Идеология риск-менеджмента

Несмотря на изобилие математических формул, управление рисками едва ли можно отнести к точным наукам. Управление рисками — творческий процесс, который можно сравнить с созданием песни или даже целой симфонии. Как в музыке, где все многообразие мелодий создается лишь из семи нот, для управления рисками используют несколько основных подходов.

Автор:

Фаина Николаевна Филинa, кандидат юридических наук, налоговый консультант ООО «Академия успешного бизнеса», редактор-эксперт ИД «Гpoccмeдиa Ферлаг».

 

Несмотря на изобилие математических формул, управление рисками едва ли можно отнести к точным наукам. Скорее наоборот, профессиональный риск-менеджер — это человек со статусом придворного астролога, который с помощью только ему понятных ухищрений авторитетно предсказывает будущее.

Риск — это

вероятность, а значит, численно его можно выразить в процентах. Важной особенностью рисков является то, что они есть всегда. Риски — своеобразный обязательный атрибут любого вида деятельности: ни в чем нельзя быть уверенным на 100%. Такое положение вещей хорошо иллюстрирует один из законов Мерфи: «Если все идет хорошо, значит, вы чего-то не заметили».

Таким образом, на первый план выходит вопрос о том,

какими рисками нужно управлять, если их несметное множество? Ответ на него предельно прост: теми, о которых мы знаем и убытки которых не готовы на себя принять. Одна из важных задач, стоящих перед риск-менеджером, — определение так называемого

риск-профиля организации. По сути, речь идет о составлении перечня типичных для управляемой организации рисков, которые расставляются в порядке убывания частоты их проявления или размеров потенциальных убытков.

Управление рисками — творческий процесс, который можно сравнить с созданием песни или даже целой симфонии. Как в музыке, где все многообразие мелодий создается лишь из семи нот, для управления рисками используют несколько основных подходов:

  1. Принятие риска.
  2. Ограничение риска.
  3. Обеспечение риска.
  4. Страхование риска.
  5. Продажа риска.
  6. Уклонение от риска.

1. Принятие рисков

Принятие риска — самый простой, но в то же время самый распространенный способ управления рисками. Применение этого подхода всегда подразумевает наличие здравого компромисса между ожидаемыми

выгодами (уровнем доходности) осуществления определенной операции и

уровнем связанного с ней риска (размером потенциальных убытков). Управленческие меры в данном случае сводятся к тому, чтобы сравнить все плюсы и минусы сделки и обеспечить наличие необходимого объема собственного капитала.

В бухгалтерском учете резервирование предполагает начисление определенной суммы на специализированный счет учета резерва (как правило, это определенный процент от суммы, подверженный риску, т.е. размер этого риска в денежном выражении) в корреспонденции со счетом учета текущих расходов. Идея заключается в том, чтобы уже

сегодня отразить в бухгалтерском учете убытки, которые могут возникнуть

завтра.

Резервирование рисков во многих случаях могло бы помочь должным образом снизить величину налогооблагаемой прибыли и сэкономить тем самым дополнительные денежные средства. В противном случае мы имеем парадоксальный феномен прибыльного предприятия, которое становится банкротом, потому что ему попросту нечем платить налоги. Прекрасно понимая это, государство заинтересовано в том, чтобы лишить таких «недобросовестных» налогоплательщиков столь привлекательной возможности, и перечень операций, подлежащих резервированию, а также его порядок, как правило, закрепляются законодательно. В современных условиях это делает резервирование для большинства российских организаций если не затрудненным, то по крайней мере, бессмысленным, исключая единственный плюс этого подхода — начисленный в бухгалтерском учете резерв может не приниматься налоговыми органами во внимание, налогооблагаемая прибыль может остаться неизменной, несмотря на принятые организацией на себя риски. Надо сказать, что такое положение вещей зачастую вызывает обратную реакцию — абсолютное нежелание формировать резервы, искажая тем самым реальное положение вещей в финансовой отчетности.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Почему «война за таланты» опасна для здоровья вашей организации

Искажение финансовой отчетности можно наглядно проиллюстрировать на примере российской банковской системы, где порядки формирования резервов диктуются Центральным банком, заботящимся о здоровье банковской системы страны и пытающимся таким образом заставить коммерческие банки разумно рисковать деньгами вкладчиков (т.е. с учетом достаточности собственного капитала для покрытия возможных убытков, возникающих под влиянием рисков). Коммерческие банки (справедливости ради заметим, что так поступают не только в России), в свою очередь стараются создавать предельно допустимые резервы по низкорискованным сделкам, чтобы максимально снизить сумму налога на прибыль, а по особо крупным и рискованным операциям — напротив, занижать. Делается это для того, чтобы не допускать просадки капитала (собственных средств) и нарушения тем самым обязательных нормативов банковской деятельности, устанавливаемых, кстати, тем же Центральным банком.

2. Ограничение рисков

Ограничение рисков, как правило, сопутствует принятию рисков и подразумевает проведение ряда комплексных и достаточно жестких административных мер, направленных на

разграничение полномочий (сфер компетенции) как между отдельными должностными лицами, так и между структурными подразделениями организации и органами ее управления. Идея заключается в официальном закреплении права за отдельными лицами или группой лиц рисковать только в пределах установленной суммы в установленные сроки и только в заранее определенных целях. В банковской среде ограничения принято называть

лимитами.

Дабы избежать предвзятости в суждениях и возникновения конфликта интересов, право устанавливать лимиты принято предоставлять не одному человеку, а

группе лиц — коллегиальному органу управления, который должен включать в себя наиболее разносторонних и опытных людей. Как правило, это ключевые фигуры — руководители высшего и среднего звена. Принятые решения об установлении лимитов в обязательном порядке фиксируются в протоколе.

Как правило, лимиты используются для ограничения

кредитных (рисков платежа) и

фондовых рисков (рисков неблагоприятного изменения котировок ценных бумаг, входящих в краткосрочные финансовые вложения).

Применение лимитов для управления кредитными и фондовыми рисками имеет

три важные особенности:

  • лимиты необходимо устанавливать не только на отдельных контрагентов или элементов ценных бумаг, но и на холдинговые структуры, включая в них соответствующие сублимиты на каждого контрагента, с которым взаимодействует организация, входящего в холдинг, по отдельности;
  • риски по установленным лимитам должны периодически переоцениваться;
  • обязательным условием является организация контроля соблюдения подразделениями и работниками предприятия установленной лимитной дисциплины.

Нельзя так же забывать о том, что риски не являются посторонними величинами и их уровень может существенно

изменяться с течением времени. Поэтому необходимо периодически осуществлять их

переоценку и в случае необходимости пересмотрев объемы установленных лимитов таким образом, чтобы денежная оценка риска в случае полного использования лимита не выходила за пределы существенности убытков для организации. Для разных видов рисков целесообразно применять различную периодичность переоценки. Ключевая особенность применения метода ограничения рисков — контроль над соблюдением лимитной дисциплины.

3. Обеспечение рисков

Обеспечение рисков принято применять для управления кредитными или аналогичными рисками, хотя этим область использования данного метода не ограничивается. Идея заключается в получении лицом, осуществляющим управление риском, приоритетного и безоговорочного права

возместить свои потенциальные убытки за счет заранее определяемого источника

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Практические методы научения поведению

обеспечения. Все виды обеспечения можно разделить на четыре основные категории:

  • гарантии (поручительства) третьих лиц
  • заклад ценностей
  • залог материального имущества
  • залог прав требования.

Гарантии, поручительства, авали, аккредитивы и т.д. как виды обеспечения мало чем отличаются друг от друга по экономическому содержанию. Суть заключается в том, чтобы в случае фактической неспособности или уклонения одной из сторон от надлежащего исполнения обязанностей по договору, вторая сторона имела возможность возместить свои убытки за счет

гаранта (поручителя, авалиста, эмитента, аккредитива и т.д.) В некотором смысле обеспечение напоминает страхование, где гарантом на случай наступления определенных неблагоприятных событий (рисков) выступает страховая компания. Ключевыми моментами здесь являются

финансовая устойчивость и доброе имя гаранта.

Еще одним видом обеспечения является

залог прав требования, который отличается от гарантий (поручительств) наличием в последних

самостоятельного волеизъявления со стороны гаранта. В случае с залогом прав требования собственные пожелания должника, чья дебиторская задолженность выступает в качестве предмета залога, обычно не интересуют залогодателя. В связи с этим могут возникнуть дополнительные нефинансовые риски и юридические трудности для залогодержателя. Поэтому наиболее удачным во всех отношениях вариантом обеспечения данного вида считается

залог прав требования по экспортному аккредитиву, если соответствующая партия товаров уже находится в пути. В этом случае залогодатель, являясь клиентом банка, на который выставлен аккредитив, вправе дать ему распоряжение о безакцептном списании средств в пользу залогодержателя. Будучи независимым третьим лицом с финансовой устойчивостью и положительной деловой репутацией, банк неукоснительно выполнит все платежи в случае возникновения необходимости у залогодержателя реализовать свои залоговые права.

На сегодняшний день

хеджирование — это, пожалуй, наиболее универсальный способ защиты от рыночных рисков, причина возникновения которых кроется в непостоянстве рыночных цен, будь то цены на конкретные товары и услуги., ценные бумаги, курсы обмена иностранных валют, плавающие процентные ставки по кредитам и т. д.Суть рассматриваемого метода сводится к тому, чтобы не допускать наличие открытых позиций, противоположных предположению о росте или падении рыночных цен на соответствующие активы. Другими словами, в случае возникновения открытой позиции необходимо сразу же занять противоположную рыночную позицию.

Например, заключив экспортный контракт в иностранной валюте, курс которой может снизиться за то время, пока товар будет находиться в пути и пока покупателем не будет осуществлена оплата, предприятие фактически открывает рискованную длинную позицию. В этом случае можно хеджировать валютный риск (оградить себя от него) путем открытия противоположной короткой позиции — заключения форвардного контракта на продажу иностранной валюты по интересующему курсу. Заключить форвардный контракт, как правило, можно напрямую через валютную биржу, рынок FOREX либо с помощью обслуживающего банка. Если бы речь в примере шла не о валютном активе (дебиторской задолженности), а о ценных бумагах или каком-то сырье (нефть, цветные металлы, алмазы, сельскохозяйственные товары и т.д.), то правильнее было бы говорить о фьючерсных контактах (так сложилась практика). Отличие форвардного контракта от фьючерсного заключается лишь в стандартизованности последнего относительно объемов (рыночных лотов), сроков и качества базового актива.

4. Страхование рисков

Страхование, пожалуй, наиболее известный способ управления рисками. Плюсы страхования очевидны. Может даже сложиться ложное ощущение, что страхование — это панацея от всех бед. Поэтому имеет смысл поговорить не о плюсах, а о минусах страхования как одного из методов управления рисками.

  • Во-первых, по объективным причинам страхование — самый

    дорогой из всех методов управления рисками (это коммерческая услуга), что значительно снижает его привлекательность и сужает круг возможного применения защиты от тех рисков, которые характеризуются существенными убытками для предприятия, но относительно низкой вероятностью их возникновения (иначе это либо очень дорого, либо не интересно страховщикам).

  • Во-вторых,

    страховщик становится для предприятия поручителем на случай проявления определенных рисков. Это значит, что любой риск, на который осуществляется управленческое воздействие с помощью страхования, трансформируется в

    кредитный риск, т.е. в риск неплатежа со стороны страховщика. В свою очередь, это приводит к необходимости проведения оценки финансовой устойчивости и деловой репутации страховщика. Кредитный риск в данном случае является очень важным показателем: пропорционально его снижению будет возрастать стоимость страховых услуг.

  • В-третьих, нельзя забывать о

    конфликте интересов, который неизбежно возникает при наступлении страхового случая. Поэтому действия страховщика, часто направлены на то, чтобы как можно дольше не выплачивать страховое возмещение.

5. Продажа рисков

Спрос рождает предложение. Поэтому пока в деятельности организаций будут возникать риски, которые они не готовы на себя принять, будут находиться желающие их перекупить. Это самостоятельный вид бизнеса, технология которого довольно проста:

актив, подверженный риску, намеренно покупается у третьего лица с определенным дисконтом. Экономическая выгода покупателя заключается в том, что ставка дисконта выше, чем уровень риска, которому подвержен покупаемый актив. Поэтому даже в случае понесения убытков (обесценения актива) под влиянием купленного риска покупатель имеет возможность получить прибыль.

Этот метод в основном используется для управления

кредитным риском. Наиболее яркими представителями покупателей для управления кредитными риском являются банки, оказывающие факторинговые услуги (рефинансирование дебиторской задолженности) или покупающие на вторичном рынке различные векселя, закладные и т.д., а так же специализированные агентства по сбору долгов (коллекторские услуги).

Еще один способ продажи рисков заключается в

секьюритизации активов — в выпуске биржевых долговых ценных бумаг, обеспеченных определенными активами, например кредитным портфелем или инвестиционным портфелем ценных бумаг. Данный вид продажи рисков не очень актуален для нефинансовых организаций и еще недостаточно развит в России.

6. Уклонение от рисков

Суть данного метода заключается в том, чтобы

не совершать операций, связанных с существенными для организации рисками. Несмотря на кажущуюся простоту, для применения этого метода необходимо иметь в штате организации сотрудников, способных дать предварительную грамотную оценку уровня рискованности предполагаемой к совершению операции. Кроме того, необходимо наличие коллегиального органа управления, который мог бы взвесить ожидаемые выгоды, потенциальные убытки и их последствия для организации. В целом административно-организационный (бюрократический) механизм применения данного метода аналогичен тому, что требуется для рассмотренного несколько ранее метода ограничения рисков.

Научиться умело оценивать уровень рисков и осмысленно управлять ими вы можете изучив курс «Управление рисками — риск-менеджмент» при обучении по индивидуальной программе.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы