Существуют две основные модели поведения лидера (конкурентная и кооперативная), которые в свою очередь подразделяются на маскулинные и фемининные лидерские модели. Каждая из них различается способами достижения статуса лидера, значимости отдельных личностных характеристик, привилегиями и полномочиями в группе. Каждая из них также содержит ключи к достижению желаемого статуса и полномочий. В первом случае способ достижения лидерства конкурентный, во втором — это добровольный выбор членов группы.
Автор:
Taтьянa Влaдимиpoвна Бeндac, доктор психологических наук, заведующая кaфедpoй социальной пcиxoлогии Opeнбургского государственного университета.
Существуют две основные модели поведения лидера (конкурентная и кооперативная), которым соответствуют различные личностные характеристики.
1. Конкурентная лидерская модель имеет филогенетические корни, поэтому особенности поведения лидера и определенные личностные черты в некоторой степени сходны с поведением и характеристиками вожака в сообществе животных. Им становится, как правило, крупный, зрелый по возрасту и агрессивный самец с повышенной сексуальностью (правда, порой и здесь бывают исключения — крупная и старая самка или самка в состоянии полового покоя); роль вожака непременно сопровождается различными привилегиями — в пище, месте нахождения в сообществе, в выборе активности и т. п. Поэтому лидер, соответствующий этой модели, демонстрирует определенные черты своей личности и социального поведения.
Основные проявления этой модели следующие:
1. Способ достижения статуса лидера, соответствующего этой модели, как правило, конкурентный (это захват власти с использованием различных средств принуждения — физического, психологического, манипулирования и пр.)
2. Обязательно наличие разнообразных привилегий у лидера (чем они больше, тем сильнее конкуренция за лидерство).
3. Модель отличается
значимостью для лидера индивидных характеристик:
- пола (преимущество — у мужчины);
- возраста (преимущество — у представителя старшего возраста, но не пожилого);
- сексуальной привлекательности (она должна быть у претендента на лидерство достаточно высокой).
4. Высокие показатели «конкурентных» личностных характеристик лидера:
- конкурентности;
- доминантности;
- агрессивности;
- половой идентификации (это должен быть маскулинный мужчина, а не фемининный или андрогинный);
- уверенности в себе;
- эгоцентризма и непременной заботы о себе, своих привилегиях и благополучии (доминирующей над заботой об окружающих);
- самодостаточности;
- мотивации власти и достижения;
- эмоциональной устойчивости;
- успешности по деловым критериям;
- делового лидерского стиля.
5. Низкие показатели «кооперативных» личностных качеств:
- кооперативности;
- коммуникативных характеристик (направленности на общение, альтруизма, экстраверсии, мотивации аффилиации);
- социального интеллекта;
- успешности по социоэмоциональным критериям (лидер не придает значения человеческим отношениям, а нацелен лишь на дело);
- благополучия в личной жизни (индивид с конкурентными характеристиками, на наш взгляд, будет и в семье создавать конкурентную среду, возможно, подавлять окружающих, поэтому, скорее всего, и члены его семьи, а в конце концов и он сам, вследствие этого будут несчастливы);
- эгалитарности взглядов на женское и мужское лидерство.
2. Кооперативной модели свойственны:
1. Способ достижения статуса лидера — без принудительного захвата власти. Это добровольный выбор членов группы; борьба за лидерство не ведется, лидером становится наиболее пригодный для выполнения групповой задачи член группы.
2. Выполнение лидерской роли не приносит претенденту никаких материальных или иных привилегий, а сулит ему лишь психологические преимущества — в виде уважения и любви окружающих.
3. Незначимость для лидера индивидных характеристик (пола, возраста, сексуальной привлекательности — иначе говоря, лидером может быть и мужчина, и женщина, и молодой, и пожилой, и зрелого возраста, и не обязательно сексуально привлекательный).
4. Высокие показатели «кооперативных» личностных характеристик лидера:
- коммуникативных характеристик (направленности на общение, альтруизма, экстраверсии, мотивации аффилиации);
- лидерского потенциала;
- интеллекта (скорее здесь важен социальный интеллект: это позволяет лидеру ладить с окружающими, не претендуя на всю полноту власти);
- успешности по социоэмоциональным критериям;
- социоэмоционального лидерского стиля (т. е. направленного на подлинное сотрудничество с членами группы, — не ради манипулирования ими, а ради них самих, ради достижения совместных целей);
- кооперативности среды в детстве;
- благополучия в личной жизни;
- эгалитарности взглядов на женское и мужское лидерство (т. е. мужчина и женщина имеют равные права и способности быть лидером).
5. Низкие показатели «конкурентных» личностных характеристик лидера:
- конкурентности;
- доминантности;
- агрессивности;
- половой идентификации (здесь возможны варианты: андрогинный или фемининный мужчина либо андрогинная или маскулинная женщина);
- уверенности в себе (это слабое место лидера такого типа: он много времени посвящает взаимоотношениям с окружающими, психологическому климату, он стремится никого не обидеть; главным образом, речь идет об отсутствии самоуверенности); эгоцентризма;
- самодостаточности;
- мотивации власти и достижения;
- эмоциональной устойчивости (возможна некоторая тревожность);
- успешности по деловым критериям;
- стереотипности взглядов на женское и мужское лидерство (вернее, отсутствие таких взглядов, поскольку они — эгалитарные).
3. Маскулинная и фемининная модели являются разновидностями конкурентной модели.
Маскулинная лидерская модель:
1. Подчинена принципу долженствования — поэтому претендент на лидерскую роль непременно борется за нее практически в любой ситуации, даже если не обладает соответствующими характеристиками для успешного исполнения этой роли.
2. В присутствии женщин конкуренция мужчин за лидерство обостряется: статус лидера повышает его сексуальную привлекательность, которая повышает его шансы стать лидером.
3. Лидер непременно имеет ряд привилегий, материальных и нематериальных.
4. Имеют важное значение индивидные характеристики:
- мужской пол (это должен быть маскулинный мужчина, хотя таким лидером может быть и женщина с маскулинными характеристиками. В глазах окружающих это воспринимается как отклонение от нормы. Женщины-лидеры, демонстрирующие такую модель поведения, подражают и мужскому лидерскому стилю — доминантному, ассертивному и агрессивному. Однако их сексуальная привлекательность при этом не повышается, как у мужчин, а снижается;
- зрелый (или просто старший) возраст.
5. Высокие показатели:
- конкурентности;
- маскулинности;
- сексуальности;
- доминантности;
- агрессивности.
Фемининная лидерская модель — другая разновидность конкурентной модели:
1. Подчинена принципу комплиментарности, дополнительности, вакуума. Лидерская роль принимается только при условии наличия вакуума лидерства, когда нет претендента, «пригодного» для лидерской роли, т. е. обладающего маскулинными чертами и отвечающего характеристикам маскулинной модели. Как правило, женщины — претенденты на лидерство — испытывают страх, что выполнение ими этой роли уменьшит их сексуальную привлекательность или даже приведет их к утере своей гендерной идентичности — женственности.
2. Важны индивидные характеристики:
- женский пол (или мужской с фемининными характеристиками);
- молодой возраст.
3. Высокие показатели фемининности и подчиненности (при сочетании с низкой доминантностью).
4. Низкие показатели конкурентности, агрессивности и сексуальности.
Таблица 1. Характеристики моделей
Модель |
Характеристики |
Конкурентная |
Значимость индивидных характеристик (возраста, сексуальности, маскулинности и фемининности), высокие показатели конкурентности, доминантности, агрессивности, эгоцентризма, мотивации власти и достижения, макиавеллизма, деловой успешности, эмоциональной устойчивости и уверенности в себе, стереотипность взглядов на женское и мужское лидерство, наличие конкурентной среды в детстве и низкие значения показателей кооперативной модели |
Кооперативная |
Высокие значения кооперативности, мотивации, аффилиации, экстраверсии, лидерского потенциала, социального интеллекта, социоэмоциональной успешности, благополучие в личной жизни, а также эгалитарность взглядов на женское и мужское лидерство, наличие кооперативной среды в детстве и низкие показатели конкурентной модели |
Маскулинная |
Высокие значения возраста, сексуальных характеристик, доминантности, агрессивности, конкурентности |
Фемининная |
Низкие показатели возраста, сексуальных характеристик, доминантности, агрессивности, конкурентности, а также неодобрение окружающими лидерства испытуемого |
Сформировать, развить или усилить свои лидерские качества вы можете с помощью практического курса «Лидерство». Вы можете изучить его по индивидуальной программе, составив с помощью опытного куратора свой учебный план из любых психологических и управленческих курсов нашего каталога. Тем самым вы получаете системную учебную программу, которая включает в себя только те практические знания и навыки, которые вам интересны и нужны.