Автор: Джеймс Л. Адамс (James L. Adams), заслуженный профессор Стэндфордского университета, консультант общественных и коммерческих организаций. Материал публикуется в сокращенном и адаптированном переводе с английского.
Скорость и гибкость мышления поддаются сознательному улучшению. Составление простых списков является элементарным способом улучшения концептуальных способностей. Люди часто составляют различные списки, когда не слишком доверяют собственной памяти — например, списки покупок или списки необходимых дел.
В качестве вспомогательного средства в процессе мышления списки используются крайне редко, хотя этот инструмент очень эффективен. С его помощью вы можете организовать свои мысли таким образом, чтобы максимально усилить свои возможности мышления.
Составление списка по простым правилам для улучшения скорости и гибкости мышления является неотъемлемым элементом такого метода, как «мозговой штурм».
Упражнение 1. Чтобы лучше понять суть и важность составления списков при решении задач, предлагаем вам выполнить следующее упражнение. Представьте себя консультантом завода по производству обычного красного кирпича, который в данный момент испытывает финансовые затруднения. Менеджера завода интересуют новые сферы применения выпускаемого продукта. Подумайте над вопросом три-четыре минуты и запишите новые варианты использования кирпича. Возьмите чистый лист бумаги и запишите на нем за четыре минуты все идеи, по данной проблеме, которые приходят вам в голову. Не забывайте о подвижности и гибкости мышления, избегайте трезвых оценок и стандартных подходов. Составьте максимально длинный список.
Составление списков на бумаге концентрирует ваше внимание. Если записывать идеи после «нескольких минут раздумий», то новых идей будет меньше, чем когда при записи их на бумаге. Было ли ваше мышление гибким и подвижным? Чтобы приблизительно оценить его подвижность, скажем, что наши студенты в среднем находили от 10 до 20 новых вариантов использования кирпичей за отведенное для выполнения упражнения время: одни — от 5 до 10, другие — от 10 до 20, а третьи — от 20 до 30 альтернатив. Немногим удавалось генерировать более 30 или менее 5 вариантов. Кривая воображаемого графика полученных результатов будет похожей на изображение колокола.
Если в списке перечислены такие идеи, как «построить стену, построить камин, выложить внутренний дворик, построить обувной магазин, построить магазин бытовой техники, построить магазин одежды, построить бакалейный магазин» и т.п., то ваше мышление можно назвать подвижным, но лишь в отношении одного из возможных вариантов использования обычного кирпича. Скорее всего, подобные варианты хорошо известны производителю этого товара.
В процессе концептуализации очень важную роль играет гибкость мышления. Мышление человека можно считать по-настоящему гибким в данной ситуации, если в списке его предложений перечислены самые разнообразные идеи. Например, использование кирпича при постройке резервуаров для хранения воды, обогреве постельного белья холодными ночами, измерении уровня грязи в лужах, в качестве материала для скульптур, детских игр или для использования в новом виде спорта — к примеру, в соревнованиях по укладке кирпича. Подобные идеи позволяют выйти за пределы стандартных рамок восприятия и использования обычного кирпича.
Если ваш процесс мышления достаточно гибок, то в вашем списке непременно найдутся забавные и даже смешные идеи. Но если он свидетельствует о недостаточной гибкости вашего мышления, то это значит, что вы страдаете от блока, связанного с навешиванием ярлыков. Именно он не позволяет вам выйти за стандартные рамки. В нашем обществе кирпич воспринимается исключительно как строительный материал, что является стереотипом.
Преодоление установок
Использование многих творческих методов направлено на преодоление наших психологических установок. Другими словами, задача состоит в том, чтобы научить нас не сосредотачиваться на первом пришедшем в голову решении, а рассматривать большее количество альтернатив.
Можно составить список определений стандартного предмета, который поможет более полно оценить его, а следовательно, активизировать процесс концептуализации. Попробуем составить список характеристик обыкновенного кирпича. Вот некоторые из них:
- Вес
- Прочность
- Цвет
- Шероховатость
- Правильность формы (прямые углы, ровные поверхности)
- Способность проводить и аккумулировать тепло
- Плохая токопроводящая способность
- Пористая структура
- Твердость
Придумайте дополнительные характеристики и запишите их. Не исключайте экономический аспект. Поразмыслите над эстетическим аспектом. Если теперь вы возьмете один из пунктов приведенного выше списка, например вес, то поймете, что вам стало значительно легче представлять себе нестандартные варианты использования простого кирпича — например, в качестве якоря, балласта, ограничителя открывания двери, противовеса, прижима для использованных тряпок или газет, метательного снаряда на войне, во время акций протестов, против вредных соседей и т.п. В процессе концептуализации гораздо полезнее думать о характеристиках объекта, нежели о применяемых к нему стереотипах.
Таблица 1. Пример выполнения задания по усовершенствованию шариковой ручки.
Характеристики |
|||
Цилиндрическая форма | Пластиковый корпус | Отдельный колпачок | Стальной стержень и т.п. |
Альтернативы | |||
Многогранная форма | Металлический корпус | Прикрепленный колпачок | Без стержня |
Квадратная форма | Стеклянный корпус | Без колпачка | Одноразовый стержень |
В форме капли | Деревянный корпус | Оттягивающийся колпачок | Бумажный стержень |
Рельефная форма | Бумажный корпус | Очищающий колпачок | Чернильный стержень |
Список мелких проблем
Вот еще один пример использования данного метода. Попробуйте составить «список мелких проблем». Большинство людей с хорошо развитым воображением неоднократно мечтали о том, чтобы изобрести что-либо очень полезное для общества и не работать остаток жизни, а только получать доходы от своего гениального изобретения. Только единицы добились этого на практике.
Такой низкий процент реализации подобных идей объясняется двумя основными факторами. Во-первых, достаточно сложно придумать конкретное изобретение, в котором очень нуждается человечество. Во-вторых, для получения финансовой выгоды от такого рода изобретений могут понадобиться годы разработок. К тому же альтернативных решений второй проблемы практически не существует.
Чтобы придумать потенциально прибыльное изобретение, нужно сосредоточиться на нуждах и потребностях окружающих. Одним из вариантов может быть проведение опроса. Можно зайти в ближайшую больницу и расспросить ее персонал о том, в чем они нуждаются больше всего. Другой вариант — представить себя на месте конкретного потребителя.
Например, представьте себя водителем грузовика и подумайте, что бы вам в этой ситуации могло понадобиться. Третий вариант, пожалуй, самый простой: вспомните о том, что вы также являетесь потребителем определенных продуктов и услуг и что ваши потребности и пожелания, вероятнее всего, разделяет множество других потребителей аналогичных товаров и услуг. Полученное в результате изобретение будет удовлетворять потребности не только ваши, но и многих людей во всем мире.
Основной проблемой, с которой приходится сталкиваться каждому в подобной ситуации, является склонность к обобщению. Скорее всего, ваши собственные желания слишком размыты и неконкретны. В таком случае можно попробовать составить список максимально приземленных потребностей, который мы называем «списком мелких проблем». Это гибкий и одновременно очень конкретный список разнообразных мелочей, которые не дают вам покоя в повседневной жизни.
Упражнение 2. Составьте письменно список мелких проблем. Не забывайте о чувстве юмора. Если за десять минут вам нечего будет добавить к нему, то вы, скорее всего, страдаете от ряда эмоциональных и перцептивных блоков или же просто мало задумываетесь о своей жизни. Если задание выполнено вами правильно, то созданный список мелочей будет стимулировать ваш разум к генерированию множества идей для разнообразных изобретений. Значит, вам удалось отразить в списке наиболее актуальные и конкретные проблемы, сохранив при этом подвижность и гибкость мышления.
Среди перечисленных мелких проблем должны быть как широко распространенные, так и конкретные, очень нестандартные. Для большинства людей это будет первый случай в их жизни, когда они задумались о конкретных небольших деталях и мелких проблемах, которые мешают им жить и постоянно беспокоят их.
Ниже приведен список мелочей, которые беспокоят некоторых нынешних студентов. Сравните составленный вами список с этим примером. Как вам кажется, ваши проблемы являются настолько же разнообразными, конкретными и личными, как и проблемы студентов нашего университета?
Студентов, завершивших создание таких списков, мы часто просим подумать над тем, какие изобретения помогли бы решить различные проблемы из этих списков. В результате практически в каждом случае на свет появляются очень интересные изобретения. Чтобы перейти к размышлению об изобретениях, сначала нужно сузить список мелочей до нескольких проблем, кажущихся наиболее актуальными и перспективными.
После этого мы просим студентов выработать несколько концепций решения выбранных проблем. Затем из общего количества концепций выбирается одна, которая продумывается более детально, включая физическое оформление изобретения и возможные области его применения. Попробуйте выполнить эти задания самостоятельно.
Таблица 2. Список мелких проблем
Ужин перед телевизором Покупка автомобиля Родственники Мужская мода Спутанные волосы после сна Жареный картофель Мытье газовой плиты и духовки Наклейки на бампере, которые сложно отклеить Мячи, которые нужно накачивать Необходимость смотреть на карту местности во время езды Неустойчивые столы и стулья Большие связки ключей Износ набоек на туфлях Пробки, которые ломаются или рассыпаются в горлышке бутылки Торговые автоматы, проглатывающие деньги Автоматические двери гаража Протекающие краны Двери, которые разбухают и скрипят при повышении влажности Газеты, на страницах которых стираются чернила Плохие книги Карандаши, которые нужно постоянно затачивать Перегорающие лампочки Колготки Отсутствие второго носка из пары |
Марки, которые плохо приклеиваются Тупые ножи Хлорка в бассейнах Необходимость натирания обуви кремом Шумные часы Пластиковые цветы Продукты быстрого приготовления Пуговицы, которые нужно пришивать Заусенцы Неподлежащие переработке консервные банки Отсутствие бумаги в туалете Растаявшее мороженое Погнутые ключи Статическое электричество в автомобиле, на ковре и т.п. Слишком широкие канавы для прокладки труб Сломанные спицы Продевание нитки в иголку Холодный чай Стрижка газонов Поиск нужных книг в библиотеке Рекламные агенты, которые приходят на дом или звонят по телефону Аккумуляторы ноутбуков Неисправные амортизаторы Бритье |
В ходе размышлений вы можете использовать и так называемый «контрольный список». С его помощью можно проанализировать свой мыслительный процесс и убедиться в том, что вас не сдерживают какие-либо блоки. Джон Арнольд, один из пионеров преподавания дизайна, использует контрольный список, который приведен ниже.
Контрольный список для новых идей
-
Поиск нового применения. Как можно использовать идею в оригинальной форме? Как можно использовать модифицированную идею?
-
Адаптация. Какие подобные идеи существуют? Какие идеи являются результатом этой? Можно ли провести параллели с прошлыми идеями? Что можно позаимствовать от других? Что можно наследовать?
-
Модификация. Как выглядит та же идея под новым углом зрения? Что можно изменить: значение, цвет, движение, звук, запах, форму, очертания? Какие еще изменения возможны?
-
Увеличение. Что можно добавить? Больше времени? Увеличить частоту? Прочность? Высоту? Длину? Толщину? Можно ли увеличить ценность? Добавить новые ингредиенты? Продублировать? Умножить? Преувеличить?
-
Уменьшение. Что можно отнять? Уменьшить? Сгустить? Миниатюризировать? Сделать ниже? Короче? Легче? Что-либо исключить? Упростить? Разделить?
-
Замена. Чем можно заменить? Кем можно заменить? Изменить ингредиенты? Использовать другие материалы? Использовать другой процесс обработки? Другой источник энергии? Другое место? Другой подход? Другой тон голоса?
-
Перекомпоновка. Поменять местами компоненты? Использовать другую схему? Использовать другой макет? Другую последовательность? Поменять местами причину и следствие? Изменить темп? Изменить расписание?
-
Обратное превращение. Поменять местами положительное и отрицательное? Подумать о противоположном? Повернуть процесс вспять? Перевернуть все «с ног на голову»? Поменять роли? Переобуть ботинки? Переставить столы? Повернуться другой стороной?
- Комбинирование. Подумать о смеси, сплаве, ассортименте, группе? Можно ли совместить отдельные элементы? Можно ли совместить цели? Совместить лозунги? Совместить различные идеи?
Профессор Арнольд сравнивает подобный список с колодой карт, которую можно тщательно перемешать для того, чтобы посмотреть, смогут ли комбинации элементов расширить и дополнить процесс мышления.
Метод использования различных списков могут применять все, кто заинтересован в выработке максимального количества альтернатив в процессе концептуализации. Он подходит для разных типов мышления. Он также гарантирует сохранение выработанных идей, поскольку они фиксируются на бумаге. Одни идеи могут порождать другие идеи. Записанные на бумаге оригинальные идеи могут просуществовать в таком состоянии некоторое время, пока они не натолкнут вас на новые размышления.