О курсе
В бизнесе цена решения всегда была очень высока. Из-за ошибки в выборе стратегического партнера, из-за неожиданно появившегося в нише рынка удачливого конкурента, из-за недобросовестного поставщика можно потерять многое. Неудивительно, что в последние 10-15 лет столь стремительно развивается новое направление разведывательной деятельности — конкурентная разведка (competitive intelligence). Поскольку этот термин (КР) еще не устоялся, можно встретить также термины «деловая разведка», «бизнес-разведка», которые эквивалентны КР.
Конкурентная разведка использует в своей практике легальные методы сбора и обработки информации, ориентируясь на открытые источники. Известно, что спецслужбы 80-90% оперативно-ценной информации получают из открытых источников благодаря специальным методам сбора и анализа информации. Задача состоит в том, чтобы быстрее найти необходимую информацию и правильно ее проанализировать. Конкурентная разведка является законной, легальной деятельностью, присущей всем без исключения областям деловой активности.
Для преуспевания в условиях современной конкурентной борьбы первоочередное значение приобретает разведка намерений конкурентов, изучение основных тенденций бизнеса, анализ возможных рисков. Изучение данного курса позволит вам предвидеть изменения на рынках, проводить прогноз действий конкурентов, выявлять новых или потенциальных конкурентов, прогнозировать появление новых «взрывных» технологий, а также обеспечивать мониторинг политических рисков.
Разведывательная деятельность является неотъемлемой составной частью деятельности коммерческой организации. Только на основе всесторонней информации можно надежно противостоять любым попыткам конкурентов нанести ущерб законным интересам корпорации.
В курсе вы изучите все стадии сбора, хранения, обработки и анализа информации, а также методы планирования операций по выявлению необходимых первоисточников. Вы научитесь определять возможные первоисточники и специфику работы с каждым из них. Много внимания уделяется работе с базами данных в реальном времени, а также получению информации о конкурентах. Важное место занимает рассмотрение принципов организации службы конкурентной разведки на предприятии и форм взаимодействия этой службы с другими подразделениями.
Курс предназначен для российских предпринимателей, банкиров, исследователей рынка. Технологии обработки открытых информационных источников, рассмотренные в курсе, могут заинтересовать аналитиков различных информационных и консалтинговых организаций. Дидактические материалы курса содержат множество практических примеров из деятельности подразделений конкурентной разведки ведущих фирм.
Программа курса
Блок первый. Технология конкурентной разведки
- Основные положения конкурентной разведки. Задачи конкурентной разведки. Цикл конкурентной разведки. Законодательная основа деятельности конкурентной разведки. Основные направления ведения конкурентной разведки. Возможности конкурентной разведки. Почему конкурентная разведка сегодня нужнее компаниям, чем раньше. Почему еще не все компании используют конкурентную разведку.
- Технологии конкурентной разведки. Цикл конкурентной разведки. Четыре метода получения информации руководством предприятия. Цикл разведки. Непрерывность цикла. Доступ к информации.
- Планирование и организация работы. Пример плана операции по подготовке аналитического документа.
- Сбор информации. Классификация информации. Специальная информация об отрасли. Поиск первичной информации. Интервью: некоторые базовые правила. Глубокое интервью. Продавцы. Метод опроса. Процедура сбора первичной информации. Получение неявной информации.
Блок второй. Аналитика и анализ в конкурентной разведке
- Общие требования к аналитической работе. Взгляды аналитиков «старой» школы. Взгляды аналитиков «новой» школы. Организация информационно-аналитической деятельности в КР. Принципы организации информационно-аналитической работы. На чем следует сосредоточить внимание при проведении разведки. Анализ промышленности и конкурентной среды. Модель «пяти сил» М. Портера. Анализ деятельности собственной компании. Анализ деятельности компании-конкурента. Анализ патентной информации. Анализ личности.
- Распространение результатов анализа. Представление результатов анализа заказчику. Правила обеспечения рядового персонала информацией о конкурентах.
- Бенчмаркинг и конкурентная разведка. Пять этапов бенчмаркинга. Определение важных функций или процессов, требующих улучшения. Определение наилучших компаний. Измерение показателей вашей компании. Измерение показателей других компаний. Использование полученной информации для улучшения показателей. Этика в бенчмаркинге.
- Принципы организации системы КР. Система KP на предприятии (в банке). Создание системы KP в гипотетическом банке. Этика в конкурентной разведке.
- Защита информации от конкурентов. Промышленная контрразведка. Цикл промышленной контрразведки. Метод OPSEC. Контрразведывательное подразделение службы безопасности предприятия. Дезинформация как стратегический компонент промышленной контрразведки.
Блок третий. Практические модели конкурентной разведки
- Модели стратегического анализа. Количественные методы. Качественные методы. Методы стратегического анализа. Альтернативные сценарии. Анализ «обратного прогнозирования». Анализ возможностей. Анализ от противного. Анализ событий. Анализ конкурирующих гипотез. Анализ по аналогии. Метод Kriegsspiel. Частые ошибки.
- Модель ОТРИ для выявления целей конкурентной разведки. ОТРИ «Стратегические решения». ОТРИ «раннего предупреждения». ОТРИ «Главные игроки». Выявление потребностей с помощью ОТРИ.
Благодарность
Курс «Конкурентная разведка» очень интересный и полезный. Особенно в части аналитической работы. Благодарю преподавателей и администрацию «Элитариума» за возможность пройти обучение по данному курсу!