Методика аудита налогообложения

Методика аудита налогообложения — это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в процессе аудита налогообложения. Целью методики аудита налогообложения является представление руководства по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала в области аудита налогообложения.

Автор:

Aлeкcaндp Aлeкceeвич Caвин, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Аудит» BЗФЭИ.

Методика аудита налогообложения — это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в процессе аудита налогообложения.

Целью методики аудита налогообложения является представление руководства по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала в области аудита налогообложения.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Задачами методики аудита налогообложения является определение:

  • подходов к проведению проверки на различных этапах аудита налогообложения;
  • основ взаимоотношений аудиторской организации с аудируемым лицом и третьей стороной в ходе аудита налогообложения;
  • ответственности сторон при проведении аудита налогообложения;
  • порядка проведения конкретных процедур проверки;
  • порядка оформления рабочих документов и результатов аудита налогообложения.

При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам выполняются все

этапы аудита:

  • предварительное планирование аудита налогообложения;
  • непосредственное планирование аудита налогообложения;
  • оценка системы внутреннего контроля организации по правильности, своевременности и полноте исчисления налогов;
  • проведение аналитических процедур (аудит по существу);
  • оценка результатов аудиторской выборки;
  • оценка влияния результатов аудита налогообложения на мнение аудитора о степени достоверности финансовой отчетности.

Методика аудита налогообложения разрабатывается по той же схеме, что и методика аудита отдельных участков бухгалтерского учета и включает в себя

шесть разделов.

Раздел 1 «Цель и задачи проверки отдельных налогов и сборов» раскрывает цели и задачи аудиторской проверки соответствующего налога.

Раздел 2 «Перечень основных нормативных документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты соответствующих налогов и сборов» содержит все нормативные акты, регулирующие установленные правила ведения бухгалтерского и налогового учета, порядок налогообложения проверяемых налогов и хозяйственных операций, связанных с объектом проверки.

Раздел 3 «Источники информации для проверки» содержит документы, служащие основанием для отражения в учете операций, которые формируют налоговые базы проверяемых налогов. Перечень первичных документов приводится по каждому налогу. Аудиторы, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну, за ее разглашение они несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Основные модели оценки инвестиционных проектов

Раздел 4 «Основные направления проверки налогов и сборов» определяет основные направления проведения проверки по существу:

  1. действие федерального и регионального законодательства, а также нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований;
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. какие налоги (сборы) должен уплачивать налогоплательщик;
  4. действие актов законодательства о налогах и сборах во времени;
  5. проверка порядка исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах;
  6. проверка на соответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах НК РФ;
  7. проверка действия международных договоров по вопросам налогообложения;
  8. анализ решений, постановлений, определений и т.д. судебных органов, влияющих на организацию налогообложения в Российской Федерации (Конституционный, Высший Арбитражный и Верховный суды);
  9. проверка режимов налогообложения (обычный, специальные);
  10. статус налогоплательщика и наличие подтверждающих этот статус документов (резидент / нерезидент, коммерческая организация / некоммерческая организация, бюджетная / внебюджетная, крупнейший налогоплательщик, налогоплательщик / налоговый агент, собственник / посредник, юридическое / физическое лицо и т.д.);
  11. проверка доходов из различных источников (в РФ, от источников за пределами РФ и т.д.);
  12. проверка объектов налогообложения по каждому налогу и специальному режиму;
  13. проверка налоговой базы по каждому налогу и специальному режиму;
  14. проверка налогового периода по каждому налогу и специальному режиму;
  15. проверка налоговых ставок по каждому налогу и специальному режиму;
  16. проверка порядка исчисления по каждому налогу и специальному режиму;
  17. проверка порядка уплаты по каждому налогу и специальному режиму;
  18. сроки уплаты по каждому налогу и специальному режиму;
  19. специальные вопросы, присущие данному налогу и специальному режиму;
  20. льготы и основания для их использования налогоплательщиком в предусмотренных законодательством случаях;
  21. анализ особенностей деятельности налогоплательщика, влияющие на процесс налогообложения (сезонность, ритмичность, географическое местонахождение, климатические условия, сегментарность бизнеса, межправительственные соглашения и международные обязательства, специальные решения Правительства РФ и т.д.);
  22. анализ особенностей организационной структуры налогоплательщика (вхождение в транснациональную и (или) национальную корпорацию, естественную монополию, сеть, холдинг, корпорацию и т.д., наличие филиалов и других обособленных подразделений, наличие оборудованных и необорудованных рабочих мест, место нахождения имущества, осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика и т.д.);
  23. проверка внутренних регламентов и иных локальных актов налогоплательщика (учредительные документы, решения общих собраний, решения совета директоров и иных органов управления, приказы, включая приказы о внутренних и внешних политиках, распоряжения, указания, положения, инструкции, коллективные договоры и т.д.);
  24. проверка прав собственности на активы и обязательства налогоплательщика, включая права собственности на товары, работы, услуги;
  25. проверка взаимозависимости при осуществлении деятельности налогоплательщика, включая договорные обязательства;
  26. проверка обоснованности ценообразования для целей налогообложения;
  27. экспертиза операций на предмет их экономического смысла;
  28. экспертиза цели делового характера деятельности налогоплательщика;
  29. анализ обоснованности/необоснованности налоговой выгоды;
  30. анализ возможности реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  31. анализ наличия необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности (управленческий или технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения, транспортные средства);
  32. анализ периода создания и деятельности организации (незадолго до совершения хозяйственной операции, «спящая» фирма, разовый характер операций и т.д.);
  33. проверка ритмичности/неритмичности совершения хозяйственных операций;
  34. анализ нарушений налогового законодательства в прошлом;
  35. проверка расчетов по налогам с использованием «проблемного» банка;
  36. проверка транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  37. анализ расчетов при использовании посредников при осуществлении хозяйственных операций;
  38. проверка актов контролирующих органов, решений и постановления судебных органов, решения о неисполнении и (или) отказе от исполнения обязательств, влияющих на процесс налогообложения;
  39. проверка правильности и своевременности оформления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (первичные документы, регистры, справки, расчеты, пояснения, расшифровки, внутренняя отчетность и т.д.);
  40. проверка правильности заполнения и оформления бухгалтерской, налоговой, статистической и иной отчетности;
  41. проверка своевременности сдачи бухгалтерской, налоговой, и иной отчетности в соответствующие адреса;
  42. экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов с налоговыми органами;
  43. экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов с таможенными органами;
  44. экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов с финансовыми органами;
  45. экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов с правоохранительными органами;
  46. экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов с другими органами и организациями (государственными, общественными и т.д.);
  47. экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов в судебных органах;
  48. анализ особенностей налогообложения в условиях конкурсного производства, процедуры банкротства, реорганизации, ликвидации и т.д.;
  49. проверка обоснованности, правильности и оформления предъявляемых санкций со стороны налоговых, финансовых и других органов (недоимки, а также пени и штрафы);
  50. проверка порядка и сроков внесения исправлений, уточнений и корректировок по расчетам, уплате и оформлению документов по налогам;
  51. проверка списания безнадежных долгов по налогам и сборам;
  52. проверка отсрочки, рассрочки по уплате налога и сбора, инвестиционного налогового кредита;
  53. проверка оформления в учете и отчетности порядка и условий применения обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов: залога имущества, поручительства, пени, приостановления операций по счетам в банке и наложения ареста на имущество налогоплательщика;
  54. проверка зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов;
  55. проверка возврата сумм излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;
  56. проверка отсутствия налоговых и иных правонарушений;
  57. проверка на соответствие соглашениям и договорам об избежании двойного налогообложения и т.д.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Наука о счастье: краткая история вопроса

Раздел 5 «Проверка заполнения и представления финансовой отчетности и налоговых деклараций» предполагает проверку предпосылок подготовки финансовой отчетности и налоговых деклараций, а также полноту, точность и сопоставимость данных и соблюдение установленных сроков ее представления.

Раздел 6 «Классификация выявленных ошибок и нарушений» содержит наиболее часто встречающиеся нарушения по соответствующим налогам и сборам.

Учитывая изложенное, необходимо организовать процесс проверки по конкретному налогу так, чтобы план и программа проверки были достаточно компактными и универсальными, а контроль качества проверки было удобно и легко осуществлять как со стороны руководителей проверки, так и со стороны руководства и собственников (представителей собственников) налогоплательщиков.

Методика является внутренним нормативным актом аудиторской организации, которым должны руководствоваться все сотрудники при проведении аудита налогообложения.

Взаимосвязь учетной политики и финансов организации, а также инструменты анализа, оценки и совершенствования финансовой политики вы можете изучить системно с помощью программы повышения квалификации «Финансовый менеджмент и планирование» (6 курсов, ~4 мес. обучения, сертификат).

 

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы