Рецепт креативности и продуктивности на долгие годы

Результаты десятков исследований, посвященных анализу биографий ученых, композиторов, писателей и художников, свидетельствуют о том, что пик творческой активности человека приходится на период с 30 до 42-45 лет. С годами творческие и жизненные силы иссякают, а для их восстановления и сохранения требуются внешние и внутренние усилия. Однако у многих творческих людей не наблюдается установленный в исследованиях типичный спад активности. Что они делают по-другому и возможно ли сочетание долгой жизни и творческого долголетия?

Автор: Пaвeл Лeoнидoвич Кapaбущeнко, профеccop, доктор философских наук, доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии Астpaxанского государственного университета.

 

Творческим людям присущи следующие личностные черты:

  1. независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
  2. открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
  3. высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
  4. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

 

Часто в этом ряду упоминают особенности «Я-концепции», которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера, и смешанные черты женственности и мужественности в поведении (их отмечают не только психоаналитики, но и генетики).

Наиболее противоречивы данные о психической эмоциональной уравновешенности. Хотя гуманистические психологи утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т.п., но большинство экспериментальных результатов противоречит этому.

Независимость от группы в сочетании с собственным видением мира, оригинальным «бесконтрольным» мышлением и поведением вызывает негативную реакцию социальной микросреды, как правило, ратующей за соблюдение традиций. Сама творческая активность, связанная с изменением состояния сознания, психическим перенапряжением и истощением, вызывает нарушения психической регуляции и поведения.

К. Тейлор в результате многолетних исследований творчески одаренных детей пришел к выводу, что, как думают окружающие, они излишне независимы в суждениях, у них нет почтения к условностям и авторитетам, чрезвычайно развито чувств юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях, они менее озабочены порядком и организацией работы, у них более темпераментная натура.

 

1. Два типа креативного поведения

Практически все исследователи отмечают существенные различия психологических портретов ученых и деятелей искусств. Р. Сноу отмечает большой прагматизм ученых и склонность к эмоциональным формам самовыражения у литераторов. Ученые и инженеры более сдержанны, менее социальны, смелы, более тактичны и менее чувствительны, чем деятели искусства.

Эти данные и легли в основу предположения, что креативное поведение можно расположить в пространстве двух факторов. Первый фактор включает изобразительное искусство, науку, инженерию, бизнес, видео- и фотодизайн. Второй фактор включает музыку, литературу и дизайн одежды. Двухфакторная модель креативного поведения проверялась во множестве исследований.

В одном из исследований на выборке 590 человек проверялась модель, предложенная К. Тейлором: он выделил 8 областей проявления креативности. Использовался опросник ASAS («Artistic and Scientific activities survey»). Он предназначен для выявления различий между новичками и профессионалами и призван охватить разнообразные сферы проявления творческой активности: 1) искусство, 2) музыку, 3) театр, 4) науку и инженерию, 5) литературу, 6) бизнес, 7) дизайн одежды. 8) видео- и фотодизайн.

Полученные результаты коррелируют с показателями тестов креативности по Торренсу. Шкалы считаются консистентными (от 0,8 до 0,68), общая согласованность — 0, 6920.

В результате эмпирического исследования вновь выявлены два фактора креативного поведения. В первый фактор вошли изобразительное искусство, видео- и фотодизайн, музыка, литература, дизайн одежды, театр. Во второй фактор объединились наука, инженерия и бизнес. Причем корреляция между факторами равна 0,32.

Следовательно, существует четкое разделение личностных проявлений творческого поведения в искусстве и науке. Кроме того, деятельность бизнесмена более сходна с деятельностью ученого (по своим творческим проявлениям), потом с деятельностью художника, артиста, литератора и т. д. Не менее важен и другой вывод: личностные проявления креативности распространяются на многие области человеческой активности. Как правило, творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Семантические признаки цветов

Ученые и бизнесмены в среднем лучше контролируют свое поведение и менее эмоциональны и чувствительны, чем деятели искусства. Когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек чаще всего хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим и пр. Наоборот, при сочетании креативности с невысоким интеллектом человек чаще всего невротичен, тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения. Сочетание интеллекта и креативности предрасполагает к выбору разных сфер социальной активности.

 

2. Творчество конечно во времени

Результаты десятков исследований, посвященных анализу биографий ученых, композиторов, писателей, художников, свидетельствуют о том, что пик творческой активности человека приходится на период с 30 до 42-45 лет.

