Притирка, ближний бой, консенсус: этапы построения коллектива

Первый этап в жизни коллектива получил название «притирка». Люди, впервые объединяясь в группы, оказываются в ситуации, когда прежде всего им необходимо сориентироваться. В этот период люди скорее готовы к выполнению указаний и поручений, нежели к проявлению самостоятельности и инициативы; они стремятся скрыть свои чувства, пытаются быть рациональными, недостаточно прислушиваются друг к другу. На период «притирки» приходится несколько переходных фаз.

Автор:

Александр Лукич Гaпoнeнкo, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

 

Под этапами построения коллектива понимают периоды в его развитии, которые отличаются измененным (в фазе перехода) поведением людей по отношению друг к другу и к работе. Каждый этап начинается принятием людьми определенных принципов поведения и заканчивается выработкой более совершенных и эффективных, являющихся основой будущих изменений на новом этапе.

Фаза перехода — это момент освоения коллективом некоего качественного элемента изменений, например переход от поручения задания руководителем к самораспределению работы: от рассмотрения задачи руководителем к обсуждению ее коллективом.

Первый этап в жизни коллектива получил название

«притирка». Нетрудно заметить, что люди, впервые объединяясь в группы, оказываются в ситуации, когда прежде всего им необходимо сориентироваться. В этот период люди скорее готовы к выполнению указаний и поручений, нежели к проявлению самостоятельности и инициативы; они стремятся скрыть свои чувства, пытаются быть рациональными, недостаточно прислушиваются друг к другу.

На период «притирки» приходится несколько переходных фаз:

  • переход к пониманию и оценке новой производственной задачи;
  • переход к новой оценке собственной компетенции как в профессиональной области, так и в области группового общения и т.п.

На этом этапе руководитель является лидером коллектива. Именно от него сотрудники ждут распоряжений, выдвижения идей и целей, организации работы. Руководитель представляет собой образец, модель поведения для всего коллектива. В соответствии с этим строятся и его основные действия.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Эмоциональный интеллект команды и оценка ее деятельности

Ориентируясь на задачу коллектива, руководитель:

  • концентрирует внимание людей на совместном планировании и организации дела в ходе общих собраний и планерок;
  • определяет цели, стимулирует распределение.

Ориентируясь на поддержание личностей, руководитель:

  • ведет наблюдение за каждым работником, оказывает ему помощь в поиске личного участия;
  • выясняет степень личной озабоченности работника использованием или развитием его профессиональных способностей.

Второй этап получил название

«ближний бой»

. Здесь возрастает внимание работников к проблемам собственной группы и переживаемой ситуации. Члены группы узнают, кто имеет сходное восприятие и аналогичные позиции, сближаются между собой. Начинается критика существующих методов и правил работы, преодолеваются предубеждения, возникшие по отношению к определенным лицам, происходит столкновение мнений, возрастает критика форм и методов управления, коллектив начинает выдвигать и обсуждать новые решения, рассматривать пути возможного развития.

Для этого этапа характерны следующие переходные фазы:

  • усвоение необходимости для себя и требование от других демонстрации личных качеств, соответствующих концепции коллективной деятельности;
  • несогласие со старой моделью руководства на основе указаний и поиск новой, более приемлемой для коллектива.

На этом этапе, ориентируясь на задачу коллектива, руководитель:

  • уточняет и поддерживает интересы людей на предпочитаемых ими ролях;
  • направляет высокий конфликтный потенциал на корректирование дальнейших совместных действий коллектива.

Ориентируясь на поддержание личностей, руководитель:

  • управляет эмоциями людей, снижает уровень конфликтности;
  • совместно с группой формулирует новые правила отношения к работе, стиль взаимоотношений.

Третий этап —

«консенсус»

. После того как группа на втором этапе решила межличностные проблемы, резко возрастает взаимное доверие сотрудников. Люди становятся открытыми, все больше согласия устанавливается в отношении целей работы и задач совместных действий, в конце концов происходит идентификация целей и задач членов группы с целями и задачами коллектива. Соперничество уступает место кооперации, споры — консенсусу. На этой стадии в коллективе формируется чувство «мы», которое высоко котируется его членами.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Из новичков — в лидеры рынка: учимся на чужих успехах

Для этой стадии характерны следующие фазы перехода:

  • от руководства на основе указаний к самоуправлению;
  • от конфронтации к сотрудничеству.

На этом этапе, ориентируясь на задачу коллектива, руководитель:

  • ведет в режиме консенсуса принятие решений, выработку идей и планов дальнейшего развития;
  • поддерживает самоорганизацию коллектива, а работу поручает методом делегирования.

Ориентируясь на поддержание личностей, руководитель:

  • поддерживает и укрепляет коллективный стиль отношений и сотрудничества;
  • поддерживает и развивает обнаруживаемую готовность людей делиться идеями, поощряет конструктивную обратную связь и эмоциональную открытость.

Четвертый этап —

«зрелость коллектива».Теперь все работники выполняют работу качественно, проявляют заботу друг о друге, у них общие, коллективные цели и интересы. Все члены коллектива сближаются, проявляют внимание и привязанность друг к другу. Однако и на этом этапе коллектив может переживать ряд фаз перехода:

  • к пониманию и идентификации своих личных взглядов и действий с целями и действиями всей организации или фирмы;
  • к пониманию качества продукции как важнейшего фактора стиля и имиджа коллектива и в целом организации.

На этом этапе, ориентируясь на задачу коллектива, руководитель:

  • концентрирует внимание работников на качестве продукции;
  • оценивает эффективность деятельности коллектива.

Ориентируясь на поддержание личностей, руководитель:

  • развивает потенциал работников;
  • поддерживает готовность людей проявлять инициативу.

Потенциально коллектив является наиболее гибким и компетентным инструментом, известным человечеству. Основные преимущества коллектива, обеспечивающие поддержку положительной стратегии его руководителя, — это комплексное управление, быстрое реагирование, высокая мотивация, высококачественные решения, коллективная сила.

Кроме положительных проявлений коллективная деятельность может иногда сопровождаться и неприятными эффектами, которые руководитель должен предвидеть и быть готовым отличить действительно положительный дух коллектива от феномена группового единомыслия. К таким

нежелательным эффектам коллективности относятся: иллюзия неуязвимости, стремление к устранению любых возможных возражений, негативное отношение к соперникам, сопровождающееся точкой зрения «мы» против «них», открытое давление на членов коллектива, иллюзия единодушия оценок собственной деятельности.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как выслушать и понять собеседника

В случае активного проявления этих феноменов воздействие руководителя должно быть направлено на поощрение в коллективе разномыслия, стимулирование критического отношения сотрудников к предлагаемым решениям, внимательное отношение к мнению меньшинства.

 

Изучить навыки формирования команды и управления взаимоотношениями внутри рабочей группы вы можете с помощью практических курсов «Лидерство», «Конфликтология», «Организационное поведение», «Командообразование (тимбилдинг)» и «Управление проектами» при обучении по индивидуальной программе, в удобном для себя месте, времени и темпе.

 

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы