Качество в процессах управления проектами

Набор взаимосвязанных ресурсов и работ, благодаря которым входные воздействия преобразуются в выходные результаты, относят к процессам. Существуют десять групп процессов управления проектом. Первая группа представляет процесс установления стратегии, который узаконивает проект и дает ему направление. Вторая группа охватывает управление взаимосвязями процессов. Остальные восемь групп — это процессы, связанные с проектным заданием, сроками, затратами, ресурсами, кадрами, информационными потоками, риском и материально-техническим снабжением.


Автор:
Aнaтoлий Дмитpиeвич Никифopoв
, доктор технических наук, профессор, академик РАПК, заведующий кафедрой технологий машиностроения и материаловедения ГOУ ВПO «Московский государственный университет инженepной экoлогии».

Набор взаимосвязанных ресурсов и работ, благодаря которым входные воздействия преобразуются в выходные результаты, относят к
процессам. Процессы управления проектом группируются по их соответствию друг другу; например, все связанные со сроками процессы включаются в одну группу.

Существуют десять групп процессов управления проектом. Первая группа представляет процесс установления стратегии, который узаконивает проект и дает ему направление. Вторая группа охватывает управление взаимосвязями процессов. Остальные восемь групп — это процессы, связанные с проектным заданием, сроками, затратами, ресурсами, кадрами, информационными потоками, риском и материально-техническим снабжением.


1. Процесс выработки стратегии.
Этот процесс предусматривает установление направления, согласно которому организуется и ведется реализация других процессов проекта.

При установлении направления проекта следует руководствоваться следующими концепциями, которые существенны для достижения качества в управлении проектом:

  • высшая цель — удовлетворение заявленных и подразумеваемых потребностей заказчика и других участников;
  • выполнение проекта как набора запланированных и взаимоувязанных процессов;
  • сфокусированность на качестве процессов и продукта — необходимое условие соответствия целям проекта;
  • ответственность руководителей за создание благоприятной среды в отношении качества;
  • ответственность руководителей за непрерывное улучшение.

Достижение качества в процессе выработки стратегии зависит от гарантии того, что упомянутые концепции учтены во всех процессах.


2. Процессы управления взаимосвязями.
Проекты состоят из процессов, и действия в одном из них обычно влияют на другие процессы. Общее управление взаимосвязями процессов проекта лежит на менеджере проекта. К процессам управления взаимосвязями относятся:

  • учреждение проекта и разработка плана проекта: оценивание требований заказчика и других участников, подготовка плана проекта и инициирование других процессов;
  • менеджмент взаимодействия: управление взаимодействием на протяжении всего проекта;
  • менеджмент изменений и конфигурации: предвидение изменений и управление ими в ходе всех процессов;
  • закрытие проекта: завершение процессов и получение обратной связи.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Поведенческий аудит: методика управления организационным поведением


3. Процессы, связанные с проектным заданием.
Проектное задание включает описание продукта проекта, его характеристики и то, как они должны измеряться или оцениваться. Назначение этих процессов:

  • перевести требования заказчика и других участников на язык работ, которые надо выполнять, чтобы достичь целей проекта, и организовать эти работы;
  • гарантировать, что при реализации упомянутых работ люди работают в рамках проектного задания;
  • обеспечить, чтобы работы, выполняемые по проекту, удовлетворяли требованиям, описанным в проектном задании.

С проектным заданием связаны следующие процессы:

  • разработка концепции: определение в общих чертах, что должен делать проектируемый продукт;
  • разработка самого проектного задания и требований по контролю: документирование характеристик проектируемого продукта в измеряемых параметрах и ведение контроля за ними;
  • определение работ: выявление и документирование работ и этапов, необходимых для достижения целей проекта;
  • контроль за выполнением работ: проведение проверок реально выполненной в рамках проекта работы.


4. Процессы, связанные со сроками.
Назначение этих процессов — определить соподчиненность и длительность работ, а также гарантировать своевременное завершение проекта. Эти процессы включают:

  • планирование соподчиненности работ: выявление взаимосвязей и логических взаимодействий, а также соподчиненности работ по проекту;
  • оценку длительности: оценивание длительности каждой работы, исходя из конкретных условий и требуемых ресурсов;
  • разработку календарного графика выполнения проекта: взаимоувязку сроков проекта, соподчиненности работ и их длительности с тем, чтобы получить основу для разработки детализированных календарных графиков;
  • контроль за выполнением графиков: проведение контроля за реализацией работ по проекту с целью убедиться, что график выдерживается, или принятие адекватных мер для ликвидации отставания.


5. Процессы, связанные с затратами.
Назначение этих процессов — прогнозировать и управлять затратами на проект, а также гарантировать завершение проекта в пределах бюджетных ограничений. Эти процессы включают:

  • оценивание затрат: определение оценок затрат на проект;
  • составление бюджета: использование результатов оценивания затрат для подготовки бюджета (сметы) проекта;
  • контроль за затратами: проведение контроля затрат и отклонений от бюджета проекта.


6. Процессы, связанные с ресурсами.
Их назначение — планировать и контролировать ресурсы. Они помогают выявить любые возможные проблемы, связанные с ресурсами. Примеры ресурсов: программное обеспечение, оборудование, производственные мощности, финансы, информационные системы, материалы, кадры, услуги и помещение. Эти процессы включают:

  • планирование ресурсов: выявление необходимости в ресурсах; оценивание, составление календарных графиков и выделение соответствующих ресурсов;
  • контроль за ресурсами: сравнение реального расхода с планами выделения ресурсов и принятие соответствующих мер, если это необходимо.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Человек, придумавший менеджмент: почему идеи Друкера все еще актуальны


7. Процессы, связанные с персоналом.
Люди определяют качество и успех проекта. Процессы, связанные с персоналом, призваны создавать такую атмосферу, где люди могут вносить в проект свой вклад рационально и эффективно. Эти процессы включают:

  • определение организационной структуры проекта. В ходе этого процесса организационная структура «выкраивается» в соответствии с потребностями конкретного проекта; выявляются «роли» по проекту и определяются полномочия и обязанности;
  • выделение штата: отбор и назначение в достаточном количестве персонала, обладающего надлежащей квалификацией, способной удовлетворить потребности проекта;
  • развитие командной работы: развитие индивидуальных и коллективных навыков и способностей, направленное на улучшение характеристик проекта.


8. Процессы, связанные с распространением информации.
Назначение этих процессов — облегчить обмен необходимой для выполнения проекта информацией. Они обеспечивают своевременные и надлежащие создание, сбор, распространение, хранение и конечное изъятие информации по проекту. Это следующие процессы:

  • планирование информационных потоков: планирование систем информации и связи по проекту;
  • управление информацией: предоставление необходимой информации членам проектной организации и другим участникам;
  • контроль за распространением информации: проведение контроля в соответствии с запланированной системой связи.


9. Процессы, связанные с рисками.
Управление рисками проекта имеет дело с неопределенностями по всему проекту и требует структурированного подхода. Назначение связанных с рисками процессов — минимизировать воздействие потенциальных негативных событий и полностью использовать положительные возможности для улучшения. В настоящем международном стандарте термин «риск» охватывает оба этих аспекта. Риски сопряжены либо с процессами проекта, либо с продуктом проекта. К процессам, связанным с рисками, относятся:

  • выявление рисков — определение рисков в проекте;
  • оценка рисков — оценивание вероятности появления рисковых событий и их воздействия на проект;
  • развитие реакции на риски — разработка планов реагирования на риски;
  • контроль за рисками — реализация и обновление рисковых планов.

Особенно важно, чтобы эти процессы и их выходные данные были
задокументированы.

Следует выявлять риски в проекте и продукте, а также средства, позволяющие определить, когда приемлемые уровни рисков превышены. Следует использовать опыт и накопленные данные в прежних проектах. Выявление риска должно производиться при открытии проекта, на этапах оценок хода выполнения проекта и в других случаях, когда принимаются значимые решения.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Оценка лидерских компетенций

При идентификации риска следует рассматривать риски не только по затратам, срокам и продукту, но и в таких областях, как защищенность, надежность, профессиональная ответственность, информационная технология, безопасность, здоровье и окружающая среда, учитывая требования соответствующих действующих и ожидаемых постановлений государственных или регулирующих органов.

После выявления риска и установления необходимости иметь план мероприятий на случай наступления рискового события следует удостовериться в том, что реализация плана не вызовет никаких нежелательных эффектов. Сознательно принятые риски должны быть расписаны в документах вместе с обоснованием причин их принятия.


10. Процессы, связанные с материально-техническим снабжением.
Эти процессы имеют дело с закупкой, приобретением или поставкой продукта для проекта. Со снабжением связаны следующие процессы:

  • планирование закупок и контроль: выявление того, что и когда нужно закупить, и введение контроля за этим;
  • документирование требований: сведение воедино коммерческих условий и технических требований;
  • оценка субподрядчиков: оценивание субподрядчиков и определение тех из них, которых следует пригласить к тендеру (на торги);
  • заключение субподрядов: рассылка приглашений на торги, оценка результатов торгов, переговоры, подготовка и размещение субподряда;
  • контроль за выполнением контракта: обеспечение уверенности в том, что показатели работы субподрядчиков отвечают контрактным требованиям.


Изучить навыки формирования команды и управления взаимоотношениями внутри рабочей группы вы можете с помощью курсов «Командообразование (тимбилдинг)» и «Лидерство». В курсе «Управление проектами» рассмотрены несколько десятков готовых шаблонов структур разбиения работ для различных проектов: как отраслевых, так и корпоративных. Все они представлены с российской локализацией. Эти и любые другие курсы вы можете изучить при обучении по индивидуальной программе.

 

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы