Процветание навечно: какая маркетинговая стратегия подходит вашему бизнесу

Главной целью бизнеса является получение максимума прибыли в течение длительного периода устойчивой работы. Рассмотрим четыре проверенных стратегии развития предприятия: стратегия максимальной цены, стратегия изъятия, стратегия проникновения и низкой цены.

Автор: Bлaдимиp Aлександрович Бapинoв, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и менеджмента Российской экономической академии им. Г.В. Плexaнoвa.

 

Главной целью каждого предприятия является получение максимума прибыли в течение длительного периода устойчивой работы.

Перспективное развитие предприятия обеспечивается путем стратегического управления на основе стратегического планирования. Основной задачей руководства является разработка перспективной стратегии развития предприятия, а затем постепенная реализация и корректировка выбранной стратегии посредством краткосрочного планирования и управления. Таким образом, стратегическое и краткосрочное планирование представляют единый динамический процесс.

В рыночной экономике действия по управлению предприятием определяются прежде всего спросом на выпускаемую продукцию, поэтому в основе любого способа развития лежит определенная маркетинговая стратегия.

Например, маркетинговая стратегия низких цен в сочетании с расширением объемов производства и долгосрочным заемным финансированием представляет один вид стратегии. Стратегия высоких цен на продукцию высокого качества не требует значительных инвестиций в расширение производства, но нуждается в больших затратах на исследования, что обеспечивается путем краткосрочного заемного финансирования.

С течением времени меняются цены на продукцию, затраты на проведение маркетинга, объемы производства и финансирования, поэтому все стратегии развития являются динамическими. Приведем важнейшие варианты динамических стратегий развития:

  • Стратегия максимальной цены используется при высоком уровне качества продукции (табл. 1).
  • Стратегия изъятия рекомендуется после получения высоких прибылей, когда тот же продукт предлагается другим слоям покупателей по умеренным ценам (табл. 2).
  • Стратегия проникновения предполагает, что фирма завоевывает рынок с помощью низких цен, а затем, когда конкуренты подавлены, их повышает (табл. 3).
  • Стратегия низкой цены характерна для невысокого качества продукции (табл. 4).
  • Стратегия пульсации начиная с низкого положения в маркетинге, производстве и финансах постепенно перерастает в какую-либо из вышеназванных стратегий. Такая стратегия рекомендуется при отсутствии информации о конкурентах или недостаточном опыте руководства предприятием. Она имеет малый риск получения убытков и вполне может привести к успеху при адекватной реакции на любые изменения, происходящие на рынке, однако может быть успешной только в течение короткого времени.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как проводить маркетинговые исследования: пошаговый процесс от определения проблемы до презентации результатов

 

 

Таблица 1. Стратегия максимальной цены

Маркетинг Цена высокая; затраты на рекламу средние, на сервис — средние или высокие, на исследования — высокие
Производство Поддерживается на текущем уровне с постепенным расширением в дальнейшем
Финансирование Привлечение больших сумм краткосрочных кредитов на начальных этапах с поддержанием их на среднем уровне или снижением в дальнейшем, использование средств из прибыли для расширения производства
Результаты Оборот и прибыль быстро возрастают и держатся на стабильном уровне длительное время
Комментарий Стратегия не приведет к успеху при одновременном применении несколькими предприятиями в отрасли

Таблица 2. Стратегия изъятия

Маркетинг Сначала цена высокая, затем постепенно снижается; затраты на исследования сначала высокие, затем снижаются; затраты на рекламу и сервис средние
Производство Медленное расширение производственных мощностей до определенного уровня
Финансирование Привлечение больших сумм краткосрочных кредитов со значительным их сокращением в дальнейшем за счет стабилизации объемов производства
Результаты Высокий оборот на старте с постепенным снижением; высокая прибыль в течение длительного времени с возможным увеличением за счет снижения издержек финансирования
Комментарий Стратегия успешна в течение короткого времени

Таблица 3. Стратегия проникновения

Маркетинг Сначала цена низкая, после завоевания значительной доли рынка сильно возрастает; затраты на сервис и исследования сначала средние, затем снижаются; на рекламу — сначала высокие, затем — средние
Производство Значительное расширение производственных мощностей; на начальных этапах большие объемы закупки товаров
Финансирование Привлечение больших объемов долгосрочного финансирования для закупки оборудования
Результаты Сначала прибыль невелика или отсутствует, в дальнейшем после завоевания рынка достигает значительной величины
Комментарий Стратегия успешна при четком планировании на начальном этапе и при малой распространенности среди аналогичных предприятий

Таблица 4. Стратегия низкой цены

Маркетинг Цена ниже средней; затраты на сервис и исследования ниже средних; реклама — средняя или ниже средней
Производство Значительное расширение производственных мощностей; на начальных этапах большие объемы закупки товаров
Финансирование Привлечение минимального долгосрочного финансирования для закупки оборудования
Результаты Оборот средний с постоянным увеличением за счет повышения объемов сбыта; в долгосрочном периоде прибыль достигает значительного уровня за счет увеличения оборота
Комментарий Стратегия может быть успешной через длительный промежуток времени
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Спрос и виды маркетинга: что делать в разных ситуациях

 

Здесь рассмотрены только основные стратегии. Поскольку любые изменения должны производиться медленно: стратегии со слишком высоким или слишком низким объемом производства можно успешно реализовать только в течение длительного времени. Исследования показывают, что если выбрана неудачная стратегия развития, то корректировать ее надо медленно и с большой осторожностью.

Таким образом, перед принятием любого стратегического решения необходимо проанализировать все возможные результаты этих решений.

 

Вы сможете выбрать правильную стратегию для вашего бизнеса изучив курс «Стратегический менеджмент»:

Стратегический менеджмент: практический интерактивный дистанционный курс
Стратегический менеджмент: практический интерактивный дистанционный курс

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы