Автор:
Светлана Михайловна Бычкoвa, доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и финансов Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.
Результативность управления в значительной степени определяется уровнем его организации и качеством информационного обеспечения. На качество обеспечения управленческой деятельности влияет
принцип соответствия вложенной и востребованной информации. Суть данного принципа заключается в следующем:
- бухгалтер, составляющий ту или иную отчетную форму, должен понимать необходимость и полезность для анализа и управления тех или иных данных, которые он намерен включить в отчет. Бухгалтеру недостаточно хорошо владеть техникой и по всем правилам представлять цифры в установленной форме, необходимо уметь в каждой цифре видеть ее содержание;
- руководитель, как пользователь отчетности, должен понимать, что необходимые для него данные включены в отчет и могут быть им востребованы.
Игнорирование этого принципа может привести либо к представлению излишней информации (учитывая, что подготовка данных — процесс дорогостоящий), либо к непредставлению нужной руководителю информации. Естественно, что однозначная и безусловная реализация данного принципа вряд ли возможна, но в качестве определенного шага к нему можно предложить способ корректировки состава и структуры форм бухгалтерского отчета для принятия управленческих решений. В отношении основной формы бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса) это интерпретируется как его
моделирование — формирование информации в удобном виде для целей анализа, управления, прогноза.
С точки зрения моделирования традиционный баланс, построенный согласно действующему законодательству, следует отнести к
первичным моделям, на основе трансформации которых строятся вторичные (производные) модели, составленные для конкретных целей и с определенными допущениями. В зависимости от цели могут использоваться следующие основные типы производных балансов: управленческие, плановые, нулевые, прогнозные, матричные и пр. Для их составления применяются, как правило, методы корректировок, бюджетирование, метод нулевого баланса, методы прогнозирования и т.д.
С позиции обеспечения управленческой деятельности особое значение приобретает
управленческий баланс. При разработке управленческого баланса следует исходить из потребностей администраторов и бухгалтеров, цели которых сводятся к измерению экономической рентабельности, эффективности и успешности деятельности организации. Безусловно, чтобы точно измерить рентабельность, управленческий баланс должен опираться на принципы динамического баланса.
Управленческий баланс является производной моделью от стандартного бухгалтерского баланса; его функции сводятся к установлению объективной картины состояния имущества организации, ее обязательств и капитала, наглядному представлению руководителю получаемых соотношений. Выполненные расчеты информируют о диспропорциях баланса, которые могут привести к отрицательным изменениям в деятельности организации. В любом случае предназначение трансформации достаточно очевидно — представить баланс в форме, более пригодной для принятия управленческих решений и реальной с позиции оценки.
Методика построения модели управленческого баланса преимущественно с учетом динамической концепции
Построение управленческого баланса опирается на форму стандартного баланса, но при этом возможны варианты. Предпочтительной является такая форма, которая
отражает активы по мере их ликвидности, а пассивы — по срочности их востребования. Баланс для нужд управления не должен быть сложным, в нем сосредоточиваются группы статей, объединяемые в разделы, которые играют существенную роль при анализе и принятии управленческих решений. Форма должна быть удобной и читаемой руководителем и менеджерами и соответствовать специфическим особенностям деятельности организации. Периодичность составления такого баланса устанавливается произвольно по мере проведения анализа. Составлять баланс произвольной формы и с произвольной периодичностью рекомендуется при наличии современной автоматизированной системы учета.
Методика построения предлагаемого управленческого баланса включает агрегирование и разложение статей баланса в соответствии с целями управленческой политики.
Создание рациональной постатейной информации должно опираться на ряд
условий и принципов, к которым следует отнести:
- выявление потребности в информации;
- объективность и полноту информации о процессах хозяйственной деятельности;
- возможность обработки информации на компьютерах;
- установление ответственности за своевременное и качественное представление.
Чтобы решить, какая информация наиболее востребована для принятия конкретных управленческих решений, важно определить,
сальдо каких счетов будет лежать в основе моделирования баланса. Кроме того, необходимо установить
степень агрегирования или разложения статей управленческого баланса. Принцип агрегирования управленческого баланса должен преследовать прежде всего цель удобства представления информации и облегчения расчетов аналитических коэффициентов. Принцип разложения статей должен позволить уточнить показатели результативности деятельности организации.
Баланс стандартной формы трансформируется по следующим позициям:
- подраздел по строке 230 «Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты», входящий в состав оборотных активов, переносится в раздел «Внеоборотные активы» в подраздел «Прочие внеоборотные активы», так как эта долгосрочная задолженность вряд ли может рассматриваться как обеспечение текущих обязательств при расчете показателей ликвидности. Данная процедура обоснована с позиции методологии анализа, с практической же точки зрения все зависит от существенности статей этого подраздела;
- подраздел по строке 220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (остаток по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», который не был списан на счет 68 «Расчеты по налогам и сборам») включается в состав «Материалов». Расходы, показанные по этой статье, могут быть косвенно возмещены предприятию (путем уменьшения задолженности по НДС перед бюджетом) по мере погашения кредиторской задолженности. Но если предприятие не в состоянии рассчитаться с поставщиками, сумму по этой статье можно отнести к потерям. Тогда статья в известном смысле будет близка к статье «Убытки» и в принципе может рассматриваться как регулятив к разделу «Капитал и резервы»;
- подраздел «Денежные средства» и «Краткосрочные финансовые вложения» объединяются в один;
- подразделы «Дебиторская задолженность» и «Кредиторская задолженность» (счета к получению и к оплате) следует дополнить статьями, выделяющими ту их часть, которая может быть причислена к сомнительной. Многие руководители организаций не ставят перед работниками бухгалтерии задачу проведения оперативного контроля и анализа состояния дебиторской задолженности, сводя тем самым их функции лишь к регистрации хозяйственных операций и отражению их в учетных регистрах. Это приводит к тому, что руководитель не владеет реальной, точной информацией о ликвидности своих средств по данным баланса. В экономически развитых странах отсутствие подобной информации рассматривается в качестве одной из причин банкротства организации. Поэтому предлагается разложить эти статьи, взяв за основу данные расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности. Подобное разложение статей добавит наглядности балансу и позволит администрации иметь оперативную информацию о состоянии расчетов, о доле, реальной к получению, и оплате. Было бы некорректно давать указания о том, какой срок задержки платежа позволяет отнести задолженность к сомнительной. Для целей внутреннего анализа организации сами решают этот вопрос с учетом конкретной ситуации и практики расчетов;
- подраздел «Инвестированный капитал», т.е. капитал, вложенный собственниками, включает следующие статьи: 410 «Уставный капитал» за минусом суммы по задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, 420 «Добавочный капитал» в части эмиссионного дохода акционерного общества и статья 432 «Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами»;
- подраздел «Накопленный капитал», т.е. созданный сверх того, что было первоначально авансировано собственниками, включает в себя следующие элементы: статья 431 «Резервы, образованные в соответствии с законодательством». Кроме того, включаются финансовые результаты за отчетный и прошлый периоды, а также статьи 640 и 650 из V раздела баланса — «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов». Дело в том, что доходы будущих периодов — это доходы организации, которые фактически уже получены, но, согласно принципу временной определенности фактов хозяйственной деятельности, относятся к будущим отчетным периодам. С точки зрения бухгалтерского учета, т.е. приоритета экономического содержания над юридической формой хозяйственных фактов, данные поступления являются доходами и должны рассматриваться в целях анализа в составе собственных средств. Это справедливо и по отношению к статье «Резервы предстоящих расходов». Разумеется, сумма полученных убытков уменьшает данный подраздел;
- подраздел «Финансовый результат отчетного года без учета субсидий» выделяется в целях расчета реальной рентабельности. В данном случае действует принцип динамической концепции баланса, согласно которому субсидии относятся к дополнительным фондам (сумма субсидий из бюджета тем самым увеличивает лишь в целом накопленный капитал, но не прибыль);
- подраздел «Прирост стоимости имущества по переоценке» выделяется отдельно в составе «Накопленного капитала». Это позволит согласно динамической концепции баланса наиболее точно рассчитать эффективность вложенного капитала. Для российских организаций в последнее время рост собственного капитала был связан именно с переоценкой основных средств.
При трансформации исходного баланса в управленческий необходимо исходить из следующих
ограничений:
- форма управленческого баланса строится путем агрегирования однородных по своему составу балансовых статей, а также их разложения для удобства расчета показателей эффективности с использованием стандартного набора счетов в соответствии с действующим планом счетов;
- форма должна давать информацию (сведения) об основных пропорциях (соотношениях) оборотных и внеоборотных активов, заемного и собственного капитала, предоставлять возможность расчетов показателей оценки платежеспособности, ликвидности, определять основные пропорции рациональной структуры баланса;
- форма должна сохранить принцип равенства актива и пассива.