ощущение является простейшим компонентом поведения. В ощущениях отражаются отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира и внутренние состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
3. Восприятие предполагает отражение в сознании человека целостных предметов и явлений. На основе специфических особенностей рецепторов выделяются: зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные, температурные, обонятельные, вибрационные, болевые ощущения и ощущения равновесия и ускорения.
Для организационного поведения важно понятие
порога. Если раздражитель не обладает достаточной силой (не превышен нижний порог), то ощущений не возникает.
Наименьшее изменение силы раздражителя, которое дает едва заметное различие в ощущениях, называется порогом различения (дифференциальный порог). Ощущение различий в весе дает прибавка не менее 1/30 первоначального веса. Порог различения по отношению к свету равен 1/100, к звуку — 1/10 и т. д. Избирательность восприятия может играть как положительную роль (когда необходимо выявить и оценить наиболее значимые сигналы), так и отрицательную, приводя к потере необходимой информации.
К личностным компонентам поведения относится
специфика восприятия человека человеком. Под этим в организационном поведении понимается осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. В конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию общения неких Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле, Джон, каким он сам видит себя, Джон, каким его видит Генри. Соответственно, три «позиции» со стороны Генри Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и, соответственно, то же для Генри. Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится интерпретировать его поведение, установить причины происходящего.
В обыденной жизни люди часто недостаточно хорошо представляют себе действительные причины поведения того или иного человека. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и иные характеристики. Анализ этих процессов осуществляется в рамках исследования каузальной атрибуции. Людям свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хорошими чертами» и т. д. Идея контрастных представлений заключается в том, что когда «плохому» человеку приписываются отрицательные черты, сам воспринимающий человек по контрасту оценивает себя как носителя положительных черт.
4. Аттракция — это возникающая при восприятии человека человеком привлекательность одного из них для другого. Привлекательность связана со специфическими эмоциональными отношениями — от неприязни до симпатии и любви.
5. Мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных связей и отношений. Отметим индивидуальные особенности мыслительной деятельности, существенные для управленческой практики. Подчиненные могут отличаться друг от друга критичностью, широтой, самостоятельностью, логичностью (последовательностью рассуждений) и гибкостью мышления.
Некоторые из них любознательны, другие не проявляют это качество. Все перечисленные особенности мышления подчиненных, а особенно скоростные характеристики, должны учитываться при постановке задач, делегировании функций, прогнозировании результатов мыслительной деятельности.
Сложные, новые творческие задачи требуют не только дополнительных усилий для их решения, но предполагают использование приемов активизации мышления, таких как:
- переформулирование задачи, графическое выражение условий;
- использование непроизвольных ассоциаций. Наводящие вопросы руководителя или коллеги могут способствовать решению задач;
- создание оптимальной мотивации. Устойчивая и достаточно сильная мотивация способствует решению задач;
- снижение критичности по отношению к собственным решениям.
На первом этапе решения творческих задач наиболее часто встречаются два типа ошибок: либо задача осознается чрезмерно обобщенно, без учета ее своеобразных особенностей, либо предполагается такое условие, которое в данной задаче не содержится. Иногда интуиция помогает в поиске наилучших решений. Проявлению интуиции способствует предшествующий напряженный эмоциональный и интеллектуальный поиск, осуществление менее привычных действий.
6. Внимание — направленность психики на определенный объект, имеющий устойчивое или ситуативное значение. Виды внимания: непроизвольное, произвольное. Иногда организация решает задачу привлечения непроизвольного внимания клиентов, заказчиков. Например, привлечение внимания к новому товару, услугам. Известны некоторые закономерности, способствующие решению данной задачи.
Непроизвольное внимание определяется:
- особенностями раздражителя (интенсивность, контраст, новизна);
- соответствием внешнего раздражителя внутреннему состоянию, потребностям человека и т. п.;
- чувствами (заинтересованность, развлекательность);
- прежним опытом;
- общей направленностью личности.
Произвольное внимание определяется целями и задачами деятельности, усилиями воли.
7. Эмоции отражают субъективное значение для человека предметов или явлений в конкретных условиях. Классификация эмоций предполагает выделение: эмоциональных реакций, к которым относятся эмоциональный отклик, эмоциональная вспышка и аффект (сверхсильная, относительно непродолжительная эмоциональная реакция); эмоциональных состояний: настроение, экстатическое состояние, стресс, а также высших чувств (чувство долга, патриотизм и т. д.)
Можно выделить три составляющих переживания обиды:
- ожидания одного человека относительно поведения другого человека, основанные на индивидуальном опыте общения;
- поведение другого, отклоняющееся от ожидаемого в неблагоприятную сторону;
- эмоциональная реакция, вызванная несоответствием ожидания и поведения.
Для переживания зависти или тщеславия также характерны три составляющих:
- допущение, что другой человек такой же, как и я;
- концентрация внимания на этом человеке или отдельных его качествах и сравнение этих качеств со своими;
- переживание той или иной эмоции в зависимости от результатов сравнения.
Зависть: «он такой же, как я, но лучше». Тщеславие: «он такой же, как я, но я лучше». Злорадство: «он такой же, как я, но хуже».
8. Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
По продолжительности сохранения материала выделяют кратковременную и долговременную память. Возможно произвольное (целенаправленное) и непроизвольное запоминание, сохранение, воспроизведение. Забывание и сохранение материала зависит от предыдущей и последующей деятельности. Они могут тормозить или ускорять забывание. Перенапряжение памяти способствует забыванию. Хорошо известно явление реминисценции: отсроченное на определенный срок воспроизведение может быть более полным. Сильное желание припомнить тормозит воспроизведение. Длительности сохранения способствуют интерес и хорошее закрепление материала.
9. Воля — это регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий. Для организации наиболее ценны такие волевые качества и состояния работников, как решительность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициативность. Однако при определенных условиях именно эти качества людей провоцируют конфликты. Руководители с авторитарным стилем управления эффективнее взаимодействуют с работниками, не обладающими ярко выраженными волевыми качествами, стремятся подавить их проявление у подчиненных.
Методики мотивации и стимулирования персонала, необходимых для эффективной работы сотрудников организации, вы можете изучить в курсе «Формирование системы мотивации персонала». Организация процессов выполнения решений на стратегическом и тактическом уровне изучается в курсе «Разработка и принятие управленческих решений». Повысить свою профессиональную квалификацию в области управления персоналом вы можете изучив такие дисциплины, как «Корпоративная культура делового общения», «Конфликтология», «Организационное поведение», «Психология мотивации и влияния» и пр. Изучите их все этим летом при обучении по индивидуальной программе.