Автор:
Иpинa Aлeкcaндpoвнa Никoнoвa, доктор экономических наук, профессор, зaместитель председателя правления Межpeгионaльного инвecтиционного бaнка, преподаватель MAИ.
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный (предельный) анализ. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки — объем производства (реализации) продукции — прибыль», а также прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.
Основу этой методики составляет деление операционных затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные), а также использование предельных величин.
Предельные (добавочные, дополнительные, маржинальные) величины показывают
характер и скорость изменения средних удельных величин исследуемых показателей. Их рассчитывают как разность предыдущих и последующих средних удельных величин, связанных с производством добавочной единицы продукции. В итоге маржинальный анализ позволяет установить, как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства продукции на единицу.
Предельные величины в экономике начали исследоваться со второй половины XIX в., когда возникла новая школа — маржинализм. В настоящее время вся экономическая наука развитых стран строится на
предельных и критических величинах объемов продаж, себестоимости, прибыли, цены, постоянных затрат и их оптимизации.
Использование данной методики позволяет:
- более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы операционных затрат, прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования себестоимости продукции и финансовых результатов;
- определить критические уровни объема продаж, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
- установить зону безопасности (безубыточности) предприятия;
- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
- более точно оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и эффективность работы отдельных сегментов предприятия;
- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Маржа покрытия (маржинальная прибыль) — разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию, — очень ценный показатель при анализе финансовых результатов. С ее помощью можно правильнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.
Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли. Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат от операционной деятельности.
Важным источником сокращения затрат и увеличения суммы прибыли является выбор оптимального варианта производственного плана.
Задача выбора оптимального решения значительно усложняется, если требуется учитывать разные
ограничения:
- объем реализации продукции (существуют границы спроса на продукцию);
- трудовые ресурсы (общее количество или по профессиям);
- материальные ресурсы (недостаток материалов для изготовления продукции в необходимом количестве);
- недостаток фонда рабочего времени оборудования и т.д.
Процесс принятия решений с учетом ограничений предусматривает определение маржи покрытия, которую дает каждое изделие на единицу недостающего ресурса. Предпочтение отдается производству тех видов продукции, которые обеспечивают более высокий уровень данного показателя.
Пример. Фирма выпускает два изделия: пальто и куртки. Расход ткани ограничен 25 000 м, постоянные затраты — 15 000 тыс. руб. Требуется составить план, который обеспечит получение максимума прибыли.
Таблица 1. Обоснование структуры производства продукции при дефиците материальных ресурсов
Показатель |
Пальто | Куртки | Итого |
Удельные переменные расходы, руб. | 4 800 | 3 900 | |
Цена изделия, руб. | 7 500 | 6 000 | |
Расход материала на изделие, м | 3 | 2 | |
Маржа покрытия на единицу продукции, руб. | 2 700 | 2 100 | |
Маржа покрытия на 1 м ткани, руб. | 900 | 1 050 | |
Количество заказов, ед. | 5 000 | 8 000 | |
Требуемый расход ткани, м | 15 000 | 16 000 | 31 000 |
Наличие ткани, м | 25 000 | ||
Вариант 1 |
|||
Объем производства, шт. | 3 000 | 8 000 | |
Расход ткани, м | 9 000 | 16 000 | 25 000 |
Маржа покрытия, тыс. руб. | 8 100 | 16 800 | 24 900 |
Постоянные затраты, тыс. руб. | 15 000 | ||
Прибыль, тыс. руб. | 9 900 | ||
Вариант 2 |
|||
Объем производства, шт. | 5 000 | 5 000 | |
Расход ткани, м | 15 000 | 10 000 | 25 000 |
Маржа покрытия, тыс. руб. | 13 500 | 10 500 | 24 000 |
Постоянные затраты, тыс. руб. | 15 000 | ||
Прибыль, тыс. руб. | 9 000 |
Ограничивающим фактором являются
материальные ресурсы. Несмотря на то, что пальто имеют более высокую маржу покрытия на единицу продукции, чем куртки, из материала, который необходим для изготовления двух пальто, можно сшить три куртки. Поскольку производство курток обеспечивает большую маржу покрытия на 1 м. ткани, их должно быть выпущено столько, сколько требует спрос, а остальная ткань будет использована на выпуск пальто.
Заметим, что второй вариант, при котором сначала изготавливают максимально возможное количество пальто, не будет более доходным. Можно сшить 5 000 пальто из 15 000 м. ткани, а из остальных 10 000 м. — 5 000 курток. Маржа покрытия (МП) и прибыль (П) в этом случае составят:
МП = 5 000 * 2 700 + 5 000 * 2 100 = 13 500 + 10 500 = 24 000 тыс. руб.;
П = 24 000 — 15 000 = 9 000 тыс. руб.
Следовательно, производство курток — более выгодный путь использования дефицитного ресурса, в данном случае ткани.
Аналогичным образом максимизируется величина прибыли по трудовым ресурсам и по оборудованию, которые могут быть одновременно использованы на производстве нескольких изделий. Только в данном случае нужно учитывать маржу покрытия за человекочас, машиночас и т.д.
Таким образом, деление затрат на постоянные и переменные и использование критических и предельных величин позволят получить более точные результаты расчетов и на этой основе выбрать более оптимальный вариант управленческого решения из имеющихся альтернатив. Использование этой методики в практике работы предприятий будет способствовать более эффективному управлению процессом формирования затрат и финансовых результатов.
Полностью методы планирования на предприятии вы можете изучить в курсах «Бизнес-планирование», «Управление финансами (финансовый менеджмент)» и «Корпоративные финансы» при обучении по индивидуальной программе, в удобном для себя месте, времени и темпе, сочетая обучение с профессиональной деятельностью.