Особое внимание проблеме жизни творческого человека уделил в книге «Возвращенная молодость» великий писатель Михаил Зощенко. Он делит всех творцов на две категории: 1) проживших недолгую, но эмоционально насыщенную жизнь и умерших до 45 лет и 2) «долгожителей».

Он приводит обширный список представителей первой категории людей, закончивших жизнь в цветущем возрасте: Моцарт (36), Шуберт (31), Шопен (39). Мендельсон (37), Визе (37), Рафаэль (37), Ватто (37), Ван Гог (37), Корреджио (39), Эдгар По (40), Пушкин (37), Гоголь (42), Белинский (37), Добролюбов (27), Байрон (37), Рембо (37), Лермонтов (26), Надсон (24), Маяковский (37), Грибоедов (34), Есенин (30), Гаршин (34), Джек Лондон (40), Блок (40), Мопассан (43), Чехов (43), Мусоргский (42), Скрябин (43), Ван Дейк (42), Бодлер (45) и т.д.

Почти все перечисленные композиторы, писатели, поэты, художники принадлежат к «эмоциональному типу». Зощенко ставит однозначный диагноз: их преждевременная смерть наступила от неумелого обращения с собой. Он пишет: «Даже смерть от эпидемического заболевания (Моцарта, Рафаэля и др.) не доказывает ее случайности. Здоровый, нормальный организм оказал бы устойчивое сопротивление для того, чтобы одержать победу над болезнью».

Зощенко разбирает ряд случаев гибели и самоубийств поэтов и приходит к выводу, что в каждом имело место следствие переутомления от творческого процесса, неврастения и тяжелая жизнь. В частности, он указывает, что А.С. Пушкин за последние 1,5 года своей жизни сделал три вызова на дуэли: «настроение искало объект».

По мнению М. Зощенко, здоровье поэта с 1833 г. изменилось очень резко, поэт был крайне утомлен и сам искал смерти. Трагедия постоянной творческой активности — главная причина смерти В. Маяковского. По его собственным словам, в конце жизни голова его постоянно работала, усилилась разбитость, появились головные боли и т.д.

Циклы творческой активности имеют глубокую психофизиологическую причину. И.Я. Перна, проанализировав биографии нескольких сот ученых, пришел к выводу, что пик творческой активности, определенный по датам опубликования важнейших трудов, свершений, открытий и изобретений, приходится на 39 лет. После этой даты следует либо медленный, либо очень быстрый, «обвальный» спад творческой активности.

Возможно ли сочетание долгой жизни и творческого долголетия? По мнению Зощенко, и с ним трудно не согласиться, те люди, у которых творческая активность сочетается с высоким уровнем интеллекта, рефлексии и саморегуляции, живут долго и продуктивно потому, что их жизнь подчинена ими же созданному строгому распорядку. Рецепт творческого долголетия — точность, порядок и организация. Для того чтобы максимально продлить творческую активность (нерегламентированную по своей природе), нужно максимально регламентировать жизнедеятельность.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Характеристика личности и социальные основы ее поведения

Другой автор, польский литературовед Я. Парандовский приходит к аналогичному выводу, анализируя жизнь творческих людей. Хотя творчество основывается на вдохновении и ведет к непрерывной («взахлеб») работе (Лейбниц не вставал из-за стола по несколько суток, Ньютон и Ландау забывали обедать и т.д.), но с годами приходят регулярность и дисциплина, занятий, и творчество превращается в труд.

Однако никто из творцов с регулярной деятельности не начинает. Может быть, парадокс ранней смерти многих творцов и заключается в отсутствии психологических предпосылок для саморегуляции. С годами творческие и жизненные силы иссякают и для их восстановления и сохранения требуются внешние (регламент) и внутренние усилия (саморегуляция).

 

3. Мысль продлевает жизнь

Рецепт творческого долголетия

Продлите свои лучшие годы, изучив приемы стимулирования умственной деятельности в этом практическом курсе.

Приводим, вслед за Зощенко, список творческих долгожителей (в скобках — число прожитых лет): Кант (81), Толстой (82), Галилей (79), Гоббс (92), Шеллинг (80), Пифагор (76), Сенека (70). Гете (82), Ньютон (84), Фарадей (77), Пастер (74), Гарвей (80), Дарвин (73), Спенсер (85), Смайле (90), Платон (80), Сен-Симон (80), Эдисон (82). Нетрудно заметить, что в списке преобладают великие философы, ученые-теоретики и создатели экспериментальных научных школ, а также писатели-интеллектуалы с философским складом ума. Мысль, а точнее высокий интеллект, продлевает жизнь. Если жизнь не прерывает война или концлагерь.

Продуктивность научного творчества стала предметом исследования не так давно. По мнению многих авторов, начало наукометрического подхода к проблеме возрастной динамики творчества связано с работами Г. Лемана. В монографии «Возраст и достижения» (1953) он опубликовал результаты анализа сотен биографий не только политиков, писателей, поэтов и художников, но и математиков, химиков, философов и других ученых.

Динамика достижений представителей точных и естественных наук такова:

  • подъем от 20 до 30 лет;
  • пик продуктивности в 30-35 лет;
  • спад к 45 годам (50% от первоначальной продуктивности);
  • к 60 годам утрата творческих способностей.

 

Качественное снижение продуктивности предшествует количественному спаду. Чем более ценен вклад творческой личности, тем выше вероятность, что творческий пик пришелся на молодой возраст.

Среди российских ученых впервые к проблеме возрастной динамики творчества обратился И.Я. Перна. В 1925 г. он опубликовал работу «Ритмы жизни и творчества». По данным Перна, пик творческого развития приходится на 35-40 лет, именно в это время крупный ученый публикует обычно свою первую работу (средний возраст — 39 лет).

Наиболее рано пик творческих достижений наблюдается у математиков (25-30 лет), затем идут физики-теоретики и химики (25-35 лет), затем — представители других естественных наук и физики-экспериментаторы (35-40 лет), позже всех пик творчества наблюдается у гуманитариев и философов. За пиком следует неминуемый спад, хотя при этом чередуются взлеты и падения продуктивности.

 

4. Два типа творческой продуктивности

Многие авторы считают, что существуют два типа творческой продуктивности в течение жизни: первый приходится на 25-40 лет (в зависимости от сферы деятельности), а второй наблюдается в конце четвертого десятилетия жизни с последующим спадом после 65 лет.

У выдающихся деятелей науки и искусства не наблюдается и установленный во многих исследованиях типичный спад творческой активности перед смертью. Творческую продуктивность проявляют до глубокой старости люди, сохранившие свободомыслие, независимость взглядов, т.е. качества, присущие юности. Кроме того, творческие личности сохраняют высокую критичность по отношению к своим трудам. В структуре их способностей оптимально сочетаются способность к творчеству с рефлективным интеллектом.

Подводя некоторые итоги, следует обратить внимание на особенности взаимодействия сознания и бессознательного (субъекта сознательной деятельности и бессознательного творческого субъекта), которые определяют типологию творческих личностей и особенности их жизненного пути. Доминирование креативности над рефлективным интеллектом может привести к творческому спаду и сокращению времени жизни. Время дороже денег, поскольку его дается человеку в обрез.

 

5. Параметры креативности

Еще в 60-70-е годы XX в. в «Институте творческих проблем» в Калифорнии проводилось изучение творческих личностей на больших группах выдающихся архитекторов, известных писателей и т.д. Американские исследователи пришли тогда к выводу, что «культурный феномен изобретения в искусстве и науке аналогичен и характеризуется одинаковыми фундаментальными психическими процессами».

Так, Ф. Баррон на основе исследования 56 писателей-профессионалов, из которых 30 широко известны и в высокой степени оригинальны в своем творчестве, выделил тринадцать признаков способностей к литературному творчеству:

  1. высокий уровень интеллекта;
  2. склонность к интеллектуальным и познавательным темам;
  3. красноречие, умение ясно выражать мысли;
  4. личная независимость;
  5. умение пользоваться приемами эстетического воздействия;
  6. продуктивность;
  7. склонность к философским проблемам;
  8. стремление к самовыражению;
  9. широкий круг интересов;
  10. оригинальность ассоциирования мыслей, неординарный процесс мышления;
  11. интересная, привлекающая внимание личность;
  12. честность, откровенность, искренность в общении с другими;
  13. соответствие поведения этическим нормам.

 

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность благодаря работам Дж. Гилфорда (Южнокалифорнийский ун-т), который выделил четыре основных параметра креативности:

  • оригинальность: способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
  • семантическая гибкость: способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;
  • образная адаптивная гибкость: способность изменять форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
  • семантическая спонтанная гибкость: способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

 

Тем же автором выделяются шесть параметров креативности:

  • способность к обнаружению и постановке проблемы;
  • способность к генерированию большого числа идей;
  • гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи;
  • оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

 

Рецепт креативности и продуктивности на долгие годы — постоянный приток новых знаний, навыков и возможностей:

Креативность и интеллект: развитие творческих и аналитических способностей: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс
Креативность и интеллект: развитие творческих и аналитических способностей: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

 

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы