Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегию. Таким образом, можно увеличить собственные преимущества в конкурентной борьбе за счет концентрации собственных лучших сторон против слабых мест соперников. Сделать это возможно лишь при наличии хорошо отлаженной системы сбора и использования информации о конкурентах. Анализ конкурентов начинается с ответа на следующие вопросы.
Автор:
Игорь Константинович Бeляeвcкий, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ, главный научный консультант и профессор кафедры маркетинга Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ).
Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегию, что позволит фирме точнее сформулировать собственную стратегию. Таким образом, можно увеличить собственные преимущества в конкурентной борьбе за счет концентрации собственных лучших сторон против слабых мест соперников. Сделать это возможно лишь при наличии хорошо отлаженной системы сбора и использования информации о конкурентах.
Для изучения конкурентов можно применить следующую классификацию и методику исследования.
I. Активные и потенциальные конкуренты:
-
активные конкуренты — это фирмы, которые в прошлом и настоящем являлись и являются таковыми;
-
потенциальные соперники — поставщики, которые своей деятельностью увеличивают число клиентов на прежних рынках;
-
покупатели и посредническо-сбытовые организации, которые также выступают на рынке;
-
существующие фирмы, которые расширяют ассортимент или применяют новую технологию, совершенствуют продукцию для того, чтобы лучше удовлетворять покупателя и в результате стать прямыми конкурентами;
-
новые фирмы, вступающие в конкурентную борьбу.
II. Конкуренты по товару, сбыту, цене и коммуникации:
-
конкуренты по товару имеют одинаковый товар и проводят одинаковую (схожую) политику (виды товаров и ассортимент);
-
конкуренты по сбыту — особенно острой является конкуренция по сбыту товаров широкого потребления;
-
ценовая конкуренция — товары определенного класса (предварительного выбора и особого спроса) конкурируют между собой (при этом часто скрываются различия в эффективности);
-
коммуникационная конкуренция — борьба за партнеров, продвигающих товар на рынки.
Анализ конкурентов начинается с ответа на следующие вопросы.
-
Сколько у вас конкурентов на вашем основном рынке?
-
Какие виды предприятий имеют ваши конкуренты (малые, средние, крупные)?
-
Кто является вашим основным конкурентом?
-
Какую долю на вашем основном рынке имеют в совокупности три крупнейших конкурента?
-
Особенности товаров ваших основных конкурентов (повышенное качество, низкая цена и т. д.)
Для оценки стратегии конкурентов необходимо определить их
слабые и сильные стороны. При этом изучаются следующие факторы:
- продукт и производственная политика (качество, широта ассортимента, основные и дополнительные эффекты от развития продукта);
- организация каналов сбыта;
- возможности маркетинга (применяемый инструментарий);
- производственный потенциал (технические «ноу-хау», гибкость производственных структур);
- потенциал роста производительности;
- финансовая ситуация (собственный капитал, заемный капитал, ликвидность и т.д.);
- себестоимость;
- НИОКР (характеристика затрат, главные направления);
- обеспечение энергией и сырьем;
- местоположение;
- система управления;
- качество руководящих кадров;
- внутренний облик и внешний имидж фирмы, культура производства и т.д.
Такой анализ позволяет правильно реагировать на специфические особенности стратегии конкурентов.
Определение предполагаемой стратегии конкурентов начинается с поиска ответов на следующие вопросы.
- Какие производственные и финансовые цели преследует конкурент и на какой период?
- Как можно оценить риск соперника?
- Какими методами и по каким критериям формируется стратегия и как осуществляется программа действий?
- Какой системой мотивации и контроля обладает конкурент?
- Каковы экономические показатели конкурентов в настоящее время?
- Пользуются ли руководящие кадры уважением? Какие интересы движут ими и какую готовность к риску они проявляют?
Для составления и пополнения банка данных о конкурентах предлагается использовать
«Учетную карточку конкурента»:
- Конкурент и его адрес.
- Местоположение.
- Правовой статус.
- Форма собственности (наличный капитал).
- Число сотрудников.
- Оборот.
- Прибыль.
- Проценты.
- Доход от инвестиций.
- Председатель.
- Год основания.
- Участие в капитале других предприятий (вид, объем).
- Как оцениваются результаты, если публикуются балансы, прибыли и убытки, годовые отчеты фирмы?
-
Конкурент является:
- ведущим в отрасли;
- важнейшим соперником (> 15% рынка);
- одним из многих;
- незначительным.
15.
Деловая активность конкурента:
- расширяется;
- остается на прежнем уровне;
- снижается.
16.
Конкурент считается:
- активным, агрессивным;
- консервативным;
- прочие характеристики.
17. Как можно описать философию фирмы конкурента?
18. Каковы основные цели конкурента?
19. Какой ассортимент продукции он предлагает (под какой маркой он выступает)?
20.
Рынки (регионы):
- внутри страны,
- зарубежные,
- экспортируемая продукция.
21.
Исследования и разработки (НИОКР):
- новая продукция за последние пять лет (доля в обороте),
- новые способы производства,
- затраты на НИОКР (в % к обороту).
22.
Кадры (развитие за последние пять лет):
- число сотрудников,
- расходы на персонал,
- фонд заработной платы.
23.
Организация:
- организационная структура,
- система управления.
24.
Цели и стратегия:
- в прошлом,
- в настоящее время,
- в будущем.
25.
Сильные и слабые стороны:
- • в маркетинге,
- •в производстве,
- • в НИОКР,
- • в управлении.
26. На что ориентирована
система реализации у конкурента (на регион, на клиента, на вид товара, смешанная)?
27. У каких
групп потребителей конкурент имеет лучшие (+), такие же (0) или худшие (—), чем у вашей фирмы, результаты и почему?
28.
Сотрудники службы сбыта конкурента посещают (в сравнении с вашей фирмой):
- больше потребителей
- одинаковое число
- меньше потребителей
29.
Проводит ли конкурент в сфере сбыта агрессивную ценовую политику (да, нет)?
30.
Цены продаж в сравнении с вашей фирмой (выше, одинаковые, ниже).
31.
Как реагирует соперник (нерешительно/нормально/очень быстро):
- на введение нового продукта
- на изменение поставляемой продукции
- на изменение цен
- на мероприятия по рекламе
32. Как изменились цены на важнейшие товары конкурента в последние два года в сравнении с вашими товарами (отдельно по каждому товару: снизились, одинаковые, повысились)?
33.
Какие условия предоставляет конкурент (как они велики):
- пролонгированный срок платежей;
- скидка с количества;
- комиссионные посреднику;
- скидка при платеже наличными или до срока (скидки «сконто»);
- скидки прочие.
34.
Какие уступки делает конкурент своим покупателям:
- бесплатный сервис;
- увеличение гарантийного срока;
- снижение цен на демонстрируемые товары;
- скидка на ярмарке;
- внедрение на рынке продукта по заниженной цене;
- обучение сотрудников;
- участие в затратах на рекламу;
- принятие на себя затрат на продвижение товара;
- затраты на содержание склада;
- прочие.
35. Заключительная оценка конкурента.
Сбор информации о конкурентах может осуществляться силами работников службы сбыта, которые регулярно должны составлять отчеты по составленным специально формам. Этим работникам необходимо разъяснить смысл, значение и важность данной работы, обучить их по специальной программе, привлечь их внимание к возможности приобретения информации во время переговоров о продаже. Необходимо ввести в практику стимулирование своих сотрудников за то, чтобы они не избегали представителей конкурирующей фирмы, а искали с ними контакта. Кроме вопросов, указанных выше, в формулярах для ваших сотрудников могут быть включены дополнительно следующие вопросы.
1.
Каких важных заказов лишилась в последнее время фирма и какие конкуренты их получили?
2. Какие действия по
стимулированию продаж предпринимает конкурент:
- рассылка проб и образцов;
- обучение продавцов обращению с данным товаром;
- привлечение внимания покупателя к низким ценам;
- субсидии на рекламу в торговле;
- оплата расходов по расстановке товаров в магазинах;
- рекламные мероприятия для потребителей;
- оформление витрин магазинов и торговых залов.
3. Какие
средства рекламы использует конкурирующая фирма:
- кинорекламу;
- телерекламу;
- рекламу по радио (местному/региональному/национальному);
- рекламу в специализированных журналах;
- рекламу в ежедневных газетах, журналах;
- рекламные плакаты;
- прочее.
4.
Какую работу проводит конкурент с общественностью?
5.
Как вы наблюдаете за конкурентом и какую информацию о нем имеете:
- в ходе ярмарок;
- по публикациям;
- наблюдение за общей деятельностью;
- изучение статистических данных;
- собственная экспертиза продукции конкурента;
- изучение рекламных материалов конкурента.
6.
Стратегия продаж и аргументация сотрудников конкурента.
7.
Беседовали ли вы с бывшими сотрудниками конкурента?
Полностью методы конкурентной борьбы и анализа конкурентов вы можете изучить в курсах «Бенчмаркинг и конкурентный маркетинг», «Конкурентная разведка», «Маркетинговые коммуникации» и «Стратегический маркетинг» по индивидуальной программе. Дополнительно, при обучении по этой программе вы можете включить в свой учебный план другие курсы, в которых изучаются десятки смежных навыков — от маркетинговых коммуникаций до ценообразования — а обучение может проходить в любом удобном для вас темпе, месте и времени.