Методика аудита налогообложения — это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в процессе аудита налогообложения. Целью методики аудита налогообложения является представление руководства по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала в области аудита налогообложения.
Автор:
Aлeкcaндp Aлeкceeвич Caвин, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Аудит» BЗФЭИ.
Методика аудита налогообложения — это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в процессе аудита налогообложения.
Целью методики аудита налогообложения является представление руководства по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала в области аудита налогообложения.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Задачами методики аудита налогообложения является определение:
- подходов к проведению проверки на различных этапах аудита налогообложения;
- основ взаимоотношений аудиторской организации с аудируемым лицом и третьей стороной в ходе аудита налогообложения;
- ответственности сторон при проведении аудита налогообложения;
- порядка проведения конкретных процедур проверки;
- порядка оформления рабочих документов и результатов аудита налогообложения.
При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам выполняются все
этапы аудита:
- предварительное планирование аудита налогообложения;
- непосредственное планирование аудита налогообложения;
- оценка системы внутреннего контроля организации по правильности, своевременности и полноте исчисления налогов;
- проведение аналитических процедур (аудит по существу);
- оценка результатов аудиторской выборки;
- оценка влияния результатов аудита налогообложения на мнение аудитора о степени достоверности финансовой отчетности.
Методика аудита налогообложения разрабатывается по той же схеме, что и методика аудита отдельных участков бухгалтерского учета и включает в себя
шесть разделов.
Раздел 1 «Цель и задачи проверки отдельных налогов и сборов» раскрывает цели и задачи аудиторской проверки соответствующего налога.
Раздел 2 «Перечень основных нормативных документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты соответствующих налогов и сборов» содержит все нормативные акты, регулирующие установленные правила ведения бухгалтерского и налогового учета, порядок налогообложения проверяемых налогов и хозяйственных операций, связанных с объектом проверки.
Раздел 3 «Источники информации для проверки» содержит документы, служащие основанием для отражения в учете операций, которые формируют налоговые базы проверяемых налогов. Перечень первичных документов приводится по каждому налогу. Аудиторы, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну, за ее разглашение они несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Раздел 4 «Основные направления проверки налогов и сборов» определяет основные направления проведения проверки по существу:
- действие федерального и регионального законодательства, а также нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- какие налоги (сборы) должен уплачивать налогоплательщик;
- действие актов законодательства о налогах и сборах во времени;
- проверка порядка исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах;
- проверка на соответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах НК РФ;
- проверка действия международных договоров по вопросам налогообложения;
- анализ решений, постановлений, определений и т.д. судебных органов, влияющих на организацию налогообложения в Российской Федерации (Конституционный, Высший Арбитражный и Верховный суды);
- проверка режимов налогообложения (обычный, специальные);
- статус налогоплательщика и наличие подтверждающих этот статус документов (резидент / нерезидент, коммерческая организация / некоммерческая организация, бюджетная / внебюджетная, крупнейший налогоплательщик, налогоплательщик / налоговый агент, собственник / посредник, юридическое / физическое лицо и т.д.);
- проверка доходов из различных источников (в РФ, от источников за пределами РФ и т.д.);
- проверка объектов налогообложения по каждому налогу и специальному режиму;
- проверка налоговой базы по каждому налогу и специальному режиму;
- проверка налогового периода по каждому налогу и специальному режиму;
- проверка налоговых ставок по каждому налогу и специальному режиму;
- проверка порядка исчисления по каждому налогу и специальному режиму;
- проверка порядка уплаты по каждому налогу и специальному режиму;
- сроки уплаты по каждому налогу и специальному режиму;
- специальные вопросы, присущие данному налогу и специальному режиму;
- льготы и основания для их использования налогоплательщиком в предусмотренных законодательством случаях;
- анализ особенностей деятельности налогоплательщика, влияющие на процесс налогообложения (сезонность, ритмичность, географическое местонахождение, климатические условия, сегментарность бизнеса, межправительственные соглашения и международные обязательства, специальные решения Правительства РФ и т.д.);
- анализ особенностей организационной структуры налогоплательщика (вхождение в транснациональную и (или) национальную корпорацию, естественную монополию, сеть, холдинг, корпорацию и т.д., наличие филиалов и других обособленных подразделений, наличие оборудованных и необорудованных рабочих мест, место нахождения имущества, осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика и т.д.);
- проверка внутренних регламентов и иных локальных актов налогоплательщика (учредительные документы, решения общих собраний, решения совета директоров и иных органов управления, приказы, включая приказы о внутренних и внешних политиках, распоряжения, указания, положения, инструкции, коллективные договоры и т.д.);
- проверка прав собственности на активы и обязательства налогоплательщика, включая права собственности на товары, работы, услуги;
- проверка взаимозависимости при осуществлении деятельности налогоплательщика, включая договорные обязательства;
- проверка обоснованности ценообразования для целей налогообложения;
- экспертиза операций на предмет их экономического смысла;
- экспертиза цели делового характера деятельности налогоплательщика;
- анализ обоснованности/необоснованности налоговой выгоды;
- анализ возможности реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- анализ наличия необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности (управленческий или технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения, транспортные средства);
- анализ периода создания и деятельности организации (незадолго до совершения хозяйственной операции, «спящая» фирма, разовый характер операций и т.д.);
- проверка ритмичности/неритмичности совершения хозяйственных операций;
- анализ нарушений налогового законодательства в прошлом;
- проверка расчетов по налогам с использованием «проблемного» банка;
- проверка транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
- анализ расчетов при использовании посредников при осуществлении хозяйственных операций;
- проверка актов контролирующих органов, решений и постановления судебных органов, решения о неисполнении и (или) отказе от исполнения обязательств, влияющих на процесс налогообложения;
- проверка правильности и своевременности оформления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (первичные документы, регистры, справки, расчеты, пояснения, расшифровки, внутренняя отчетность и т.д.);
- проверка правильности заполнения и оформления бухгалтерской, налоговой, статистической и иной отчетности;
- проверка своевременности сдачи бухгалтерской, налоговой, и иной отчетности в соответствующие адреса;
- экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов с налоговыми органами;
- экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов с таможенными органами;
- экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов с финансовыми органами;
- экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов с правоохранительными органами;
- экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов с другими органами и организациями (государственными, общественными и т.д.);
- экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов в судебных органах;
- анализ особенностей налогообложения в условиях конкурсного производства, процедуры банкротства, реорганизации, ликвидации и т.д.;
- проверка обоснованности, правильности и оформления предъявляемых санкций со стороны налоговых, финансовых и других органов (недоимки, а также пени и штрафы);
- проверка порядка и сроков внесения исправлений, уточнений и корректировок по расчетам, уплате и оформлению документов по налогам;
- проверка списания безнадежных долгов по налогам и сборам;
- проверка отсрочки, рассрочки по уплате налога и сбора, инвестиционного налогового кредита;
- проверка оформления в учете и отчетности порядка и условий применения обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов: залога имущества, поручительства, пени, приостановления операций по счетам в банке и наложения ареста на имущество налогоплательщика;
- проверка зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов;
- проверка возврата сумм излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;
- проверка отсутствия налоговых и иных правонарушений;
- проверка на соответствие соглашениям и договорам об избежании двойного налогообложения и т.д.
Раздел 5 «Проверка заполнения и представления финансовой отчетности и налоговых деклараций» предполагает проверку предпосылок подготовки финансовой отчетности и налоговых деклараций, а также полноту, точность и сопоставимость данных и соблюдение установленных сроков ее представления.
Раздел 6 «Классификация выявленных ошибок и нарушений» содержит наиболее часто встречающиеся нарушения по соответствующим налогам и сборам.
Учитывая изложенное, необходимо организовать процесс проверки по конкретному налогу так, чтобы план и программа проверки были достаточно компактными и универсальными, а контроль качества проверки было удобно и легко осуществлять как со стороны руководителей проверки, так и со стороны руководства и собственников (представителей собственников) налогоплательщиков.
Методика является внутренним нормативным актом аудиторской организации, которым должны руководствоваться все сотрудники при проведении аудита налогообложения.
Взаимосвязь учетной политики и финансов организации, а также инструменты анализа, оценки и совершенствования финансовой политики вы можете изучить системно с помощью программы повышения квалификации «Финансовый менеджмент и планирование» (6 курсов, ~4 мес. обучения, сертификат).