Автор:
Михаил Владимирович Кларин, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, Ведущий эксперт Российского института директоров.
Как известно, язык отражает способ мышления, он в свою очередь воплощается в наших действиях. Говоря и думая о взрослых учащихся, как о школьниках или студентах, мы невольно переносим в наши действия стереотипы, привычные для обстановки школы или вуза, для педагогики, имеющей дело с детьми, подростками, но не со взрослыми. В последние годы в самой педагогике выделилось особое направление — теория и практика обучения взрослых, получившее название андрагогика. Ее основа — учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения.
К их числу относятся следующие:
- потребность в обосновании (смысле);
- потребность в самостоятельности;
- жизненный опыт;
- назревшая необходимость;
- практическая направленность.
Посмотрим подробнее на то, как проявляются эти особенности.
Потребность в обосновании (смысле). Известно, что взрослая аудитория очень внимательно относится к обоснованию того, зачем нужно изучить данный курс или раздел. Опытные вузовские преподаватели часто упоминают о том, для чего важно знать то, что сейчас изучается, и какие отрицательные последствия связаны с незнанием.. Взрослые учащиеся также интересуются (открыто или неявно) тем, что будет, если они «не выучат» (не изучат, не освоят) данный материал. Более того, взрослые учащиеся не пожалеют времени и сил, чтобы понять, зачем и стоит ли тратить время и силы на изучение того, что им предлагают. Сказанное подтверждается не только наблюдениями и опытом, но и данными специальных исследований.
Потребность в самостоятельности. Способность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность — основная черта поведения и самосознания взрослого человека. Когда взрослый попадает в учебную обстановку, возникает противоречивая ситуация: человек как бы отбрасывается назад, в собственное прошлое, когда, сидя на школьной скамье, он находился в прямой или косвенной зависимости от учителя. С моей точки зрения, основное направление, по которому реализуется эта потребность, — возможность самостоятельного выбора из нескольких альтернатив.
Тренер-консультант Елена Ларцева (Санкт-Петербург) говорит: «Для большинства слушателей признать, что они что-то делают не так, особенно если это привычная модель поведения, — значит подвергнуть сомнению свой жизненный и профессиональный опыт. Чем этот опыт больше, тем сильнее сила сопротивления. Даже если человеку приходится признавать свои ошибки, это делается примерно так: «Нет, в общем-то, я согласен, но…». Например, в курсе по технике продаж при анализе ролевой игры группа нашла взаимодействие участницы с «клиентом» ошибочным: участники отметили, что продавец, не выслушав клиента, сразу стала предлагать полный перечень услуг. На это участница возразила: «Может, это и так, но у нас всегда очереди и нет возможности с каждым еще и разговаривать».
Жизненный опыт взрослых учащихся по содержанию и объему значительно превосходит опыт школьников или студентов. Особенно это относится к менеджерам, участвующим в программах корпоративного тренинга. Часто их опыт в каких-то отношениях превосходит опыт ведущего. При проведении обучения было бы неразумно не использовать это обстоятельство. Опыт участников в традиционном обучении используется как опора для изложения материала, фон для иллюстрации. В интерактивном тренинге он существенный источник материала обучения.
Назревшая необходимость — залог готовности к обучению. В привычной учебной ситуации «школьного» типа предъявление учебного материала уже само по себе предполагает желание его освоить. В случае обучения взрослых людей даже указание руководства не всегда убеждает в том, что обучение им действительно необходимо. Опыт показывает, что начало обучения стоит посвятить специальному обращению к ситуации в компании, вытекающим из нее требованиям к знаниям и умениям.
Практическая направленность: ориентация на реальные задачи в реальном контексте. В традиционном образовании и соответствующем привычном обучении учебный материал выстроен в соответствии с логической структурой научного знания. В бизнес-образовании материал курса сосредоточен вокруг типичных рабочих потребностей. Это соответствует одной из особенностей взрослых учащихся — вниманию к конкретным жизненным задачам. Но тут проявляется одно из отличий от привычного обучения. В привычном обучении материал организован теоретическим способом, в то время как потребности в новых знаниях и умениях носят не обобщенный (отвлеченный), а ситуативный характер. Иначе говоря, участник приходит с ожиданием, что его научат, как
на рабочем месте М нужно осуществлять
действия Д, включенные в
рабочий контекст К, чтобы получить
результат Р; вместо этого ему часто предлагают общую
модель и общий
подход П, который должен в идеале привести к желаемым результатам, но излагается в таком общем виде, что ни действия, ни контекст, ни результаты не ясны для участников.
Это расхождение заложено глубоко: учебные материалы организованы на теоретической основе, а логика стройной системы знаний расходится с характером прикладных знаний. И все же расхождение преодолимо. Путь преодоления — тематическая привязка теории к типичным ситуациям и потребностям организации, выстраивание другой логики — логики реальных действий. Источник такой логики — анализ реальных рабочих потребностей участников и организации в целом.
Учет особенностей взрослых. Обычно в пособиях для преподавателей, работающих со взрослыми, говорится о том, что обучение должно быть прикладным, практически направленным. Опыт показывает, что особенности взрослых учащихся наиболее сильно связаны с потребностью в смысле. Хорошо видны две основные области проявления этой потребности:
- потребность в решении практических, производственных задач и
- потребность в личностно-профессиональном развитии.
В начале тренинга для тренеров-преподавателей менеджмента ведущий сказал: «Мы будем работать в нескольких областях. Одна — повышение вашего профессионального потенциала как преподавателей. Другая связана с тем, что многие выступают как методисты, и вам нужно расширить знания и умения методической работы. Третья связана с тем, что часть присутствующих — руководители, которые должны хорошо понимать, какой учебный процесс они организуют. Есть еще одна область, которую я обозначу как повышение вашей конкурентоспособности. Ведь не секрет, что все мы испытываем давление обстановки на рынке труда. Чтобы остаться на своем месте, нужно двигаться вперед…»
Перейдя к теме «Особенности взрослой аудитории», ведущий сказал: «Теперь давайте разложим мою работу «по полочкам», проверим, учел ли я особенности взрослой аудитории». Перед глазами участников был слайд, и они, как проверяющие, стали «ставить галочки», поясняя, как именно была учтена та или иная потребность.
В приведенном примере учет особенностей взрослой аудитории был сделан предметом специального рассмотрения, переведен из способа работы в ее содержание. (В теории обучения такой шаг называется «перевод из процессуального плана в содержательный».) В тренинге для тренеров такой ход оправдан, в тренинге для организаций он уместен тогда, когда мы имеем дело с теми специалистами, которые регулярно выступают в качестве ведущих, тренеров, обучают собственных сотрудников или клиентов. В обычном управленческом тренинге ведущие могут не рассказывать о потребностях взрослых учащихся; главное — помнить о них в ходе занятий.
Абсолютно все наши учебные программы сформированы исходя из особенностей обучения и потребностей взрослых людей.
Copyright 2004 © Элитариум (www.elitarium.ru).
Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.